Цели и задачи урока:
- Учебные:
- учить читать и записывать числовые и буквенные выражения;
- формировать умение составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи;
- формировать умение находить значение буквенного выражения;
- воспринимать информацию на слух и понимать математическую терминологию;
- применять изученный материал при выполнении разнообразных видов заданий;
- наблюдать, анализировать, делать выводы, осмысливать и обобщать учебный материал;
- объективно оценивать свою деятельность и деятельность других;
- закреплять и повторять ранее пройденный материал.
- Развивающие:
- развивать у уч-ся умение работать в группе и индивидуально;
- прививать интерес к математике и математическим наукам;
- развивать культуру вычислений;
- развивать память, логическое мышление, математически и литературно грамотную речь (устную и письменную).
- Воспитательные:
- развивать усидчивость, самостоятельность, самоконтроль, наблюдательность;
- воспитывать аккуратность, дисциплинированность, желание и умение
- помогать товарищам.
Тип урока: урок-практикум (отработка и проверка: знания определений, умений читать и записывать числовые и буквенные выражения, составлять числовые и буквенные выражения по условию задач, находить значения числовых и буквенных выражений).
Оборудование к уроку: чертежные принадлежности; карточки с индивидуальными заданиями; компьютер; мультимедиапроектор, экран; Презентация.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1.Устный счёт. (Слайды № 2, 3)
(подведение к теме урока)
Задание 1. На (слайде №4) дано задание. Разбейте выражения на две группы по какому-либо признаку.
25 + 12 + 15 (у – 45) – (13 + у) 15 + 68
124 + (30 + 18) (67 – 27 + (84 + 34)) (99 – p)*4
а + (5 + 8) (49 + 95) – а 345 : 15
47 – 36 + х х + у
Учитель объявляет тему урока, ставит цели и задачи урока. (Слайд №5)
II. Актуализация опорных знаний учащихся
Повторение теоретического материала по теме урока.
– Что такое числовое выражение? Давайте с вами запишем правило и приведем примеры (таблица умножения) (Слайды №6,7)
Числовые выражения – это такие выражения, которые составлены из чисел, знаков математических действий и скобок.
7 * 8 (63 : 7) *3
6 * 7 (81 : 9) : 3 + 32
9 * 6
– Что такое буквенное выражение? Давайте с вами запишем правило, примеры (свойства вычитания)
Буквенные выражения – это выражения, составленные из чисел, букв, знаков математических действий и скобок.
(а + 56) – 26
45 – (а + 15)
2. Работа в тетрадях. Тренировочные упражнения
Задание 2. Прочитайте выражения (Слайд №8)
1) 6 – a; 2) m + n; 3) d : 2; 4) 3bc; |
5) a(b + c); 6) (x – y) : 5; 7) (6 – 3)(1 + 9) 8) x – 3y; |
Задание 3. Запишите выражения ( один ученик делает задание у доски, а остальные в тетрадях) (Слайд №9)
а) разность выражения х плюс 2 и выражения у
минус 3;
б) разность произведения чисел 18 и а, и разность
чисел b и c;
в) частное суммы чисел a и b и произведение чисел 5
и х;
г) частное выражения 1000+a и числа 82;
д) сумма выражения a+b и числа 9;
е) разность числа 3 и выражения х+5.
3. Работа с учебником
Задание 4. Учебник № 298, № 299 стр. 49 (учащиеся работают с доской) (Слайд № 10)
III. Физкультминутка №1. Выполнение упражнений для рук
Если я буду называть числовое выражение, то поднимаем руки вверх. Если буквенное выражение – опускаем.
5 + 3; | a + 8; | 28 – 10; | b * 3; | 100 – a; | 6 + 3 – b; | 7 + 24 * 3; |
300 – 100; | 7 * 3 + x; | 73 + 15; | x + y. |
Физкультминутка №2. Выполнение упражнений для глаз
Быстро, быстро поморгали. Посмотрели, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз. Глазки закрыли, отдохнули. Открываем глазки.
IV. Закрепление пройденного материала
Задание 5. (устная работа с учащимися). Работа сучебником №300, 301 (Слайд №12)
Задание 6.Найди значение выражения 3х + 121, если х = 12, 15, 20 (Слайд №13)
Задание 7. Математический диктант(устная работа с проверкой) На клумбе aтюльпанов и bнарциссов. Какой смысл имеет выражение? а) а + b = 170 б) а = 4b в) а = b + 136 (Слайд №14)
Задание 8. (Самостоятельная работа по вариантам с проверкой) №312 (Слайд №15)
V. Самостоятельная работа (Слайд №16)
Вариант №1
1. При каком значении a верно равенство а * 17 = 102?
а) 85; | б) 1734; | в) 6; | г) другой ответ. |
2. Запишите выражение: “частное суммы чисел а и b и произведения чисел 7 и c”.
а) а + b : 7 * c; | б) (а + b) : (7 * c) ; | в) (а + b) : 7 * c; | г) другой ответ. |
3. Составьте выражение для решения задачи: “Брату а лет, а сестра на 8 лет моложе. Сколько лет брату и сестре вместе?”
а) а + 8; | б) а – 8; | в) а + (а + 8); | г) другой ответ. |
Вариант №2
1. При каком значении b верно равенство b + 143 = 328?
а) 571; | б) 125; | в) 85; | г) другой ответ. |
2. Запишите выражение: “произведение частного чисел а и b на разность чисел с и 12”.
а) (а : b) *(с – 12); | б) (а : b) * c – 12; | в) а : (b * c) – 12; | г) другой ответ. |
3. Составьте выражение для решения задачи: “У Ани b карандашей, а у Тани на 4 больше. Сколько карандашей у них вместе?”
а) b + 4; | б) b + (b + 4) ; | в) b – 4; | г) другой ответ. |
VI. Домашнее задание. (Слайд №17)
1) №330, №331, №336(а)
2) Ребятам предлагается творческое задание:
придумать задачу и написать выражение для ее
решения.
VII. Подведение итогов урока
Учитель вместе с детьми вспоминает, что они сделали на уроке, не забывая отметить, что кроме отработки математических навыков, они научились помогать друг другу, чувствовать себя единым целым.
Учитель предлагает учащимся на доске с помощью магнитов показать насколько усвоен и понятен материал урока.
VIII. Рефлексия
– Какие выражения называются числовыми, какие
буквенными? Приведите примеры.
– Что нового мы узнали? Пригодятся ли эти знания
в жизни?
IX. Математический фокус
– Задумайте число. Прибавьте к нему число 5 и из
полученной суммы вычтите 3. Назовите полученное
число. Я угадаю задуманное число.
– А как я догадалась, об этом вы узнаете на
следующем уроке.
Список литературы:
1. Учебник под ред. Н.Я. Виленкина. Математика 5кл.
Изд.: Мнемозина 2009 г.
2. В.И.Жохов. Математические диктанты.5кл.
Издательство: Мнемозина.2011 г.
3. А.В.Ершова. В.В. Голобородько.
Самостоятельные и контрольные работы для 5
класса. М.Илекса.2010 г.