Урок 1-2. Тема: Понятие о проекте. Этапы проекта. Практическая работа «Снятие мерок для построения чертежа поварского колпака».
Раздел. Проект.
Цели урока:
- Дать понятие о проекте;
- Формировать у учащихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большим объемом материала, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения;
- Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
- Воспитывать интерес к труду, точность, аккуратность, усидчивость и внимательность.
- Выполнить практическую работу.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор, модели поварских колпаков, проекты (как пример), сантиметровая лента.
Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
2. Сообщение темы, целей урока.
– Исходя из темы урока, давайте подумаем, какие цели стоят перед нами, чему мы должны научиться. Итак обобщим: На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с понятием «проект», с основными этапами проекта, составим план работы над проектом. А также выполним практическую работу.
3. Изучение нового материала.
3.1. Понятие о проекте.
Творческий проект – это самостоятельная творческая итоговая работа. Проект состоит из отдельных частей. Он может содержать расчеты, технологические карты. Выполнение проекта можно разделить на несколько этапов. Давайте запишем план работы над проектом в тетрадь.
План работы над проектом. (Приложение 1.)
Рассмотрим более подробно деятельность на каждом этапе выполнения проекта.
Итак, первый этап – обоснование проблемы, потребности. Например:
Мы с вами на уроках технологии изучаем раздел «Кулинария». Для соблюдения санитарно-гигиенических правил на уроках кулинарии нам нужна рабочая форма. Какая? Дети называют (фартук, головной убор – косынка). Фартук должен полностью закрывать перед платья, а головной убор – волосы. Это позволит защитить продукты питания от попадания на них микробов, а платье – от загрязнения. Девочки одевают косынки, а мальчики – …? Так вот поварской колпак подойдет и девочкам и мальчикам. Вот мы обосновали потребность в изготовлении поварского колпака. Фартук и головной убор, изготавливают из одной ткани. Ткани для фартука и колпака должны быть гладкими, не ворсистыми, хорошо отстирываться, швы и отделки – прочными. Лучше всего выбрать льняное полотно, ситец или сатин. Изделия из таких тканей имеют красивый внешний вид, хорошо стираются и гладятся.
Решив сшить такое изделие (поварской колпак) надо выбрать понравившуюся модель и подобрать к ней ткань не только по виду (хлопчатобумажная, льняная и др.), но и по цвету и рисунку. Сразу же следует решить вопрос и об оформлении изделия: будет ли оно отделано тесьмой, кантом или вышивкой?
Следующий этап – сбор информации о головных уборах. История поварского колпака. Приложение 2.
Процесс изготовления любой одежды включает в себя расчет и построение выкройки, подготовка ее к раскрою, раскрой, изготовление и оформление изделия.
Следующий этап – моделирование. Каждый из вас на этом этапе работы должен выбрать одну из моделей.
Работа творческая. Все свои идеи вы будете зарисовывать на бумаге. Самый удачный вариант мы нарисуем в рабочей тетради.
На следующем этапе работы вы составляете технологические карты (схемы) изготовления изделия.
В качестве образца я вам раздаю возможные варианты оформления проектов.
Вы немного устали, перед практической работой давайте проведем физкультминутку.
4. Физкультминутка. (Приложение 3.)
- Поднять руки вверх, потянуться, вдох, выдох, опустить руки (2-3 раза).
- Встать, наклон вперед, руками дотянуться до носков, выпрямиться (2-3 раза).
- Руки на пояс, поворот влево, поворот вправо (2-3 раза).
- Руки на пояс, присесть (2-3 раза).
- Руки вдоль туловища, шаг на месте (2-3 раза).
- Сели за парты, руки на парту, сжали и разжали пальцы в кулак (4-5 раз).
5. Практическая работа. Снятие мерок для построения чертежа поварского колпака.
Необходимые материалы: сантиметровая лента, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.
5.1. Вводный инструктаж:
- для снятия мерки нам понадобится сантиметровая лента.
- снимаем мерку вокруг головы по лобной части над уровнем бровей и по самой выпуклой затылочной части.
- результат записываем в тетрадь.
Мерки для поварского колпака
Мерка | Условное обозначение мерки | Величина измерения, см |
Обхват головы | О гол. | 54 |
6. Подведение итогов.
- сообщение учителя о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;
- выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
- Что такое творческий проект?
- Назовите этапы проектирования.
- Правила снятия мерок для определения размера головного убора.
7. Д/з:
- Прописать проект.
- Принести ткань, нитки, инструменты.
8. Уборка рабочих мест.
Урок 3-4. Тема: Построение чертежа изделия в М 1:4 и в натуральную величину.
Раздел. Проект.
Цели урока:
- формировать умения учащихся выполнять чертеж головного убора;
- способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
- воспитывать интерес к труду, точность, аккуратность, усидчивость и внимательность.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.
Оборудование: компьютер, проектор, карандаш, линейка закройщика, ножницы, рабочая тетрадь, инструкционные карты, листы бумаги для построения выкройки в натуральную величину.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Контрольные вопросы.
- Что такое творческий проект?
- Назовите этапы проектирования.
- Правила снятия мерок для определения размера головного убора.
3. Актуализация знаний учащихся.
Сегодня на уроке мы с вами выполним практическую работу – построим чертеж поварского колпака в масштабе 1:4 и в натуральную величину.
Познавательные сведения.
Колпак – головной убор конусообразной или округлой формы.
Основные детали поварского колпака – тулья и околыш. Тулья – это верхняя часть головного убора, покрывающая голову, состоит из стенки и донышка. Околыш – часть головного убора в виде обода, облегающего голову. Околыш может быть притачным или цельнокроеным со стенкой.
Часто поварской колпак изготавливают в форме берета. Донышко увеличивают, собирают на сборки или в складку и притачивают к околышу. Приложение 4.
Чертеж околыша или стенки представляет собой прямоугольник, длина которого равна размеру головы. Чертеж донышка – круг. Величина радиуса круга зависит от размера головы и рассчитывается по формуле длины окружности: R = С : 2π. Чтобы избежать сложных расчетов величины радиуса, можно предложить учащимся воспользоваться таблицей «Соответствие размера головы и радиуса донышка». Приложение 5.
Чертеж выкроек строим на половину изделия.
4. Практическая работа. Построение чертежа поварского колпака в М 1:4 и в натуральную величину.
Необходимые материалы: карандаш, линейка закройщика, рабочая тетрадь.
Ход работы
4.1. Вводный инструктаж:
– Давайте приступим к изготовлению чертежа поварского колпака в М 1:4.
– Для работы нам понадобятся: карандаш, линейка закройщика. Выполнять чертеж мы будем в рабочей тетради по инструкционным картам.
Знакомимся с последовательностью выполнения чертежа. Дети читают инструкционную карту (Приложение 6), учитель показывает на доске.
(предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы).
4.2. Построение чертежа в натуральную величину.
5. Подведение итогов и оценивание работы.
- сообщение учителя о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
- – Чему сегодня мы научились на уроке?
- Что было сложно?
- Вы довольны своей работой?
6. Уборка рабочих мест.
Урок 5-6. Тема: Моделирование одежды и головных уборов.
Раздел. Проектирование и изготовление рабочей одежды.
Цели урока:
- формировать умения учащихся моделировать головной убор;
- способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
- воспитывать интерес к труду, творческой фантазии, художественного вкуса, точность, аккуратность, усидчивость и внимательность.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.
Оборудование: таблицы, карандаш, линейка закройщика, инструкционные карты.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу.
2. Контрольные вопросы.
- Назовите основные детали поварского колпака (тулья и околыш)
- Что представляет собой чертеж околыша (прямоугольник) и чертеж донышка? (круг).
- От чего зависит величина радиуса круга (донышка)? (От размера головы и рассчитывается по формуле R = С:2π).
- Какая ткань используется для изготовления поварского колпака? (Тонкие х/б или смесовые (хлопок и полиэстер)).
3. Актуализация знаний учащихся.
Продолжаем нашу работу над проектом. На этом уроке мы познакомимся с таким понятием как моделирование одежды и видами отделки. Попробуем смоделировать поварской колпак.
3.1. Дать понятие о художественном и техническом моделировании.
Моделирование – это творческий процесс создания новых моделей путем изменения готовой выкройки.
При моделировании одежды вносят изменения в детали выкройки и подбирают различные отделки. Детали изделия по форме и цвету должны сочетаться между собой. Пользуясь цветной таблицей, вы сможете определить родственнее и контрастные, теплые и холодные цвета. Это поможет вам в подборе отделки поварского колпака. (Приложение 7).
При подготовке к раскрою на выкройку надо нанести линии фасона, написать название каждой детали, отметить направление долевой нити, указать величину припусков на швы, вырезать детали выкройки.
3.2. Выбор модели и техническое моделирование поварского колпака.
При моделировании основы колпака можно изменить ширину околыша и увеличить радиус донышка. Для моделирования складок в длину окружности донышка надо заложить 12 складок Σ + 84 см. Избежать сложных расчетов также поможет таблица (размер радиуса с учетом прибавки к обхвату головы 1 см).
3.3. Виды отделки изделий – вышивка, аппликация, тесьма и др.
Отделкой могут служить вышивка, тесьма, ткань другого цвета, отделочные детали и т.п.
Тесьма – это плетеные полоски, выработанные из хлопчатобумажных, шелковых, шерстяных или синтетических ниток. Она бывает разнообразной по расцветке. Тесьма хорошо растягивается в ширину и может быть уложена на изделии в любом направлении.
Шитье – это полосы тонкой хлопчатобумажной ткани, на которых выполнена машинная вышивка.
Кружево изготавливают на специальных кружевных машинах из хлопчатобумажной и льняной пряжи, а также из капроновых и искусственных ниток. Кружево вырабатывают узкой полоской.
Моделирование колпака. План работы.
- Зарисовка эскиза колпака со складками.
- Изменение формы деталей колпака.
- Оформление выкройки.
4. Практическая работа. Моделирование поварского колпака со складками.
Необходимые материалы: чертеж, рабочая тетрадь, ручка, карандаш, линейка. (Приложение 8).
Учитель. Расход ткани рассчитываем по формуле О гол. + 5. Дети записывают в тетрадь.
(Для ускорения процесса изготовления выкройки можно применить следующий прием. Сложить миллиметровую бумагу вдвое и начертить в натуральную величину четверть круга. Разметить складки и сделать засечки на отметке Х→ О).
5. Подведение итогов и оценивание работ.
- сообщение учителя о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
6. Уборка рабочих мест.
Урок 7-8. Тема: Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке.
Раздел. Проектирование и изготовление рабочей одежды.
Цели урока:
- формировать умения учащихся правильно выполнять раскрой изделия;
- способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
- воспитывать интерес к труду, творческой фантазии, художественного вкуса, точность, аккуратность, усидчивость и внимательность.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.
Оборудование: компьютер, проектор, инструкционные карты, ножницы, ткань х/б, портновский мел.
Ход урока
1. Организационный момент:
- приветствие;
- проверка явки учащихся;
- заполнение классного журнала;
- проверка готовности учащихся к уроку;
- настрой учащихся на работу.
2. Контрольные вопросы.
- Что означает декатировать ткань? (предотвратить последующую усадку)
- Как определить направление долевой нити ткани, лицевую и изнаночную стороны?
3. Актуализация знаний учащихся.
Перед тем как раскроить поварской колпак нужно подготовить ткань. Необходимые материалы: ткань, нитки, ножницы, детали выкройки, утюг.
- Подготовка ткани к раскрою. (Приложение 9).
- Повторяем технику безопасности при работе с ножницами и булавками.
4. Практическая работа. Раскрой изделия. Подготовка деталей кроя к обработке.
(Приложение 10).
5. Подведение итогов и оценивание работ.
- сообщение учителя о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
- сообщение о теме следующего урока;
- задание учащимся на подготовку к следующему уроку.
6. Уборка рабочих мест.
Урок 9-10. Тема: Художественная отделка изделия. Обработка односторонних складок и сборок.
Раздел. Проектирование и изготовление рабочей одежды.
Цели урока:
- формировать умения учащихся выполнять художественную отделку изделия;
- способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
- воспитывать интерес к труду, творческой фантазии, художественного вкуса, точность, аккуратность, усидчивость и внимательность.
Тип урока: комбинированный.
Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.
Оборудование: компьютер, проектор, инструкционные карты, тесьма, мулине, иголки, ножницы.
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Контрольные вопросы.
- Какие отделочные материалы применяют для отделки швейных изделий?
- Для чего при пошиве изделий применяют отделочные материалы?
3. Актуализация знаний учащихся. (Приложение 11).
4. Практическая работа. Художественная отделка изделия. (Приложение 12)
5. Подведение итогов и оценивание работ.
- сообщение учителя о достижении целей урока;
- объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся;
6. Уборка рабочих мест.
Урок 11-12. Тема: Сборка изделия. Обработка срезов зигзагообразной строчкой.
Раздел. Проектирование и изготовление рабочей одежды.
Цели урока:
- формировать умения учащихся обрабатывать срезы зигзагообразной строчкой;
- способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов;
- воспитывать интерес к труду, аккуратность, усидчивость и внимательность.
Тип урока: комбинированный
Методы проведения: фронтальная беседа, рассказ, демонстрация.
Оборудование: компьютер, проектор, инструкционные карты, ножницы, швейные машины, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Актуализация знаний учащихся.
Вы уже знакомы с приемами влажно-тепловой обработки. Давайте их вспомним.
Утюгом утюжат ткани, детали швейных изделий, готовые швейные изделия, удаляют замины, приутюживают швы. Работы, которые выполняют с помощью тепла и влаги, называют влажно-тепловой обработкой. От этой обработки во многом зависит внешний вид и качество готового изделия.
Влажно-тепловую обработку выполняют как в процессе изготовления изделия, так и при окончательной отделке его.
Чтобы повысить качество влажно-тепловых работ, применяют пульверизатор и проутюжильник. С помощью пульверизатора равномерно увлажняют ткань, деталь или изделие перед утюжкой.
Проутюжильник – это кусок льняной или хлопчатобумажной белой ткани. Перед утюжкой его увлажняют, и через него выполняют влажно-тепловую обработку. (Приложение 13)
4. Практическая работа. Сборка изделия. Обработка срезов зигзагообразной строчкой. (Приложение 14).
5. Подведение итогов и оценивание работ.
6. Уборка рабочих мест.
Урок 13-14. Тема: Защита проекта.
Раздел. Проектирование и изготовление рабочей одежды.
Цели урока:
- подвести не только общие, но и индивидуальные итоги проекта;
- дать индивидуальные рекомендации каждому учащемуся, выполнившего проект;
- сконцентрироваться в большей мере на позитивных результатах проектов;
- дать возможность высказаться каждому учащемуся с критикой работы в рамках проекта;
Тип урока: обобщение
Оборудование: проекты учащихся, готовые изделия учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент:
2. Презентация. Выступление учащихся.
3. Рефлексия.
Что нового тобой приобретено в ходе его выполнения?
Обдуманно ли тобой выбраны идеи?
Твоя идея была хорошо обоснована как лучшая?
Какие трудности в работе над проектом тебе встретились? Как удалось с ними справиться?
Какой этап проектирования тебе особенно интересен? Почему?
Литература:
- В.Е. Мельников, В.А. Мигунов, П.А. Петряков. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология». – Великий Новгород, 1999.
- Р. А. Гильман. Иголка и нитка в умелых руках. – Москва: Легпромбытиздат, 1993.
- Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова «Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность учащихся». – Волгоград: Издательство «Учитель».
- Журналы. «Школа и производство».
- Интернет ресурсы. (fin-servis.ru/).