Программа дополнительного образования для детского сада "Нетрадиционные техники рисования"

Разделы: Работа с дошкольниками


Детская художественная одарённость – не прерогатива редких гениев, а весьма распространённое явление, практически всегда возникающее в благоприятной среде обучения и общения.

Волна возрастной одарённости в течение нескольких лет несёт на своём гребне маленьких художников. Но она уйдёт, и большинство взрослеющих детей найдёт другие, предпочтительные для них области деятельности, где проявятся их способности. Однако приобретённый опыт художественного творчества останется их личностным достоянием и, возможно, поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности. (2)

В своей работе я  решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. В  способах изображения (достаточно простых по технологии) нет жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная радость. Результат обычно очень эффектный и почти не зависит от умелости и способностей. Необычные техники напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самая традиционная техника может превратиться в оригинальную технику, если применяется на основе нетрадиционных материалов. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы.

В основе данного подхода – естественное и непринуждённое приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей оригинальные идеи, развивают фантазию, воображение. Методика работы с детьми строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности формировать у ребят такие качества: самостоятельность, инициативность, творческая активность, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах художественно творческой деятельности; снижать закомплексованность, скованность. Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и понимании.

Цель программы: развитие творческих способностей детей в рисовании. Воспитание успешного и свободного человека.

Задачи художественно-творческого развития дошкольников:

Создать условия для пробуждения и реализации творческой активности;
Обучать способам деятельности, формировать умения и навыки детей в  изобразительных, декоративных, конструктивных видах творчества.
Формировать яркие, положительные эмоции в процессе творческого общения;
Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности (самовыражение ребёнка).

Задачи и содержания обучения по возрастным группам

Младший возраст вызвать интерес к процессу рисования, познакомить с карандашами и красками, научить приёмам проведения прямых, округлых и замкнутых линий. Внимание детей ещё не устойчиво, рассказ взрослого должен совпадать по времени с моментом восприятия. При восприятии ребёнком предмета главным для него является форма. Рисует ребёнок предмет последовательно, часть за частью.

Средний возраст формировать умение изображать округлые и многоугольные формы, развивать координацию движений и способность в нужный момент изменить направление движения руки, создавая угол или замыкая линию.

Старший возраст развивать умение самостоятельно рассматривать объект, рисовать по памяти и воображению. Способствовать формированию у детей навыка передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности. Развивать композиционные умения. ( 1 )

Принципы построения программы:

Личностно-ориентированный  подхода  к каждому ребёнку;
Интеграция  разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного и детской художественной   деятельности;
Обогащение  сенсорно-чувственного опыта;
Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
Продуктивное  взаимодействие  детей между собой и взрослым;
Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.

Занятия кружка в изостудии носят творческий характер, отличающийся от обычных  занятий:
Приобретается более широкий спектр изоматериалов, их использование по желанию детей.
Дети осваивают нетрадиционные способы изображения.
Познают свойства материалов (разнофактурные ткани, бумага, природные материалы). У них возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.
Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта.
Форма организации занятий кружка  носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою.
Велико значение студии в создании микроклимата в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны к другим, бережно относятся к результатам деятельности, материалам. Студийцы  с удовольствием помогают на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам.

Структура занятий:

Мотивация детей

С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность.  Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.

Пальчиковая гимнастика

Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием  художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы, без усилий использовать инструменты.

Художественно-изобразительная  деятельность

Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.   Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности, дизайн-творчестве.

Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.

Презентация работ

Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решениютворческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности.

Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.

Содержание программы:

2. «Монотипия»

Лист акварельной бумаги складывается пополам, на одной половине очень мокрой кистью и красками рисуем, складываем, прижимаем, разворачиваем и прорисовываем детали.

3. «Ниткография»

Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

4. «Монотипия пейзажная»

Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

5. «Кляксография обычная»

Ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижи -мается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

6. «Акварель и акварельные  мелки»

Ребенок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

7. «Восковые мелки и акварель»

Ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

8. «Кляксография с трубочкой»

Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.Недостающие детали дорисовываются.

9. «Набрызг»

Ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

10. «Рисование по мокрому листу»

Хорошо смочить лист водой, по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов, обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные элементы.

11. «Оттиск пробкой»

Ребенок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и пробка

12. «Оттиск печатками из ластика»

Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

13. «Оттиск смятой бумагой»

Ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

14. «Рисование тычком»

Ребенок опускает в гуашь  тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

15. «Рисование ладошкой»

Ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

16. «Рисование пальчиками»

Ребенок опускает в гуашь  пальчик и наносит точки на бумагу.

17. «У картинки две стороны»

Отпечаток карандашного рисунка с обратной стороны листа, если его закрепить на покрытую свежей краской папку.

19. «Купаем картинку»

Картинку, нарисованную гуашью, закрашиваем тушью. Затем купаем в воде.

20. «Гратаж»

Лист покрываем воском, затем тушью  и процарапываем рисунок.

21. «На манке»

Равномерно рассыпаем на цветном подносе, и пальчиком рисуем по манке. Или наносим на лист ПВА посыпаем манкой  на другой день рисуем акварель.

22. «Манкой» карандашом на листе рисуем контур, клеем смазываем внутри, посыпаем крупой, на другой день раскрашиваем.

23. «Рисуем клеем» простым карандашом рисуем узор, обводим его клем ПВА (нужен во флакончике с носиком), на другой день раскрашиваем гуашью.

24. «Рисование зубной щёткой» обмакиваем в краску и рисуем.

25. «Рисуем солью» выполняем рисунок простым карандашом, раскрашиваем акварельными красками, небольшой участок рисунка, посыпаем солью, соль впитывает лишнюю воду и прилипает к рисунку.

26. «Кракле из яичной скорлупы» рисуем простым карандашом, покрываем мелко ломанной яичной скорлупой, раскрашиваем. Эффект старины.

27. «Тиснение» на листе вырезанном из ватмана, прижав любую детскую линейку – трафарет, делаем частые надавливания старой шариковой ручкой, которая не пишет по контору и весь конур, закончив переворачиваем, можно и раскрасить.

Материалы: мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки, ПВА, свеча, жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, манка, зубная щётка, соль, акварель, акварельные мелка, восковые мелки, цветные карандаши, ватные палочки, фартук, баночка для воды, блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, печатки из ластика, печатки из пробки, бумага для акварели, пластиковая ложечка, соломинка для напитков нитка сред ней толщины.

Поурочное тематическое планирование, см. Приложение 1.

Литература:

1. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн пластилинография», Скрипторий, 2003, Москва, 2006.
2. Дубровская Н.В. «Рисунки, спрятанные в пальчиках»,  Детство-Пресс, 2003.
3. Жукова О. Г. «Планирование и конспекты занятий по изодеятельности для детей раннего возраста» Айрис-Пресс, Москва, 2006.
4. Костина В., Потапова Е. «Белая сказка Издание для занятий с детьми старше одного года».
5. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. «Ребёнок любит рисовать» Москва, «Чистые пруды», 2007.
6. Немешаева Е. «Ладошки» Айрис-Пресс Москва, 2011.
7. Никомагорская О. «Основы художественного ремесла», АСТ-Пресс, Москва, 1997.