Устный счет на уроках математики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Математические вычисления, осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств  и приспособлений  – иначе называются устным счетом.

Нужно ли ребенка учить считать устно? На этот вопрос нельзя ответить отрицательно. С устным счетом ребенок знакомится задолго до поступления в школу.  В детском саду, на занятиях по математике, детей знакомят с такими математическими действиями, как сложение и вычитание. У маленьких детей абстрактное мышление еще не развито, поэтому им показывают все примеры на конкретных примерах: 2 машинки плюс 1 машинка и т.д. Так дети постепенно запоминают примеры  на сложение и вычитание в пределах 10, присчитывая по одному, затем по два т.д.

Дошкольник постепенно освобождается от узкой конкретности мышления и приобретает способность к абстрактному мышлению. Тем самым достигается уровень развитого интеллекта, для которого в возрасте от 7 до 12 лет характерен еще конкретный подход к проблеме, а начиная с 13 лет  и абстрактный.

Сложение и вычитание изучается на протяжении всего обучения в начальной школе. Формирование понятий об арифметических действиях начинается с первых уроков математики. Формирование вычислительных умений и навыков – одна из основных задач математики в начальной школе. Учитель отрабатывает вычислительный навык на каждом уроке, а вычислительное умение является развернутым выполнением действия, в котором каждая операция осознается и контролируется.

Особое место занимает в начальной школе доведение до автоматизма  навыков устного счёта. Это является одной из главных задач  на начальном этапе обучения математике. Основы устных вычислений закладываются в первые годы обучения. Они активизируют мыслительную деятельность учеников, развивают   память, речь,  повышают внимание и быстроту реакции. Каждый учитель знает, как важно выучить ребенку таблицу сложения и вычитание в пределах 10. Для лучшего запоминания учитель использует различные формы заданий: увеличить (уменьшить) числа на 2,3,4 …; решить «круговой» пример; вспомнить состав числа. Опыт и тренировка играют важнейшую роль в развитии любых способностей. На первом этапе ребенка надо научить  концентрировать внимание и  удерживание в краткосрочной памяти пример.  На следующем этапе детей следует познакомить со  специальными алгоритмами вычислений, умение оперативно подобрать нужный, максимально эффективный алгоритм в каждой конкретной ситуации. Постоянные упражнения в устных вычисления позволят учащимся улучшить  качество устного счета.

Обычно данный вид работы проводится ежедневно. Приведу примеры варианты устного счета для 2, 3, 4 классов.

2 класс

1. Сколько копеек в 1 рубле?
2. Сколько суток в 1 неделе?
3. Сколько часов в 1 сутках?
4. Сколько дм в 1 м?
5. 8 увеличить во столько же раз.
6. Сколько получится, если 49 разделить на 7 одинаковых частей?
7. 9 увеличить во столько же раз.
8. Найти частное чисел 36 и 6.
9. Чему равно произведение чисел 7 и 6?
10. Книга стоит 70 рублей. Она дороже тетради в 10 раз. Сколько стоит тетрадь?
1. Самое большое двузначное число уменьшить на 58.
2. Длина одной стороны треугольника равна 7 см, а другая  сторона на 2 см меньше. Чему равна сумма двух сторон  треугольника?
3. Найти произведение 7 и 9?
4. Найти частное чисел 54 и 9.
5. Сумма двух чисел равна 50. 1 слагаемое – 18. Чему равно  второе слагаемое?
6. Найти сумму чисел 26  и 17.
7. Сколько часов в 2 сутках?
8. Урок во втором классе длится 45 мин. Сколько длятся два урока?
9. 64 разделить на 8 частей.
10. Девочка нарисовала 16 ромашек и столько же васильков,  ей осталось нарисовать еще 8 тюльпанов. Сколько всего  цветов нарисует девочка?
1. Найти произведение чисел 0 и 8.
2. В пакете было 37 конфет. Утром взяли 15 конфет, а вечером еще 8. Сколько конфет осталось в пакете?
3. Сколько мин. в 1ч. 02 мин.?
4. 1 мн. – 8
2 мн. – 9
Чему равно произведение?
5. Найти частное чисел 54 и 9.
6. Найти разность чисел 98 и 60.
7. Чему равна половина рубля?
8. 9 увеличить в 8 раз.
9. 49 разделить на 7 равных частей.
10. За 2 дня Гриша посадил 14 деревьев. В первый день он  посадил 6 деревьев. Сколько деревьев он посадил во второй день?
1. Произведение 2 и 3 увеличить на число 56.
2. От числа 90 вычесть произведение чисел 9 и 2.
3. От числа 62 отнять произведение чисел 6 и 2.
4. Произведение чисел 2 и 4 увеличить на 36.
5. К частному чисел 14 и 2 прибавить 47.
6. 20 уменьшить на произведение чисел 2 и 2.
7. От числа 100 отнять произведение чисел 2 и 5.
8. К частному чисел 6 и 3 прибавить 98.
9. Разность чисел 11 и 3 умножить на 2.
10. Сумму чисел 8 и 6 разделить на 2.

3 класс

Тренажер

Можно использовать для повторения различных случаев сложения, вычитания, умножения, деления.

1. Объем бидона 8 л, а бочки в 7 раз больше. Каков объем бочки?
2. Оля моложе папы в 6 раз, а папе 36 лет. Сколько лет Оле?
3. Высота стула 4 дм, а шкаф в 5 раз выше. Какова высота шкафа?
4. На клумбе растет 6 тюльпанов и 48 нарциссов. Во сколько раз тюльпанов меньше, чем нарциссов?
5. Шоферу нужно развести 60 кг яблок в 3 детских сада, поровну в каждый. Сколько килограммов фруктов получит каждый детский сад?
6. У серой утки 20 птенцов, а у белой в 4 раза меньше. Сколько птенцов у белой и серой уток вместе?
7. Библиотекарь разложил 48 книг на 6 полок поровну, а затем добавил еще по 2 книги на каждую полку. Сколько книг стало на одной полке?
8. Мама расфасовывала 60 кг пастилы. В 7 пакетов она расфасовала по 2 кг пастилы. Сколько пастилы ей осталось расфасовать?
9. В бочке было 68 л воды. На полив огорода израсходовали 26 л, а оставшуюся воду разлили поровну в 6 ведер. Сколько литров воды в ведре?
10. Петя собрал 10 маслят, а рыжиков в 2 раза меньше. Сколько всего грибов собрал Петя?

Повторение случаев табличного умножения и деления

1. Найти произведение чисел 30 и10
2.148 увеличить на 2
3. 500 уменьшить в 10 раз
4. 1 множитель – 648
2 множитель – 1
Произведение – ?
5. 998 увеличить на 1
6. 600 уменьшить на 10
7. Найти сумму чисел 120 и 20
8. Найти разность чисел 380 и 100
9. Найти частное чисел 81 и 9
10. В оркестре было 9 скрипок, а флейт на 3 больше. Сколько всего инструментов было в оркестре?

4 класс

1. Уменьшаемое  63
Вычитаемое 17
Разность – ?
2. 1-е слагаемое 16; 2-е слагаемое на 58 больше. Чему равна сумма?
3. 76 уменьшить на 18.
4. Какое число прибавили к 99 и получили 1000?
5. Какое число надо вычесть из 31, чтобы получилось 18?
6. Какое число больше 19 на 79?
7. Если от 100 отнять задуманное число, то получится 34. Какое число задумали?
8. Задумайте число больше 10, к нему прибавьте 29, от полученной суммы отнимите 17, от остатка отнимите
задуманное число.
Какое число получилось?
9. 1-й множитель 90; 2-й множитель. Чему равно произведение?
10. В стаде 27 лошадей, а коров на 39 голов больше. Сколько всего животных в стаде? 
1. Написать самое маленькое двузначное число.
2. Чему равна сумма первых четырех чисел (счет начинается с 1)
3. 1-е слагаемое – 64; 2-е слагаемое – 29; 3-е слагаемое – 64. Чему равна сумма?
4. 1 слагаемое – 27; 2 слагаемое – на 26 единиц больше. Чему равна сумма?
5. 36 увеличить в 3 раза
6. На сколько 16 меньше 30?
7. Какое число прибавили к 26 и получили 80?
8. Какое число увеличили на 69, чтобы получилось 190?
9. Какое число надо вычесть из 82, чтобы получилось 69?
10. В первой палатке продали 55 арбузов, а во второй на 17 арбузов меньше.   
Сколько арбузов продали в двух палатках?
1. 1 множитель – 20; 2 множитель – 6. Найти произведение.
2. 1 множитель – 70; 2 множитель – ?. Произведение – 490
3. Делимое 81, делитель 9. Чему равно частное?
4. Сумму чисел 3 и 4 умножить на 6.
5. Уменьшить 60 в 6 раз.
6. Какое число увеличили на 44 и получили 70?
7. Какое число уменьшили на 53 и получили 27?
8. Если к 15 прибавить 21, то полученное число будет в 9 раз больше задуманного числа. Какое число задумали?
9. Произведение двух чисел равно 63, чему равна их сумма?
10. Турист проехал на лыжах 13 км, а на поезде на 29 км больше. Какое расстояние проехал турист?
1. Из произведения чисел 95 и 3 вычесть 95
2. Сколько десятков в числе 23098?
3. Сложить наибольшее двузначное число и   
наименьшее трехзначное число.
4. К числу 892 прибавить произведение
чисел 8 и 0
5. Частное чисел 280 и 4 увеличить в 100
Раз.
6. Какое число в 9 раз меньше 810?
7. Из какого числа вычли 18 и получили   
123?
8. Сколько часов и минут в 375 минутах?
9. Мама купила платье за 120 рублей. Она потратила 2/3 своих денег. Сколько денег было у мамы?
10. У мамы было 120 рублей. 2/3 из них она потратила на платье. Сколько стоит платье?