Открытый урок математики по теме "Числовые и буквенные выражения". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели и задачи урока:

  • Учебные:
    • учить читать и записывать числовые и буквенные выражения;
    • формировать умение составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи;
    • формировать умение находить значение буквенного выражения;
    • воспринимать информацию на слух и понимать математическую терминологию;
    • применять изученный материал при выполнении разнообразных видов заданий;
    • наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;
    • объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
    • закреплять и повторять ранее пройденный материал.
  • Развивающие:
    • развивать у уч-ся умение работать в группе и индивидуально;
    • прививать интерес к математике и математическим наукам;
    • развивать культуру вычислений; 
    • развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную).
  • Воспитательные:
    • развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;
    • воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение
    • помогать товарищам.

Тип урока: урок-практикум (отработка и проверка:  знания определений, умений читать и записывать числовые и буквенные выражения, составлять числовые и буквенные выражения по условию задач, находить значения числовых и буквенных выражений).

Оборудование к уроку: чертежные принадлежности; карточки с индивидуальными заданиями; компьютер; мультимедиапроектор, экран; Презентация.

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

1.Устный счёт. (Слайды № 2, 3)

(подведение к теме урока)

Задание 1.  На (слайде №4) дано задание. Разбейте выражения на две группы по какому-либо признаку.

25 + 12 + 15                            (у – 45) – (13 + у)                       15 + 68
124 + (30 + 18)                        (67 – 27 + (84 + 34))                  (99 – p)*4
а + (5 + 8)                                (49 + 95) – а                               345 : 15
47 – 36 + х                               х + у

Учитель объявляет тему урока, ставит  цели  и  задачи урока. (Слайд №5)

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Повторение теоретического материала  по теме  урока.

– Что такое числовое выражение? Давайте с вами запишем правило и приведем примеры (таблица умножения) (Слайды №6,7)

Числовые выражения – это такие выражения, которые составлены из чисел, знаков математических действий и скобок.

7 * 8                (63 : 7) *3
6 * 7                 (81 : 9) : 3 + 32
9 * 6

– Что такое буквенное выражение? Давайте с вами запишем правило, примеры (свойства вычитания)

Буквенные выражения – это выражения, составленные из чисел, букв, знаков математических действий и скобок.

(а + 56) – 26
45 – (а + 15)

2. Работа в тетрадях. Тренировочные упражнения

Задание 2. Прочитайте выражения (Слайд №8)

1) 6 – a;
2) m + n;
3) d : 2;
4) 3bc;
5) a(b + c);
6) (x – y) : 5;
7) (6 – 3)(1 + 9)
8) x – 3y; 

Задание 3. Запишите выражения ( один ученик делает задание у доски, а остальные в тетрадях) (Слайд №9)

а) разность выражения х плюс 2 и выражения у минус 3;
б) разность произведения чисел 18 и а, и разность чисел b и c;
в) частное суммы чисел a и b и произведение чисел 5 и х;
г) частное выражения 1000+a и числа 82;
д) сумма выражения a+b и числа 9;
е) разность числа 3 и выражения х+5.

3. Работа с учебником

Задание 4. Учебник № 298, № 299 стр. 49 (учащиеся работают с доской) (Слайд № 10)


III. Физкультминутка №1. Выполнение упражнений для рук

Если я буду называть числовое выражение, то поднимаем руки вверх. Если буквенное выражение – опускаем.

5 + 3; a + 8; 28 – 10; b * 3; 100 – a; 6 + 3 – b; 7 + 24 * 3;
300 – 100; 7 * 3 + x; 73 + 15; x + y.      

Физкультминутка №2. Выполнение упражнений для глаз

Быстро, быстро поморгали. Посмотрели, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз. Глазки закрыли, отдохнули. Открываем глазки.

IV. Закрепление  пройденного материала

Задание 5. (устная работа с учащимися). Работа сучебником №300, 301 (Слайд №12)

Задание 6.Найди значение выражения   3х + 121, если х = 12, 15, 20 (Слайд №13)

Задание 7. Математический диктант(устная работа с проверкой) На клумбе aтюльпанов и  bнарциссов. Какой смысл имеет выражение?   а) а + b = 170     б) а = 4b   в) а = b + 136 (Слайд №14)

Задание 8. (Самостоятельная работа по вариантам с проверкой) №312 (Слайд №15)

V. Самостоятельная работа (Слайд №16)

Вариант №1

1. При каком значении a верно равенство а * 17 = 102?

а) 85; б) 1734; в) 6; г) другой ответ.

2. Запишите выражение: “частное суммы чисел а и b и произведения чисел 7 и c”.

а) а + b : 7 * c; б) (а + b) : (7 * c) ; в) (а + b) : 7 * c; г) другой ответ.

3. Составьте выражение для решения задачи: “Брату а лет, а сестра на 8 лет моложе. Сколько лет брату и сестре вместе?”

а) а + 8; б) а – 8; в) а + (а + 8); г) другой ответ.

Вариант №2

1. При каком значении b верно равенство b + 143 = 328?

а) 571; б) 125; в) 85; г) другой ответ.

2. Запишите выражение: “произведение частного чисел а и b на разность чисел с и 12”.

а) (а : b) *(с – 12); б) (а : b) * c – 12; в) а : (b * c) – 12; г) другой ответ.

3. Составьте выражение для решения задачи: “У Ани b карандашей, а у Тани на 4 больше. Сколько карандашей у них вместе?”

а) b + 4; б) b + (b + 4) ; в) b – 4; г) другой ответ.

VI. Домашнее задание. (Слайд №17)

1) №330, №331, №336(а)
2) Ребятам предлагается творческое задание: придумать задачу и написать выражение для ее решения.

VII. Подведение итогов урока

Учитель вместе с детьми вспоминает, что они сделали на уроке, не забывая отметить, что кроме отработки математических навыков, они научились  помогать друг другу, чувствовать себя единым целым.

Учитель предлагает учащимся на доске с помощью магнитов показать насколько усвоен и понятен материал урока.

VIII. Рефлексия

– Какие выражения называются числовыми, какие буквенными? Приведите примеры.
– Что нового мы узнали? Пригодятся ли эти знания в жизни?

IX. Математический фокус

– Задумайте число. Прибавьте к нему число 5 и из полученной суммы вычтите 3. Назовите полученное число. Я  угадаю задуманное число.
– А как я догадалась, об этом вы узнаете на следующем уроке.

Список литературы:

1. Учебник под ред. Н.Я. Виленкина. Математика 5кл. Изд.: Мнемозина 2009 г.
2. В.И.Жохов. Математические диктанты.5кл. Издательство: Мнемозина.2011 г.
3. А.В.Ершова. В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы для 5 класса. М.Илекса.2010 г.