Открытый урок математики по теме "Дробные выражения". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель урока: познакомить учащихся с новым видом числовых выражений
Задачи урока:

  • ввести понятие дробного выражения, знаменателя и числителя дробного выражения; актуализировать теоретические знания по теме «Умножение и деление дробей»;
  • формировать устные и письменные вычислительные навыки;
  • создать условия для повышения культуры учащихся путем индивидуально-групповой работы учащихся.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приемы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный (демонстрация компьютерных презентаций), практический.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, Презентация.

Используемая литература для подготовки к уроку: математика, 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений / [ Н.Я. Виленкин и др.]. – 30-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2013. – 288с. : ил.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания)

– Ребята, французский писатель ХIХ столетия Анатоль Франс однажды заметил: «Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» (Слайд №1). Так вот, давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, будем поглощать знания с большим желанием, ведь они пригодятся вам в вашей дальнейшей жизни.
– Тема нашего урока «Дробные выражения» (Слайд №2). Сегодня на уроке мы познакомимся с дробными выражениями, научимся их отличать от других выражений и научимся находить значения выражений.

(Учитель читает стихотворение)

Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В экспедицию отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока будут такие слова:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно! (Слайд №3)

ІІ. Повторение

1. Устная работа (к доске вызываются три ученика и пока они решают у доски задания на оценку, с остальными работаем устно) (Слайд №4)

– Вспомним правила выполнения действий с обыкновенными дробями.

(Трое учащихся работают у доски)

III. Изучение нового материала

Задание 1. Распределите выражения в три столбика по какому-либо признаку: (Слайд №5)

(Учащиеся самостоятельно обдумывают и делают записи в тетради, затем вместе с учителем проверяют)

– Так как дробь равна частному от деления 2 : 3, то и частное от деления одного выражения на другое можно записать с помощью черты.

Задание 2. Запишите у себя в тетради в виде дроби выражения: (Слайд №6)

Получившиеся дроби называются дробными выражениями. Двайте с вами прочитаем определение, что же такое дробные выражения. ( учебник стр. 110) (Один ученик читает, остальные следят по учебнику). (Слайд №7)

Вывод: Любое частное можно записать с помощью черты дроби.

(Слайд №8)

Задание 3. Математический диктант с последующей взаимопроверкой (учащиеся в тетрадях записывают только ответы). Выполнив задание, учащиеся узнают, кто впервые ввел понятия «числитель» и «знаменатель» (Максим Плануд).

2. Взаимопроверка

Ответы математического диктанта (Слайд №9)

3. Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

ІІІ. Закрепление

1. – А теперь, когда мы повторили правила выполнения действий с дробями, перейдем к вычислению значений выражений.

№ 695 (а-е) с последующей проверкой (автор учебника Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов и др.).

2. Индивидуальное задание «Кто быстрее» (работа в парах). Каждой паре учащихся дается задание. Выигрывает та пара, которая правильно и быстро выполнит каждое задание.Слайд №10)

3. Самостоятельная работа (тест) по вариантам (каждому ученику раздается лист с заданиями и пустой бланк ответов). Работа составлена из заданий в трех вариантах (по уровню сложности). Решение учащиеся записывают в тетради. Взаимопроверка по готовым ответам.

Бланк ответов (Слайд №11)

ФИ учащегося_______________________
____________________________________
№ варианта
1 2 3 4
       

Задания разного уровня сложности.

Ответы тестового задания (Слайд №12)

ІV. Итог урока (Слайд №14)

Вот закончился урок,
Подведём сейчас итог,
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили
Задачи, находя решенье,
Развивают мышленье,
Память и внимание,
Закрепляли знания.

– Сформулируйте основное свойство дроби.
– Сформулируйте правило сложения дробей.
– Сформулируйте правило вычитания дробей.
– Какие числа называются взаимно обратными?
– Сформулируйте правило умножения дробей.
– Сформулируйте правило деления дробей.

V. Домашнее задание:

1) повторить правила,

2) индивидуальные задания по уровням сложности:

1 группа (обучающиеся на «4» и «5») – № 716 (а,е), №705,
2 группа (обучающиеся на «3») – № 716 (б,в,г,д), №701(устно) (Слайд №15)

Рефлексия

– Что нового вы узнали сегодня н а уроке?
– Из чего «состоит» дробное выражение?
– Каким может быть числитель и знаменатель дробного выражения?
– урок окончен. До свидания.