Совместная деятельность педагогов с детьми "Королевство хороших манер"

Разделы: Работа с дошкольниками


«Делать людям хорошее – хорошеть самому».

Л. Татьяничева

Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного человека.

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное существование в обществе.

Первые представления о нормах поведения принятых в обществе, ребенок получает в семье, в детском саду. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений. То, что мы заложим в душу сейчас, проявится и в дальнейшей жизни взрослого человека. Прежде всего, ребенку с малых лет нужно прививать этикет.

Этикет – это установленный в обществе порядок поведения. Уже по тому, как человек входит в комнату, как здоровается,
как садится, как держит руки, какие первые слова произносит, судят об уровне его культуры. Культурный человек всегда и везде вежливый, внимательный, чуткий и со знакомыми и незнакомыми людьми.

Работая с детьми, мы уделяем большое внимание формированию их поведения в играх, на занятиях, в игровой деятельности и в повседневной жизни. В силу того, что дети ежедневно посещают детский сад, появляется возможность закреплять полученные знания и вырабатывать привычку поведения в коллективе.

В своей работе мы используем различные дидактические игры, картинки, музыку, создаем игровые ситуации, читаем художественную литературу, инсценируем сказки и т.д.

Воспитание культуры поведения не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагогов и родителей. Очень важно, чтобы родители увидели и поняли, как проявляется культура общения их ребенка с товарищами, как ребенок разговаривает с взрослыми, какие слова употребляет в разговоре, какие поступки он совершает.

Обращаем внимание родителей на то, как ребенок пользуется телефоном, как ведет себя в поездках на транспорте, в музее, на прогулках по городу, в магазине и т.д. Задача воспитателя и родителей научить ребенка везде, всегда и во всем уважать общество в целом и каждого члена общества в отдельности.

Суть данной работы:

  1. Сформировать у детей представление о нормах отношений между людьми, об их чувствах, правах и обязанностях.
  2. Помочь ребенку раскрыть окружающий мир.
  3. Научить видеть других людей, понимать их поступки, мысли, чувства.
  4. Сформировать нравственные мотивы поведения, которыми он будет руководствоваться в жизни

Мы должны помнить всегда: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Петербург – культурная столица. Петербуржцы – культурные люди. Мы хотим воспитать наших маленьких граждан так, чтобы они соответствовали этому высокому званию.

Цель: познакомить детей с правилами этикета в различных типовых ситуациях и в игровой форме научить применять эти правила.

Задачи:

  • уточнить и систематизировать знания детей о правилах этикета: внешний вид и поведение в коллективе, поведение в транспорте;
  • упражнять в использовании вежливых слов, подборе их в соответствии с ситуацией;
  • совершенствовать культуру диалогической речи: выслушивать собеседника, отвечать на вопросы полными распространенными предложениями и фразами, пользоваться средствами интонационной выразительности;
  • воспитывать культуру речевого общения. Побуждать детей к проявлению доброжелательности, сострадания к окружающим людям;
  • развивать у детей логические операции посредством речевого общения: умение делать обобщение, умозаключение, воображение, внимание, память;
  • воспитывать культуру поведения и умение свободно общаться;
  • закреплять эмоциональное состояние;
  • продолжать развивать способности к самостоятельным суждениям, уметь отстоять свою точку зрения;
  • обогащать словарь детей словами: этикет, доброжелательность, чуткость, вежливость, внимание и т.д.;
  • совершенствовать развитие речи детей обучением составления сказок, рассказов, загадок.

Предварительная работа:

  • Заучивание стихов о вежливых словах, пословиц, поговорок.
  • Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» и т. д.
  • Цикл бесед на этические темы:
    • язык чувств (наши эмоции),
    • мой день рождения (как принимать гостей, подарки, веселиться),
    • на улице (поведение в общественном транспорте, в общественных местах),
    • телефон (правила общения по телефону),
    • волшебные слова (приветствие, благодарность),
    • как себя вести (правила поведения в различных ситуациях: в детском саду, в школе, в театре, музее, в магазине),
    • учимся говорить (умение начать, продолжить и закончить беседу),
    • за столом (правила хорошего тона),
    • внешность (внешний вид мальчика и девочки).
  • Сюжетно-ролевые игры: «Телефон», «Парикмахерская», «Кафе», «Театр», «Музей», «Магазин».
  • Дидактические игры: «Уроки этикета», «Наши чувства и эмоции», «Я хороший», «Хорошо или плохо», «Путешествие в мир эмоций».
  • Рисование: «Украсим орнаментом праздничную одежду», «В театре», «На улице».
  • Аппликация: коллективная работа – «День рождения Мальвины».

Обучение практическим навыкам:

  • Сервировка стола, владение столовыми приборами, владение жестами приветствия.
  • Воспитание аккуратности, опрятности, гигиенических навыков, умения передавать через изобразительную деятельность эмоциональное состояние людей, отношение к поступкам окружающих.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал, убранный как гостиная, украшенный шарами и плакатами со словами приветствий и прощаний, вежливыми словами.
Становятся полукругом, приветствуя гостей: девочки – реверансом, мальчики – поклоном.

Педагог:

Киваем небрежно друг другу, встречаясь.
А то и проходим, не сделав кивка.

Дети (по очереди):

Приветик! Салютик! Фальшивое «Чао!»
Бесстрастное «Будь!» И пустое «Пока!»

Педагог:

А сколько приветствий, простых и прекрасных,
Бытует на нашей земле испокон.

Дети:

«Счастливо!», «Доброе утро!», «Здравствуй!»,
«Будьте здоровы!», земной вам поклон!»
«Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу
сказали, хотя были совсем незнакомы: «Здравствуйте!»
Что особенного мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали, а
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин.)

Педагог:

«Здравствуйте» – ты скажешь человеку
«Здравствуй» – улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет целый год.

Педагог: Сколько прекрасных слов мы сейчас с вами вспомнили. А как они все называются?

Дети: Волшебные, вежливые, добрые слова.

Педагог: А где мы впервые узнаем эти слова?

Дети: Их произносят вежливые люди, наши родители, мы слышим вежливые
слова по телевидению, по радио; узнаем их из книг.

Педагог: Посмотрите, а в нашей гостиной тоже есть книга. Давайте подойдем и рассмотрим ее. Дети читают название книги: «Королевство хороших манер».
Как вы думаете, что может быть в этой книге?

Дети: Сказка

Педагог: Почему вы так думаете?

Дети: В сказках рассказывается о королевствах.

Педагог: В каждом королевстве есть король. Придумайте имя королю «Королевства хороших манер».

Дети: Король Этикет!

Педагог: Какое странное имя. А что обозначает слово «этикет»?

Дети: Хорошие манеры, правила поведения, культура поведения.
Умение жить и вести себя в обществе. Есть речевой этикет. Это умение вежливо разговаривать, не забывать «волшебные» слова.
Подарки дарить и получать – это тоже этикет.

Педагог: Ребята, а вы хотите узнать, о чем эта сказка? Тогда давайте откроем книгу и заглянем в нее. (Открывает первую страницу макета книги, и дети видят, что она пустая). Что же делать? Как же нам узнать сказку о «Королевстве хороших манер»?

(Дети предлагают самим сочинить сказку.)

Педагог: Давайте подумаем, какое начало может быть у сказки «Королевство хороших манер» и у короля Этикета?

Дети: В некотором Королевстве хороших манер жил-был Король Этикет.

(Звучит труба глашатая, и появляется глашатай):

«Слушайте, слушайте, слушайте все!
Слушайте добрые люди!
Сей королевский указ о том,
Что сегодня здесь будет.
Турнир знатоков провести я желаю,
А тех, кто одержит победу в бою,
К себе в Королевство на бал приглашаю».

Король Этикет.

(Глашатай уходит, оставив список с заданиями).

Педагог: Ребята, а вы хотите попасть на бал к королю Этикету? Тогда занимайте места за турнирным столом.

1 задание – загадки:

«Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я,
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится» (Мыло)

«Там, где губка не осилит,
Не домоет, не домылит,
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру.
И коленки оттираю,
Ничего не забываю» (Мочалка)

«Хвостик из кости,
А на спинке – щетинка» (Щетка)

Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)

Педагог: Молодцы, верно, ответили на загадки. Только я не пойму, почему Этикет объединил все эти слова – понятия в одну группу?

Дети: Все это – предметы гигиены.

Педагог: А давайте сверим наш ответ с волшебной книгой.

Переворачивает страницу. Дети видят иллюстрацию аккуратного мальчика.

– Как можно сказать о внешнем виде этого мальчика?

Дети: Чистый, аккуратный, причесанный. Ясен как солнце, как золото блестит.

Педагог: Я думаю, этот мальчик пользуется предметами гигиены каждый день. А вы делаете это?

Ответы детей.

Педагог: А вот и следующее задание, это тоже загадка: «Поверну волшебный круг, и меня услышит друг». Что это?

Дети: Телефон.

Этюд 1

Мальвина (звонит по телефону): Здравствуйте. Это детский сад?
Педагог: Здравствуйте, да – это детский сад.
Мальвина: Позовите, пожалуйста, Даню из группы «Родничок».
Педагог. Сейчас позову.
Мальвина. Спасибо.
Даня: Здравствуй Мальвина.
Мальвина: Здравствуй, Даня, я приглашаю тебя в гости к себе на день Рождения.
Даня: Извини меня, пожалуйста, но я не могу оставить своих друзей.
Мальвина: Хорошо, Даня, я приглашаю тебя вместе с друзьями. Приходите, пожалуйста.
Даня: Спасибо. Обязательно придем.

Педагог читает следующее задание: «Листом красиво дерево, а одеждой – тело».

Этюд 2

Девочка поправляет прическу, советует братишке, скорей собираться в гости, т.к. опаздывать неприлично.

Диалог с братом:

– Антошка, иди, скорей умойся и переоденься.
Антон: И так сойдет.
Настя: Нет, в гости в таком виде идти нельзя. Нужно выглядеть элегантно.

ПомогаетАнтону красиво одеться, причесаться. Перед выходом оба смотрятся в зеркало.

Педагог: Вот волшебная шкатулка. В ней среди различных вещей спрятано то, без чего нельзя отправляться ни на бал, ни на праздник, ни в гости. Что это?

(Среди пиктограмм дети выбирают улыбающееся лицо.)

Педагог: Почему вы решили, что улыбка это то, без чего нельзя появляться на балу?

Дети: Когда идешь в гости на праздник, необходимо иметь хорошее настроение.

Педагог читает задание: «Культура поведения в гостях».

Этюд 3

Дети берут карточки, показывают и рассказывают правила поведения в гостях.

  • Дома как хочу, а в людях как велят. (В чужом доме нужно вести себя скромно, не следует командовать и говорить хозяевам, что и как им делать).
  • Умел звать – умей и угощать.
  • Праздник придет – гостей приведет. (В гости полагается приходить в точно назначенное время, не опаздывать).
  • Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным. (В гости нужно приходить чистым и аккуратным). Мыло серо, да моет бело.
  • Сядем рядком, да поговорим ладком. (Когда пригласили к столу, нельзя бежать бегом и толкаться, рассаживаясь за столом).
  • Угощенье от души слаще меда-сахара. (За столом нужно вести себя хорошо и правильно пользоваться столовыми приборами).
  • Ешь пирог с грибами и держи язык за зубами. (Когда я ем я глух и нем).
  • Не откусывай больше того, что можешь проглотить. (Есть нужно аккуратно и не говорить с полным ртом.)
  • Съесть не могу – оставить жаль. (Неприлично угощенье со стола класть в карманы и уносить домой.)
  • Спасибо тому, кто поит и кормит, а вдвое тому, кто хлеб-соль помнит. (Не забывайте, уходя домой попрощаться.)
  • Просим прощенья, благодарим за угощенье.

Педагог: вот теперь порядок, можно идти в гости. Читает следующее задание:

«Вежливые пассажиры»

Этюд 4

Педагог: Я даю вам всем совет: покупать всегда билет.

Едут в автобусе. Шофер объявляет остановку: «Проспект Вежливости». Входит мама с дочкой, старушка. Семен уступает старушке место:

«Садитесь, пожалуйста,
Мне сегодня ровно пять,
Я могу и постоять».

Даня уступает место маме с дочкой: «Садитесь, пожалуйста, а мне сегодня ровно семь, помогать я должен всем».

Педагог:

А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.

– Если вы поступаете согласно правилам, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», а если нет, то молчите.

1. Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?

2. Кто летит вперед так скоро,
Что не видит светофора?

3. Кто бросает куда попало
Фант, обертку и билет?

4. Знает кто, что свет зеленый
Означает – путь открыт.
А что желтый свет всегда нам
О вниманье говорит?

5. Знает кто, что красный свет –
Это значит, хода нет?

6. Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?

Шофер объявляет остановку «Вежливые пассажиры».
Выходя из автобуса, Антон выходит первым и подает руку сестре.

Педагог: Вот вы и приехали на день Рождение к Мальвине.

Этюд 5

Домик Мальвины. Мальвина танцует, ой, у меня сегодня день Рожденье, я жду гостей.
К домику Мальвины бежит Буратино. Дергает за ручку и сразу же начинает сильно стучать в дверь. Выходит Мальвина: «Здравствуй, Буратино. Что ты так громко стучишь, соседей беспокоишь?»

Буратино: Вот тебе конфеты (протягивает коробку).

Мальвина: Давай подождем всех гостей. Помоги мне, пожалуйста, накрыть на стол.
Буратино берет чашки, опустив в них пальцы.
Мальвина: Буратино, дружочек,ты забыл помыть руки… Готов? Теперь можно накрывать. Чашку бери за ручку и ставь ее на блюдце, ложку положи справа на блюдце, а пирожковую тарелочку нужно ставить слева от чашки с блюдцем. Вдруг случайно Буратино роняет и разбивает вазу. Он очень испугался.

Педагог: Как же нам помочь ему?

Дети собирают разрезанное на части изображение вазы, читают образовавшееся слово «ЭТИКЕТ».

Выходит король Этикет и обращается к детям:

– Вот вы и справились со всеми заданиями королевского турнира, и думаю, все вы заслужили право пойти ко мне на бал.

Звучит музыка Моцарта.
Мальчики приглашают девочек и исполняют «Вежливый танец»
Король награждает детей шоколадными медалями и дарит шары с вежливыми словами.

Король Этикет:

Подумай о воспитанности в срок,
Она ведь в жизни дело нужное,
И вежливость всегда вам будет в впрок
И отношения будут очень дружные.

Глашатай:

Учись читать и место уступать,
Здороваться, жать руку в благодарности
И младших никогда не обижать,
Тогда и в жизни будут только радости.

Педагог:

Из добрых слов слагаются стихи,
Из добрых дел судьба твоя слагается,
И наши времена пускай сложны,
Воспитанные с ними все же справятся.

Литература:

1. «Очерки по народной эстетике» В. Белов.
2. «Уроки Мойдодыра» Т.К. Зайцев.
3. «Этикет для детей и взрослых» И.Н. Курочкина.
4. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» С.В. Крюкова, Н.П. Слободкин.
5. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Петерина С.В
6. «Воспитание детей на традициях народной культуры» Ватанан В.П.
7. «Воспитание сказкой» Васькова О.Ф.
8. «Пусть меня похвалят» (книга о правилах поведения для маленьких) Е. Горбачёнок, Т. Казачёнок.
9. «Весёлые пословицы и поговорки» Е. Лаврентьева.
10. «Коррекция речи у дошкольников» (игры, загадки, стихи, скороговорки, считалки) И.С. Лопухина
11. «Речь и общение» О.А. Белобрыкина
12. «Читаем сказки с логопедом» О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина
13. «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» Ю.В. Полякевич, Г. Н. Осинина
14. «Русские народные сказки»
15. «Цветик – семицветик» В. Катаев
16. «Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»О.Ф. Васькова, А.А. Понитыкина
17. «Новые загадки про слова для всех праздников» И.Д. Агеева

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4