Урок химии по теме "Классы неорганических соединений. Растворы веществ". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цели:

  1. в игровой форме закрепить, проверить усвоение первоначальных понятий, умение отличать простые вещества от сложных, умение составлять формулы веществ, записывать уравнения реакций, знания правил техники безопасности;
  2. активизировать и расширить субъектный опыт учащихся;
  3. мотивировать учащихся на успехи творчество, коллективное и индивидуальное;
  4. развивать аналитико-синтезирующее мышление, умение действовать самостоятельно;
  5. воспитывать устойчивый интерес к изучаемому предмету, положительное отношение к знаниям.

Оборудование и реактивы: Таблицы «Простые и сложные вещества», «Уравнения химических реакций», ноутбук, проектор.

Ход урока

На столах учащихся находятся номерные пробирки с веществами (кислота, щелочь, хлорид натрия);индикаторы: метиловый оранжевый, лакмус, фенолфталеин.

На демонстрационном столе: набор реактивов для опытов.

Вступительное слово учителя. Слайд 1

Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Сегодня мы собрались в химическом кабинете, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников нашей школы и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?»

Эпиграф к уроку: «Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся…» (М.В. Ломоносов).(Слайд 2)

Химия – это удивительная страна. И она с нами повсюду.

Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок о бок живем!
Так что без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!
А чтобы больше и лучше все знать
Надо химию понять. (Слайд 3) 

Учитель: Скоро Новый год. И в ожидании этого замечательного праздника мы попробуем провести не просто урок химии, а урок путешествие в виде триллера по заколдованному химическому лесу. Путешествуя по химическому лесу, перед вами будет стоять задача повторения и закрепления знаний по теме:

Вы должны пройти по маршруту, включающему 7 различных препятствий.

Если хорошо справитесь с заданиями, то получите путевку в химическую страну и будете посвящены в химики.

В составе жюри – учащиеся 10 класса.

А, чтобы успешно справиться с заданиями, вы должны помнить следующие слова:

Орешек знаний тверд, но все же
Мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет простой девиз:
«Хочу все знать!» (Слайд 4)

Учитель: Хочу сказать, что ваша дорога по химическому лесу будет непростая. На вашем пути будут сложные препятствия. Это и «Аллея окаменевших деревьев» и «Непроходимое болото», и «Избушка на курьих ножках с Бабой Ягой». А еще «Дом с привидениями», «Жилище Лешего», «Дупло Соловья-разбойника» и жилище «Лесных химических гномов».

(Слайд 5) 

Ну что же в добрый путь! Опыт 1 (Тайная надпись)

Ведущий: И так, на вашем пути первое препятствие «Аллея окаменевших деревьев»

Это та часть заколдованного леса, где живут давно вымершие деревья. Большую часть времени они неподвижны, но от заката до рассвета оживают и не пропускают никого из тех, кто появляется на аллее. Вновь сделать их неподвижными можно, если правильно выполнить полученное задание.

Учитель: Задание 1. «Разминочка» - вопросик на засыпочку! (Слайд 6)

Вам необходимо определить: о чем идет речь.

Слайд 7-14

Ведущий: А перед вами новое препятствие «Непроходимое болото»

Здесь обитают маленькие зеленые лизуны. Это противно пахнущая плесенью и тиной масса. Она так и норовит схватить вас и затащить в трясину, из которой не выбраться. Опыт 2 (Получение Fе(ОН)2)

Учитель: Избавиться от них можно, если выполнить следующее задание 2 «Угадаечка – веселые перевертыши» (Слайд 15)

Переставьте буквы в каждом слове, и вы получите названия химических элементов.

Вариант 1: Езлоеж, мникрей, наплита, леодруг.

Вариант 2: Орребес, притонк, цинвес, додворо.

Вариант 3: Сликодор, цинвес, цеагнрам, леодруг.

Вариант4: Наймиг, отолоз, ниймилюа, тоаз.

Вариант 5: цийлакь, рохл, есар, рийба. (Слайд 16)

Ведущий: А на вашем пути как вы думаете что: «Избушка на курьих ножках» В ней живет Баба-Яга. Она частенько топит печку, в которой живут головешки. Они жгут огнем любого, кто здесь окажется. Справиться с ними можно только выплеснув ведро воды. Тогда они потухнут. И останется только «Дым без огня» Опыт 3.

Учитель: Ну а чтобы никто не пострадал, давайте-ка расселим всех жителей по своим домам.Задание 3. (Слайд 17-18).

Расселите вещества, формулы которых приведены, по «домикам»:

О2, Н3РО4, СаО, Си(ОН)2, К, ВаО, Р2О5, Н2S, NаCl, Fe, S, O3, С, СО, Hg, КОН, Ag

Ведущий: А мы двигаемся дальше. И на вашем пути «Дом с привидениями»

Живут в этом доме привидения, оборотни, упыри и вурдалаки, которые не появляются в светлое время суток. Но только сядет солнце, как они выползут изо всех щелей. Они очень любят поболтать и задают множество вопросов. Сумеете ответить на эти вопросы – они пропустят вас беспрепятственно. Ну, а если не сумеете – загрызут до смерти. И потекут «кровавые реки» Опыт 4.

Учитель: А чтобы этого не случилось, необходимо правильно распределить вещества по классам. «Не знающие - пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз» (Античный афоризм)

Но сначала давайте вспомним все определения основных классов неорганических соединений. Задание 4 (Слайд 19-25.)

Задание:

Распределите вещества по классам: кислоты, соли, оксиды, основания. Дайте всем веществам названия.

СО2, NаОН, Н2СО3, Си(ОН)2, СаО, НСI, Са(ОН)2, НNО3, АI(ОН)3, СиО, Н3РО4, СиСl2, КОН, Na2SO4, SO2, Nа3РО4, SО3, Н24, КNО3, СаСО3

Оксиды, Кислоты, Основания, Соли.

Ну что ж. Давайте проверим ваши работы. (Слайд 26-27)

Ведущий: И снова в путь. О! Что я вижу! На вашем пути жилище «Лесных химических гномов».

Живут «Лесные химические гномы» в маленьких колбочках-домиках. Как и все гномы, любят прятать свои сокровища в разных углах подземелья. А когда отдыхают – любят поиграть в поддавки.

Если им отказать, то они запрячут вас в подземелье вместе со своими сокровищами. Один выход – выиграть у них, правильно решив тесты. И тогда они станут тихими и смирными. И, возможно, вам улыбнуться.

Учитель: Ребята, вам необходимо выполнить тест. А ответы вы проставите на колбочке, соединив линией правильные ответы. Задание 5 (Слайд 28-29).

После выполнения теста учащиеся показывают свои колбочки с ответами.

Учитель: Я вижу, ваши колбочки улыбаются, значит «Лесные химические гномы» будут довольны.

Но для полной уверенности вам необходимо составить еще несколько формул. Задание 6 (Слайд 30).

Составьте формулы веществ:

1 вариант: оксид натрия, хлорид железа (III), оксид углерода (IV), сульфид алюминия, сернистая кислота, гидроксид калия.

2 вариант: оксид алюминия, хлорид магния, оксид серы(VI), фосфорная кислота, гидроксид бария, сульфид натрия.

3 вариант: оксид лития, хлорид кальция, оксид азота(V), хлороводородная кислота, гидроксид цинка, сульфит калия.

4 вариант: оксид кальция, карбонат натрия, оксид фосфора(V), сероводородная кислота, гидроксид железа(III), бромид магния.

5 вариант: оксид железа(II), фосфат натрия, оксид хлора(VII), угольная кислота, гидроксид кальция, фторид магния.

Ведущий: Вот мы и добрались до «Жилища Лешего». Это совершенно безобидный на вид, маленький тщедушный старичок. Но он очень любит пошалить. Заведет в такие дебри, в такую глушь, что никак не выбраться. Но его можно задобрить, если дать ему напиться чистой воды. А вот где она? В каком бочонке – это предстоит решить вам.

Учитель: Задание 7 Слайд 31-32 Определите вещества: чистая вода, гидроксид калия, серная кислота, данные под номерами 1, 2, 3. Выводы запишите в виде таблицы:

 Реактив:  № 1  №2  №3
 Метиловый оранжевый      
Фенолфталеин      

Не забывайте про правила техники безопасности.

Ведущий: И у вас на пути последнее препятствие «Дупло Соловья-разбойника».

Несмотря на свое грозное название, он самый доброжелательный из всех. Чтобы его не разозлить и не оглохнуть от его свиста, достаточно решить несколько житейских задач.

Учитель: Это задачи на приготовление растворов. Давайте вспомним, что такое растворы и основные формулы, по которым вы будете решать задачи. (Слайд 33-36)

А теперь я вас попрошу выполнить задание 8: решите задачи.

Задачи на растворы. Применение химических веществ в пищевой промышленности и быту.

Задача №1. Пятна от железа, ржавчины и черных чернил можно удалить 10%-м раствором кислой щавелевокалиевой соли. Какую массу компонентов смеси нужно взять для приготовления 100г данного раствора?

Задача №2. От сильного солнца волосы изменяют свой цвет, выгорают и становятся ломкими. Поэтому светлые волосы рекомендуется полоскать отваром ромашки, который придает им дополнительный блеск. Какова концентрация раствора, если на 1000г воды взяли 80г ромашки?

Задача №3. Древние греки использовали для ухода за волосами и в качестве стимулятора их роста луковую шелуху, отвар которой втирали в кожу головы. Для этого брали 40г сухой луковой шелухи и варили 15 минут в 250г воды. Какова концентрация этого раствора?

Задача №4. Поцарапанную мебель из дуба, ореха и красного дерева можно восстановить, если смазать ее слабым раствором йода. Сколько необходимо взять йода для приготовления 2%-го раствора массой 150г?

Задача №5. При усталости глаз рекомендуют применять в виде компрессов 7%-й раствор из меда или чая. Рассчитайте массу меда, который положили в раствор массой 70г.

Учитель: Вот мы и подошли почти к концу нашего путешествия по сказочному химическому лесу. Осталось выполнить последнее задание –разгадать кроссворд! (Слайд 37)

Подведение итогов:

Объявляются баллы команд. Объявляется команда – победительница.

Ритуал посвящения: В сегодняшнем состязании вы показали, что знания у вас прочные, и вы действительно любите химию.

Выходит учащийся-старшеклассник и зачитывает:

Совершается ритуал. Прикоснитесь к этой спиртовке, и вы будете помнить все правила техники безопасности при нагревании (подносит спиртовку – все прикасаются)

Прикоснитесь к серной кислоте, и она не прожжет вашей одежды.

А теперь положите правую руку на учебник химии и повторяйте за мной:

Слайд 38:

«Клянусь я кислотой и хлором всегда урок по химии учить.
И быть в учении упорным, клянусь!
Клянусь Периодическим законом достичь того, чего не знал.
И до всего дойти умом, клянусь!
Клянусь я медным купоросом раскрыть все сложные вопросы, клянусь!
Клянусь, что буду на уроках с большим усердием работать.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!

Учитель подводит итог и говорит заключительные слова:

Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расстаться нам пришла пора.
Будете с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни вас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!

При разработке данного урока были использованы следующие источники информации:

  1. Научно-методический журнал «Химия. Все для учителя». 2011г. №12, 10.
  2. Интернет ресурсы: festival.1sentember.ru

Презентация