Урок литературного чтения. А.С. Пушкин "Сказка о царе Салтане…". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • обучение детей ведению диалога с автором во время чтения текста, анализу текста;
  • обобщение знаний детей и выяснение глубины понимания главной мысли произведения;
  • обучение составлению сравнительной характеристики героев с опорой на текст произведения;
  • развитие навыка выразительного чтения стихотворного текста;
  • воспитание интереса к чтению, любви к книге, способности сопереживать.

Оборудование урока:

  • учебники литературного чтения для 4 класса "В океане света" Р.Н.Бунеева и Е.В.Бунеевой,
  • раздаточный материал для учащихся,
  • записи на доске "Черты характера",
  • магнитофон, диск с музыкой,
  • портрет поэта, магниты,
  • подарочное издание книги с иллюстрациями к сказкам,
  • материалы для проведения викторины,
  • грамоты, жетоны.

План урока.

  1. Организационный момент. 1 мин.
  2. Проверка домашнего задания. 5 мин.
  3. Работа с текстом и составление сравнительной характеристики царя Салтана и князя Гвидона. 10мин.
  4. Задание на дом. 1 мин.
  5. Физкультпауза. 1 мин.
  6. Работа по развитию навыка выразительного чтения на материале отрывка "Лебедь и Коршун". 10 мин.
  7. Беседа-обобщение по "Сказке о царе Салтане...". 5 мин.
  8. Викторина по сказкам А.С.Пушкина. 5 мин.
  9. Подведение итогов. 1 мин.

Конспект урока.

Открою вам секрет: я очень люблю читать сказки А.С.Пушкина. А вы?

Какую сказку великого русского поэта вы изучали на предыдущих уроках? "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди". Тогда прочтите понравившиеся вам отрывки из сказки о царе Салтане и расскажите, почему вам понравился тот или иной отрывок.

Дети зачитывают отрывки. Учитель задает уточняющие вопросы по содержанию прочитанного текста, оценивает чтение детей. 2-3 человека.

Ребята, а как вы думаете, кто главные герои этой сказки? Царь Салтан, князь Гвидон. Царевна Лебедь. Давайте сейчас вместе подумаем, какими чертами характера наделил автор царя Салтана и князя Гвидона? Поищем сходство и различия. Выполнять работу вы будете на листках. (См. Приложение 1). Выберите из списка слова-характеристики и запишите на "лучах".

Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой.

Итак, каким вам представляется царь Салтан?

Я отмечу его черты характера красным цветом. (Магниты)

Добрый и милосердный (пощадил злодеек, не наказал гонца)

Вспыльчивый (хотел повесить гонца, разозлился на придворных, нежелающих его пускать в путешествие)

Любящий(любит жену и сына, тоскует по ним)

Простой (женился на крестьянке, любит слушать о чудесах)

Доверчивый (верит во все чудеса)

Пассивный (не нашел виновников трагедии)

Гостеприимный(угощает купцов, вернувшихся из плавания)

А каков молодой князь Гвидон? Я отмечу черты его характера синим цветом. (Магниты)

Добрый, милосердный (пожалел и спас Лебедь, пожалел бабушку - сватью бабу Бабариху)

Справедливый и вспыльчивый(наказал виновниц, будучи комаром, мухой и шмелем, укусил их)

Энергичный и практичный(заводит чудеса в своем уделе, причем белочка пополняет княжью казну, морские витязи несут дозор, а на царевне Лебеди он женится; заставляет причаливать корабли, проплывающие мимо)

Любящий (любит мать, отца, жену, свой народ)

Сильный (вышиб дно у бочки, согнул дубовый сук для лука)

Внимательный (видит печаль на лице отца во время встречи с ним)

Гостеприимный (купцов угощает, расспрашивает о торговле)

Теперь сделаем вывод, что же в первую очередь объединяет отца и сына?

Милосердие и доброта, любовь, вспыльчивость и гостеприимство. А каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный и доверчивый, а сын его активный и практичный.

Какой герой вам нравится больше? А автору? Конечно молодой князь Гвидон, А.С.Пушкин прославляет его уже в названии сказки!

При выполнении этого задания активно работали следующие учении::Их ответы заслуживают отличной оценки.

Для домашнего задания я подготовила вам листки на печатной основе, где вам потребуется сравнить мир, в котором живет царь Салтан и мир, в котором существует князь Гвидон. Это поможет вам еще глубже понять их характеры.(См. Приложение 2)

А теперь отдохнем. Гимнастика для глаз.

Сядьте ровно, быстро поморгайте, теперь закройте глаза и посидите спокойно.

Откройте глаза, опять быстро поморгайте, закройте глаза и отдохните

Откройте глаза, крепко зажмурьте на 3 секунды, откройте и посмотрите вдаль. Повторите еще раз. Зажмурьтесь, посмотрите вдаль.

Ребята, в начале урока вы мне зачитывали понравившиеся отрывки из сказки. Сказка просторная, в ней есть место и лирике, и юмору, и драматизму. Сейчас я прошу вас подумать и сказать, в каком месте сказки вы особенно переживали за ее героев. Когда царицу с ребенком бросили в море в бочку, когда царевну Лебедь чуть не погубил коршун-чародей.

Найдите стр.127. Перечитаем еще раз этот отрывок.

Наша цель: научиться его выразительно читать. Что делает нашу речь выразительной? Какие средства выразительности речи вы знаете?

Темп (медленный, средний, быстрый).

Громкость (громким, обычным, тихим голосом).

Тон речи (какие чувства мы хотим передать).

Пауза (т.е. остановка, короткая или длинная), поставим / или//.

Логическое ударение (подчеркнем то слово, которое нужно выделить голосом).

Сначала учитель дает образец выразительного чтения.

Я для вас сейчас почитаю стихи, а вы внимательно послушайте, понаблюдайте за тем, как меняется темп, громкость, тон речи.

К морю лишь подходит он,
Вот и слышит, / будто стон:// прислушивается
Видно, на море не тихо;
Смотрит // - видит дело лихо: спокойным тоном в медленном темпе
Бьется лебедь средь зыбей, темп ускоряется, Гвидон испытывает тревогу заКоршун носится над ней; лебедь, жалость к ней
Та бедняжка так и плещет,
Воду вкруг мутит и хлещет://быстрее, громче, наступает кульминация
Тот уж когти распустил. Боится опоздать и выпускает стрелу
Клюв кровавый навострил://
Но как раз стрела запела - перелом в сражении, облегчение передать
В шею коршуна задела - голосом,тише и медленнее
Коршун в море кровь пролил,
Лук царевич опустил; //
Смотрит:/ коршун в море тонет юноша наблюдает, еще раз не может
И не птичьим криком стонет, выстрелить (стрела была одна), удивление
Лебедьоколо плывет, момент еще напряженный
Злого коршуна клюет. //
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит
-
И царевичу потом вот когда мы перестали беспокоиться, битва
Молвит русским языком: выиграна, царевич удивлен: птица говорит
"Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель, А как речь- то говорит, словно реченька журчит.
Не тужи, что за меня Это как?
Есть не будешь ты три дня, // Темп медленный, тоннапевный, ласковый,
Что стрела пропала в море; с чувством благодарности.
Это горе - все не горе.
Отплачу тебе добром,
Сослужу
тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня повсюду,как бы издалека, наставительно
А теперь ты воротись.
Не горюй / и спать / ложись".

Беседа. Как сначала нужно читать? Как изменяется голос потом? Почему? Где самый напряженный момент, кульминация? Почему царевич пустил стрелу один раз? Когда опасность миновала, каким голосом я читала? Что можете сказать о речи царевны Лебедь?

Послушайте фрагмент музыки П.И.Чайковского к балету "Лебединое озеро". Что вы услышали в этой музыке?

Затем отрывок читают 2 ученика: мальчик читает за автора, девочка за Лебедь. Дети определяют, чье чтение было самым выразительным. Выставляются оценки.

Обобщение. Ребята, вы уже прочитали сказку до конца. Чем закончилась "Сказка о царе Салтане:"? Салтан приехал к князю Гвидону, узнал, что его жена и сын живы, познакомился с невесткой - прекрасной царевной Лебедь. Веселый пир.

Как обычно заканчиваются фольклорные сказки? Наказанием злых героев

Каких героев мы можем отнести к силам зла в сказке А. С.Пушкина?

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, чародей.

Кто считает, что ткачиха с поварихой и сватьей уже наказаны?

Как? Только ли укусами Гвидона? Они наказаны своим страхом. Живут и ждут, а что будет, когда правда откроется.

Как ведут они себя в финале сказки? Разбежались, спрятались, потом повинились.

Прощает ли их царь Салтан? Гвидон? Автор? Мы, читатели?

Эта сказка самая добрая из всех сказок Пушкина, она говорит нам: "Умейте прощать и тогда все будут счастливы".

Но еще я бы добавила: учитесь радоваться чужому счастью, успеху, удаче, не завидуйте другим людям.

Что легче для вас: посочувствовать боли и горю или порадоваться успеху?

Зависть толкнула героев сказки на злое дело "И завидуют оне государевой жене". Недаром заповедь "Не завидуй!" входит в число 10 христианских заповедей.

Ребята мне понравились ваши ответы. Надеюсь, что вы так же хорошо знаете и другие сказки А.С.Пушкина. Я приготовила для вас викторину "Сказки А. С. Пушкина". За каждый правильный ответ вы получите жетон, а потом подсчитаем, у кого будет их больше.

Викторина по сказкам А.С.Пушкина.

Для кого писал свои сказки А.С.Пушкин? Для взрослых и детей.

Кто помог юному Александру полюбить народные сказки? Няня Арина Родионовна

Сколько сказок он написал? 7, популярных 5

Перечислите сказки, старайтесь давать точное название

  1. Сказка о попе и его работнике Балде.
  2. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князеГвидонеСалтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
  3. Сказка о рыбаке и рыбке.
  4. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.
  5. Сказка о золотом петушке.
  6. Сказка о медведихе.
  7. Сказка о Бове-королевиче.

Кому принадлежат слова, назови героя и сказку.

Свет мой зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?

Царица-мачеха из Сказки о мертвой царевне и семи богатырях.

Сколько раз ходил старик к синему морю просить рыбку выполнить старухины желания? 5 раз

Кто может сказать, о чем просил рыбак золотую рыбку? (Корыто, избу, стать дворянкой, стать царицей, стать владычицей морскою).

В каком году и где была написана Сказка о царе Салтане:?

Летом 1831 года в Царском селе.

Назовите исполнителя песни "Во саду ли в огороде?" Белочка.

Кто вел учет чудесных орехов забавницы белки? Дьяк.

Где состоялась первая встреча попа с Балдой? На базаре.

Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб, что же приговаривал Балда с укоризной? Не гонялся бы ты поп за дешевизной.

В какой сказке хозяева вернулись домой. А там:

Что за диво?
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал. Сказка о мертвой царевне.

Кто обращается за помощью к ветру?

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе:Королевич Елисей.

Кто был верным сторожем царя Дадона? Золотой петушок.

Учитель проводит викторину. Подводит итоги. Награждает победителей грамотами.

(См. Приложение 3)

Итог урока. Вам понравился сегодняшний урок?

Что вы узнали нового? Чем занимались, может быть, впервые?

Спасибо, ребята. Успехов вам в выполнении домашнего задания!