1-ая муниципальная интеллектуальная игра по ОБЖ «Робинзонада» среди команд обучающихся 6-х классов Ангарского муниципального образования Иркутской области была проведена 22 марта 2012 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г.Ангарска.
Цель: пропаганда социальной значимости курса ОБЖ, поднятия его престижа.
Задачи:
- Образовательные: формирование у обучающихся представления о путях снижения факторов риска в условиях автономного существования человека.
- Развивающие:
- закрепления теоретических знаний и практических навыков, обучающихся модели безопасного поведения в условиях автономного существования человека, полученных в процессе обучения по курсу: «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6-м классе;
- развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей;
- формирование приемов и правил оказания первой доврачебной помощи;
- планировать общие способы работы для принятия эффективных совместных решений, обмениваясь знаниями между членами группы.
Условия и организация игры:
Участники игры. К участию в интеллектуальной игре «Робинзонада» допускаются команды, составленные из числа обучающихся 6-х классов. Состав команды 4 человека от школы.
Экипировка команд:медицинская аптечка, карандаш, транспортир, пластиковая литровая бутылка, нож.
Судейская команда. Назначается судейская команда из обучающихся школы, организующей игру. Судьи проставляют в маршрутные листы баллы, полученные командами на каждом этапе игры.
Команда работает на каждом этапе10 минут, после чего переходит на следующий этап.
Время проведения интеллектуальной игры: 50 минут.
Определение победителей. Команда-победитель игры определяется по наибольшему количеству набранных баллов.
Порядок проведения игры:
1. Регистрация команд: регистрация
команд начинает проходить за 30 минут до начала
игры. Командам выдаются маршрутные листы (Приложение 1), в которых
указывается:
– перечень этапов игры,
– размещение этих этапов,
– очередность прохождения этапов командами.
2. Приветствие команд, правила игры: (Приложение 2)
3. Проведение игры:
Этапы игры:
1. Привал
2. Гордиев узел
3. Доктор Айболит
4. Клубок Ариадны
5. Меткий стрелок
4. Проведение итогов игры, награждение
Этапы игры, их цели и задания, критерии оценки
Этап «Айболит» (максимальное количество баллов на этапе – 15)
Цель: проверить теоретические знания обучающихся, а также умения оказания первой доврачебной помощи на практике.
1. Теоретическая часть: командам предлагается разгадать кроссворд. Время для выполнения задания – 3 мин.
Вопросы:
1. Противоядие от змеиного яда это _____ .
2. Что может образоваться на ноге, если вы
неправильно подобрали обувь для похода?
3. Изменение формы сустава называется________ .
4. При каком кровотечении наблюдается обильное
вытекание крови темно-красного цвета?
5. Как называется травма, в результате которой
происходит надрыв связок и разрыв сосудов в
суставе?
6. Нарушение целостности кости называется ______ .
7. Одна из разновидностей повязок, которая
наносится на голову.
8. Перевязочный материал.
9. Применяется для иммобилизации конечности.
10. Какое насекомое является переносчиком
энцефалита?
Ответы: 1. Сыворотка; 2. Мозоль; 3. Вывих; 4. Венозное; 5. Растяжение; 6. Перелом; 7. Чепец; 8. Бинт; 9. Шина; 10. Клещ.
Оценка: за каждое правильное разгаданное слово команда получает 10 баллов.
2. Практическая часть:обучающиеся вытягивают карточку с ситуационной задачей, объясняют правила оказания первой доврачебной помощи судьям.
Карточка 1:
В походе, при заготовки дров для костра, ваш товарищ занёс занозу в палец. Окажите ему первую доврачебную помощь. Используйте для этого походную аптечку.
Карточка 2:
В походе, во время заготовки дров для костра, ваш товарищ порезал палец, порез неглубокий. Окажите ему первую доврачебную помощь. Используйте для этого походную аптечку.
Карточка 3:
В походе, при приготовлении пищи, ваш товарищ получил ожог. На пальце образовался волдырь. Окажите ему первую доврачебную помощь. Используйте для этого походную аптечку.
Карточка 4:
Во время похода, из-за неправильно выбранной обуви, у вашего товарища образовалась мозоль. Окажите ему первую доврачебную помощь. Используйте для этого походную аптечку.
Карточка 5:
Во время похода, ваш товарищ получил травму ноги. По всем признакам – вывих. Окажите ему первую доврачебную помощь. Используйте для этого походную аптечку.
Карточка 6:
Во время похода, ваш товарищ получил травму ноги. По всем признакам – растяжение связок. Окажите ему первую доврачебную помощь. Используйте для этого походную аптечку.
Карточка 7:
Во время похода, из-за некачественных продуктов, ваш товарищ получил пищевое отравление. Окажите ему первую доврачебную помощь. Используйте для этого походную аптечку.
Карточка 8:
Во время похода, на теле вашего товарища обнаружен присосавшийся клещ. Окажите ему первую доврачебную помощь. Используйте для этого походную аптечку.
Оценка: 5 баллов, за непоследовательность штраф 1 балл, за правильное действие 1 балл.
Этап «Привал» (максимальное количество баллов на этапе – 14)
Цель: проверить практические навыки и умения по организации бивуачных работ.
Для проведения этапа необходима медицинская аптечка, для очистки воды, пластиковая бутылка, нож. Макеты костров: звёздный, таёжный, колодец и др.
Задание 1. Оценка 5 баллов.
Вам необходимо приготовить обед. Вода, из озера. Предложите и осуществите очистку воды.
Дополнительные вопросы:
Предложите способы обеззараживания воды: 2 балла (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).
Задание 2
Командам предлагается по макетам костров определить их вид. Оценка 5 баллов.
Дополнительные вопросы: 2 балла (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
- Какой костер вы бы использовали для подачи сигнала бедствия?
- Какой костёр лучше использовать, если вам необходимо быстро вскипятить воду?
- Какой костёр вы выберите для приготовления двух блюд?
- Какой костёр вы выберите, если решили остаться на ночлег?
3. Этап «Гордиев узел» (максимальное количество баллов на этапе – 12)
Цель: проверить умение вязать туристические узлы.
Задание: Каждый участник команды вытягивает карточку с названием узла, объясняет, в каких случаях этот узел применяют.
Оценка: 3 балла за каждый правильно завязанный узел + 1 балл за правильный ответ.
Карточки: ПРОСТОЙ ПРОВОДНИК, ВОСЬМЁРКА, ПРЯМОЙ УЗЕЛ, БУЛИНЬ, АКАДЕМИЧЕСКИЙ, ГРЕЙПВАЙН.
4. Этап «Клубок Ариадны» (максимальное количество баллов на этапе 9)
Цель: проверить практические навыки работы с топографической картой, азимут.
Задание 1. (Приложение 3)
Вы находитесь на развилке лесной дороги, у вас есть карта, вам необходимо определить направление движения и расстояние в километрах:
А) к мосту через речку; Б) к автотрассе; В) к болоту; Г) к населённому пункту; Д) к лугу. Масштаб: 1:25 000
Оценка: по 1 баллу за каждый правильный ответ, если определён только азимут или расстояние, то оцениваем по 0,5 балла. Максимальная оценка 5 баллов.
Задание 2. Стороны горизонта располагаются в определённом порядке относительно друг друга, поэтому, зная всего одну, можно определить любую другую. В задании указано одно из направлений. Определите название направления, указанное стрелкой.
Оценка: по 2 балла за каждый правильный ответ. Максимальная оценка 4 балла.
5. Этап «Меткий стрелок» (максимальное количество баллов на этапе – 16)
Цель: проверить теоретические знания, необходимые в условиях автономного существования.
Для проведения этапа используется слайдовая презентация (Приложение 4). Участники команды по очереди выбирают вопросы (вопросы разноуровневые).
Примечания к работе с презентацией: выбор вопросов происходит на слайде №2 (нужно щёлкнуть мышью на стоимость вопроса, выбранного ребятами). По гиперссылке открывается слайд с выбранным вопросом. При наведении курсора на слайд выходит правильный ответ. Чтобы вернуться опять на слайд с вопросами, нужно щёлкнуть мышью на стрелочку “назад” внизу текущего слайда.
Оценка этапа: на данном этапе вводим коэффициент, т.е. количество набранных баллов делим на 5. Например: команда набрала 25 баллов: 5 = 7 баллов, записываем в протокол.
Литература:
1. Методическое пособие: «Тематическое и
поурочное планирование по основам безопасности
жизнедеятельности», М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов и
др, изд. Астрель, Москва, 2007 г.
2. Учебник «Основы безопасности
жизнедеятельности» 6 класс, под редакцией Ю.Л.
Воробьёва, изд. Астрель, Москва, 2008 г.
3. Фотография лучника: vecherniy.kharkov.ua;
4. Рисунок мышка с нитками: www.sports.ru;
5. Рисунок клубок Ариадны: www.krupaspb.ru;
6. Рисунок Айболит: www.proshkolu.ru;
7. Фотография туристического узла: http://super-map.ru/pohod/turisticheskie-uzly.html