Урок татарского языка и литературы по теме "Куркак юлдаш". 5-й класс

Разделы: Иностранные языки

Класс: 5


Тип урока:  урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники и учебные пособия: Хайдарова Р.З.  учебник Татарского языка

Используемое оборудование: словари, магнитофон, компьютер, проектор, экран, сюжетные рисунки, карточки с заданиями.

Обучающие цели:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;
  • создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом; определить какой формы сказки относится данная сказка.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;
  • создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности авторского стиля, задумываться над их художественным значением.

Воспитательные цели: создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке; воспитание чувства дружбы.

Краткое описание: Знакомство и работа над текстом "Куркак юлдаш". Перевод слов и словосочетаний. Решение кроссворда. Изучение содержания текста с помощью рисунков.

Методы:репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

План урока

I . Организационный момент
1. Вступительное слово учителя.
2. Диалог с дежурным учеником.
II Проверка домашнего задания.
III Актуализация ранее полученных знаний
1.Беседа о дружбе.
2. Правильно сформулировать татарскую пословицу
IV Подготовка изучения новой темы.
1.Найти переводы данных слов и написать их  в тетрадях словариках.
V Знакомство с новым текстом.
1. Работа с учебником.
2. Прослушивание аудиозаписи
3. Анализ сказки.
VI Физкультминут.
VII Закрепление изученного материала.
1. Тест.
2. Разгадывание кроссворда
3. Переставить рисунки по содержанию текста.
VIII. Итог урока
IX Домашнее задание.
X.Оценивание знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Исәнмесез, укучылар! Хәерле көн! Здравствуйте ребята! Добрый день!
– Бүген кем дежур? Сегодня кто дежурный?
– Бүген ничәсе? Сегодня какое число?
– Атнаның кайсы көне? Какое день недели?

II. Проверка домашнего задания

Ответы на вопросы.  Учащиеся читают свои рассказы о друге.

III. Актуализация ранее полученных знаний

– Ребята, мы с вами на прошлом уроке разговаривали о ваших друзьях, вспоминали их качества, а теперб попробуйте ответить мне на данные вопросы.

1 слайд. Ответы на вопросы. 

1. Синең дустың бармы? У тебя есть друг?
2. Аның исеме ничек? Как его зовут?
3. Аңа ничә яшь? Сколько ему(ей) лет?
4. Уо ничәнче сыйныфта укый? В каком классе он(она) учится?
5. Ул нинди? Какой(ая) он (она)?
6. Сез аның белән бергә нәрсәләр эшлисез? Что вы с ней (с ним) делаете?

тветы учащихся)

Учитель: Ребята, значит какими должны быть друзья?

Учащиеся: Они должны быть честными (гадел), добрыми (яхшы), воспитанными (тәрбияле) и т.д

2 слайд. Ребята обратите свое внимание на второй слайд, здесь нам пришло письмо от Деда мороза, давайте откроем его и посомтрим что же там написано.

(Учащиеся читают задание)

Задание: Даны слова, но они перепутаны местами, для того чтобы правильно составить татарскую пословицу, вам нужно переставить правильно эти слова.

Слова: үзеңнән, дустың, булсын, яхшы.

Правильный ответ: Дустың үзеңнән яхшы булсын.

Учитель: А как переводится это пословица? И объясните мысль этой пословицы.

Учащиеся: Пусть твой друг будет лучше тебя.

IV. Подготовка к изучению нового материала

3 слайд. Выходят новые татарские слова, учащиеся должны написать перевод данных слов в тетрадях словариках.

Юлга чыкканнар – отправились в путь
Җиткәннәр – дошли
Юлдаш – попутчик
Үлгән булып притворился мертвым

V. Знакомство с новым текстом

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами познавомимся с новой татарской сказкой, которая надывается “Куркак юлдаш – Трусливый попутчик” 4 слайд. Прежде чем познакомимся с этой сказкой, давайте сначало вспомним, что же такое сказка?

Учащиеся: Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии

(Ответы детей на татарском языке)

Учитель: А какие виды сказок вы знаете?

Учащиеся: тылсымлы (волшебные), сказки про животных (хайваннар турында), тормыш– көнкүреш әкиятләре (бытовые сказки).

Учитель: Молодцы ребята, вот эти ваши знания нам понадобится, чтобы узнать какому виду сказок относится нащ сегодняшний урок.

1. Работа с учебником.  Учащиеся читают эту сказку по ролям.

Давным-давно два друга отправились в путь.
Дорога их лежала через большой лес.
Только зашли друзья в лес, как им навстречу выбежал большой медведь.
Увидав его, один из друзей быстро-быстро вскарабкался на вершину высокого дерева, а второй, притворившись мертвым, упал на землю.
Медведь покружил вокруг упавшего друга, обнюхал его всего и убежал в лес.
Как только медведь убежал, другой, спустившись с дерева, спросил:
– Что прошептал тебе на ухо этот медведь?
– Медведь посоветовал мне никогда не отправляться в путь с таким трусливым попутчиком, как ты! – ответил тот.

2. Прослушивание аудиозаписи 5 слайд

3. Анализ сказки 6 слайд

Учитель: Ничек уйлыйсыз, бу нинди жанрдагы әсәр?  Как вы думаете какому жанру относится этот прочитанный текст?

Ученик: Әкият – Сказка.

Учитель: Ни өчен шулай уйлыйсыз? Әкияткә хас нинди билгеләр бар? А почему вы так думаете? Какие признкаи есть в этом тексте, что нам дает узнать, что она относится к сказки?

Ученик: “элекке заманда“ сүзләре, аю малайларны килеп исни – в давние времена и медвель подходит к ребятам и нюхает их.

Учитель: Тормышта балалар белән мондый хәл булырга мөмкинме? А как вы думаете, в жизни с ребатами может такое случится?

Ученик: Әйе – да

Учитель: Димәк, язучы аны тормыштан алып язган. Әкияттә кемнәр катнаша? Значит, писатель взял эту сказку из жизни, А кто участвует в этой сказки?

Ученик: Малайлар, ике юлдаш, аю – мальчики, два попутчика, медведь

Учитель: Аюны күргәч, әкият геройлары ни эшли? Увидев медведя, мальчики что делают?

Ученик: Берсе агач башына менеп кача,икенчесе жиргэ сузылып ята.Один полез на дерево, а второй притворился мертвым.

Учитель: Җирдә яткан юлдаш аюдан курыкканмы? А как вы думаете, а мальчик который лежал на земле испугался от медведя?

Ученик: эйе – да

Учитель: Аю җирдә яткан герой янына килеп ни эшли? А что делает медведь, когда увидел мальчика,который лежит на земле?

Ученик: Ул анын аякларын,колагын исни? Он нюхает его ноги и уши.

Учитель: Аю әкият геройларына тияме? Медведь трогает героев сказки?

Ученик: Юк тими, ул экрен генэ китеп бара. Нет, не трогает, он уходит.

Учитель:  Әкиятнең төрен билгелик әле? А теперь давайте, попробуем узнать какому виду сказок относится данная сказка?

Ученик: Тормыш – көнкүреш әкиятләре – бытовые сказки.

VI. Физкультминутка 7 слайд

Без әле, бераз ардык.
Ял итәргә уйлдык.                                               Дети встают
Башны иябез аска,                                               голову наклоняют вперед
Ә аннары артка,                                                  наклоняют назад
Уңга-сулга борабыз.                                           поворачивают направо-налево
Аннан карап торабыз                                        смотрят друг  на друга
Иң башын сикертәбез.                                       движения плечиками
Кулларны биетәбез                                            танец руками
Бер алга, бер артка сузып,                                весело отдыхаем
Күңелле ял итәбез.

VII. Актуализация полученных знаний

8 слайд.

1. Чтобы узнать как вы освоили данный материал, мы будем теперь решать тест.

1) Әкият кемнәр турында? О ком идет речь в сказки?

А) ике юлдаш турында – про двух попутчиков
Ә) ике бертуган турында – про двух родственников
Б) бер ялкау турында про одного лентяя

2) Ике юлдаш кая киткән? Кулда отправились два попутчика?

А) кырга на поле
Ә) авылга в деревню
Б) урманга –в лес

3. Бу кешеләргә нәрсә очраган? Что им навстречу попало?

А) шүрәле шурале
Ә) тиен белка
Б) аю медведь

4. Аюны күргәч,куркак юлдаш нишли? Увидев медведя,что делает попутчик?

А) йөгерә башлый начинает бежать
Ә) авылга кайтып кача уходит в деревню
Б) агач башына менеп кача вскарабкался на вершину высокого дерева,

5. Аю җирдәге кешене күргәч, нишли? Что делает медведь, увидев медведя?

А) аның башларын,аякларын исни? Медведь покружил вокруг упавшего друга, обнюхал его всего.
Ә) агачны селкетергә тотына начинает шевелит дерево
Б) тотып ашый съел

6. Юлдашларның кайсысы куркак булып чыга? Какой из попутчиков оказался трусом?

А) икесе дә оба
Ә) җиргә сузылып ятканы – мальчик который лежал на земле
Б) агач башына качканы – тот который вскарабкался на вершину высокого дерева

2. – А теперь разгадаем вот такой кроссворд. Кроссвор на доске, учащиеся по одному выходя и пишут ответы.

1. Әкият исеменең икенче сүзе. Второе слово,данной сказки?
2. Кемнәр юлга чыкканнар? Кто отправились в путь?
3.“Навстречу” сүзенең тәрҗемәсе? Перевод слова “навтстречу”
4. Бу әкияттәге дуслар кызлармы,малайлармы?герои этой сказки мальчики или девочки?
5. Әкият эчтәлеге буенча, дус нинди булырга тиеш? По содержанию текста. друг каким должен быть?
6. Әкият исеменең беренче сүзе нинди? Первое слово сказки?

– Ә хәзер кайсыгыз әйтә ала, вертикаль буенча нинди сүзне укып була? (Дуслык) Кто может сказать по вертикале, какое слово вышло? (Дружба)

 

3. Сезнең алдыгызда – рәсемнәр. Бу рәсемнәр “куркак юлдаш ” әкияте буенча ясалган. Бирем рәсемнәрне әкият эчтәлеге буенча урнаштырырга. Укытучы җөмләләрне укый, укучылар рәсемнәрне урнаштыралар. Перед вами рисунки, я вам читаю рассказ,а вы правильно раставляете данные рисунки по содержанию текста.

VIII. Дәрескә йомгак ясау. Итог урока

– Без сезнең белән нәрсә укыдык? Что мы с вами сегодня читали?
– Әкиятнең исеме ничек? Как называется данная сказка?
– Әкияттә кемнәр турында сүз бара? О ком идет речь в сказке?
– Алар чын дуслармы? Они настоящие друзья?
– Әкият нәрсәгә өйрәтә? Чему учит эта сказка?
– Димәк, укучылар чын дуслар нинди булырга тиеш? Значит ребята, друзья должны быть какими?

IX. Домашнее задание

Сорауларга җавап бирергә, дуслык турында мәкальләр язып килергә.Ответить на вопросы, написать пословицу про дружбу.

X.  Белемнәрне бәяләү. Оценивание знаний.