Великая цель образования – это не знания, а действия.
Г. Спенсер
Любой учитель знает, что такое испачканные мелом рукава и грязные разводы на доске. Очень скоро эти неизменные атрибуты любого учебного кабинета уйдут в небытие. Такая участь постигла нашу вечную помощницу, традиционную хозяйку учебных классов, классную доску, которую потихонечку, но все увереннее вытесняет интерактивная доска. Сегодня интерактивные доски занимают свои места в классах и аудиториях многих стран мира, в том числе и России.
Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использование интерактивной доски – достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды. Интерактивная доска реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.
Низкая успеваемость учащихся часто объясняется невнимательностью, причина которой – в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.
Именно поэтому, мною был разработан урок с использованием интерактивной доски по теме «Air travel» в 9 классе. Урок является комбинированным, так как содержит уже известную и новую для учащихся информацию, и предлагает различные виды деятельности, такие как: работа с текстом, обучение новой лексике, развитие навыков чтения и составления монологических высказываний по теме.
Основной целью урока является ознакомление учащихся с новой лексикой по теме «Аэропорт» и организация тренировки по оперированию данной лексикой на уровне предложения.
Аспекты цели урока:
- Учебный аспект цели: обучение новой лексике, coвершенствование навыков чтения и диалогической речи;
- Развивающий аспект цели: развитие мышления, догадки, умения перефразировать мысль, выделить главное в тексте;
- Воспитательный аспект цели: формирование поведения в общественных местах; воспитание уважительного отношения к мнению собеседника.
- Образовательный аспект цели: знакомство с информацией о путешествии на самолёте.
При подготовке к уроку мною были поставлены задачи: коммуникативные, языковые, лингвострановедческие.
Коммуникативные задачи данного урока предусматривают: научить воспринимать и понимать тексты “Air travel”; проверить понимание с помощью выполнения предложенных заданий; научить учащихся высказываться по теме, используя новые лексические единицы.
Языковые задачи: введение новых языковых единиц по теме “Air travel“; научить воспринимать, понимать и воспроизводить в речи новые лексические единицы.
Лингвострановедческая задача предполагает: с помощью презентации дать представление о путешествии на самолете и научиться ориентироваться в международных аэропортах.
Начало урока включает в себя: организационный момент, постановка цели занятия перед учащимися, проверка домашнего задания и фонетическая зарядка.
Проверка домашнего задания предполагает отработку речевых конструкций, которые были введены и отработаны на прошлом занятии. Для проверки домашнего задания я использовала следующий вид работы как перевод с русского на английский, употребляя два варианта лексических конструкций.
Проверка домашнего задания предваряет тему нашего урока. Так как все этапы должны быть взаимосвязаны между собой. И поэтому, после проверки домашнего задания, где мы путешествовали в город Томск, я задаю вопрос: Как можно добраться до этого города?
Некоторые учащиеся начинают перечислять, каким видом транспорта можно добраться до этого города и называют самолёт. Я предлагаю попутешествовать на самолёте.
Затем следует слайд, который нацеливает на то, что сегодня речь пойдёт о путешествии на самолёте.
Исходя из основных этапов современного урока иностранного языка, начало урока также включает фонетическую или речевую зарядку с целью вхождения в иноязычную атмосферу урока.
Учащиеся слушают и повторяют за диктором.
В основной части урока идёт слушание текста с предъявлением нового лексико-грамматического материала (аудирование дается порционно), вопросно-ответные упражнения (проверка понимания, первичное закрепление) и упражнение на закрепление нового материала.
Так как целью нашего урока является введение новой лексики то, я предлагаю введение новой лексики в речевом образце в соответствующей ситуации на основе понимания данных лексических единиц. Сначала учащиеся слушаю текст, затем они записывают выделенное слово и отвечают на вопрос: “Where do we weigh our luggage?”, ”Who can answer?” Сильные ученики смогут ответить, перестроив фразу, некоторые прочитают то, что написано, а если возникнут трудности, можно предложить прочитать и перевести данную речевую конструкцию.
Последующие слайды также предполагают отработку новых лексических единиц в вопросно-ответной беседе.
- If our bags weigh more what have we to pay?
- Where do we go when we lose our bags
- What does the airline representative give us?
- Where does a custom official check our passport?
- Where can we have a rest?
- Where can we buy souvenirs? и т.д.
Следующим слайдом предлагается ученикам проверить себя на понимание значений новой лексики, которую только что прослушали и записали. Учащимся дается несколько минут подкорректировать свои переводы. Затем предлагается прочитать лексику по цепочке.
После того, как учащиеся познакомились с новой лексикой, они выполняют упражнения на закрепление. Им предлагается выполнение тренировочных упражнений с коммуникативными задачами. Данный слайд содержит упражнение на подстановку. Учащиеся составляют фразы. Они по очереди приглашаются к интерактивной доске, чтобы записать фразы.
С каждым слайдом задания усложняются. Учащиеся еще раз закрепляют новые лексические единицы.
Последнее задание предполагает самостоятельное высказывание учащихся на уровне предложения с использованием новой лексики. Данное задание завершает стадию коммуникации учащихся. Это задание носит творческий характер. Вопросы послужат планом к подготовке домашнего задания и даются в распечатанном виде.
В заключительной части урока я объясняю домашнее задание, затем мы подводим итоги урока.
С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Уроки стали динамичны, мобильны. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить представляется в реальном виде. Использование всех учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома. Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт работы показывает, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.
Литература:
- Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 1978.
- Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112.