Открытый урок по теме "Строение тела человека"

Разделы: Начальная школа


УМК «Школа России», Плешаков А.А. «Окружающий мир», 2 класс в 2-х частях, часть 2.

Цель урока: познакомить учащихся со строением тела человека, названием основных внутренних органов и систем органов,  их функциями; учить определять местонахождение основных внутренних органов.

Личностные результаты: 

Учебно-познавательный интерес, желание решить учебную задачу и готовность выполнять для этого определённые действия.
Решать учебную задачу и быть готовым выполнять для этого определённые действия.

УУД:

Регулятивные:  определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; сравнивать и группировать

Коммуникативные:  донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Актуализация знаний

– Ребята, вспомним, о чем говорили на прошлых уроках (о сезонных изменениях в природе зимой, про живую и неживую природу, про различные растения и животных).

III. Основная часть

1. Формулирование темы

– Предлагаю вам загадку, а отгадка поможет определить тему сегодняшнего урока.

«На земле он всех умней,
Потому и всех сильней».

(Человек)

– Какой же теме будет посвящен наш урок сегодня? (Человеку)
– Верно, мы будем говорить сегодня не просто о человеке, а о  строении тела человека.

2. Работа в парах

– А знаем ли мы, из каких частей состоит наше тело? (Знаем) Посмотрите друг на друга, какие части тела вы видите? (Голову, шею, туловище, руки, ноги, спину)
– Каждая пара получила конверт со словами-названиями. Вам надо распределить эти слова в две группы и назвать признак классификации (верхние конечности, желудок, сердце, нижние конечности, голова, головной мозг, легкие, туловище, шея, спина, печень, кишечник).
– Ребята, проверим  правильность выполнения задания. Какая пара готова озвучить свое мнение?

– Какая пара думает по-другому? (Если есть другой вариант выполнения задания, на доску выносятся все варианты, которые обсуждаются и доказываются детьми. Доказательством является аргумент:  находится внутри тела — внутренний орган, находится снаружи тела — часть тела).

– Чем же различаются части тела и внутренние органы? (Части тела мы видим, они снаружи, а внутренние органы находятся внутри тела, мы их не видим.)

3. Работа с учебником

– Я вижу, что внешнее строение тела человека вы знаете хорошо, а что вам известно о внутреннем строении? (Тело человека внутри состоит из органов)
– Учебник с.5. С помощью рисунка познакомьтесь с внутренними органами человека. Запомните их расположение. Время на выполнение задания – 2 минуты.
– Ну что ж, багаж знаний собран, отправляемся в путешествие по телу человека.

4. Открытие новых знаний

а) нервная система

– И вот первый вопрос для вас. Какой внутренний орган называют «главным командным пунктом всего организма? (Мозг)

– Где он находится? Поэтому его полное название? (Головной мозг).
– А почему он является «командным пунктом»? (Головной мозг управляет работой всех остальных  органов).
– Да, он передает сигналы, которые идут по стволу головного мозга к спинному мозгу и далее по нервам к органам. Все это называется нервной системой.

б) дыхательная система

– Итак, именно мозг следит за всеми процессами в организме. Например, за  тем как мы дышим.

Эксперимент

Давайте проверим, как долго вы можете не дышать? По моему сигналу вы задерживаете дыхание, а я буду отсчитывать секунды. Когда вам захочется вдохнуть, вы поднимете руку и запомните число, которое я в это время назвала.

– Сколько секунд вы смогли не дышать? (Том Cитас продержался без дыхания 22мин 22с. Перед погружением не принимал пищи более пяти часов, чтобы замедлить метаболизм в организме. Затем он некоторое время дышал чистым кислородом из баллона, без этого невозможно так долго находиться без воздуха. Его личный рекорд задержки дыхания без использования чистого кислорода составляет 10 минут 12 секунд.)
– Человек не может не дышать, ему нужно все время вдыхать и выдыхать воздух.  При помощи какого органа происходит дыхание? (Легкие)

– Покажите, где у вас расположены легкие?
– Дыхание происходит при помощи лёгких, которые расположены в грудной клетке.
Легкие похожи на две розовые губки (показать). При выдохе они выпускают из себя воздух и уменьшаются в размере (сжать губки), когда мы делаем вдох, легкие наполняются воздухом и расширяются (показать)
– Как называется система органов, которая обеспечивает дыхание? (Дыхательная)
– Легкие непрерывно проделывают огромную работу. Именно в легких происходит газообмен: кислород, который мы вдыхаем, заменяет углекислый газ, который выдыхаем. Кислород попадает в кровь и разносится по всему организму.

в) кровеносная система

– А что заставляет кровь бежать по сосудам?

Подсказка:

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук (Сердце)

– На с.7 учебника найдите абзац, где жирным шрифтом выделено слово «сердце»  и прочитайте, что там рассказывается о сердце.
– Покажите, где у вас находится сердце?
– Сердце вместе с кровеносными сосудами образует кровеносную систему, которая несет питание всему организму.
– Как вы думаете, кровь несет питание организму в виде булок, котлет, конфет или уже обработанную пищу? (Обработанную)

г) пищеварительная система

– Откуда поступают в кровь питательные вещества? (Из пищеварительной системы).

Желудок – это главное отделение твоей «внутренней кухни». В его мускулистых стенках таятся особые желёзки. Они выделяют кислый сок, который необходим для переваривания большей части твоей пищи.
Желудок напоминает мешок. Внутри он полый. Без еды он как спустившийся воздушный шарик (показать). Дунешь в шарик – он чуть надуется. Так и желудок: когда в него попадает пища, он растягивается. Но больше 2-3 литров еды в него поместиться не может. Время от времени желудок сокращается и проталкивает полупереваренную пищу дальше.
Из желудка пища попадает в кишечник (слайд). Он расположен в животе. Определите, где у вас находится кишечник.
Кишечник свернут так плотно (показывают свернутую бельевую веревку), что целиком помещается в животе. Но если его растянуть (вытягивают веревку), то длина его будет около 8 метров. Только после того как пища пройдет через весь кишечник, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму. А не переваренные части твердой пищи скапливаются в нижних отделах кишечника и удаляются из организма.
Нельзя не сказать еще об одном органе-помощнике желудка – это печень. Она располагается с правой стороны от желудка в верхней части живота.
– Покажите место, где у вас располагается печень.
– Она вырабатывает желчь, которая поступает в кишечник и помогает переваривать пищу. Неусвоенная пища удаляется из организма через прямую кишку.

д) выделительная система

– А вот лишняя жидкость удаляется из организма с помощью выделительной системы и происходит это  благодаря парным органам, которые называются почки, а также через кожу.

е) опорно-двигательная система

   Показываем детям таблицу.

– Посмотрите на таблицу, про какую систему мы еще не говорили? (Опорно-двигательную)
– Что составляет опору всего организма (кости, скелет), а за счет чего происходит сгибание рук и ног, поворот головы (мышцы)? Итак,  кости и мышцы обеспечивают опору и движение и составляют опорно-двигательную систему человека.

IV. Физминутка

– Предлагаю вам поработать опорно-двигательной системой и размять части тела.
«У жирафов» (диск «Аэробика» Железновой.)

V. Применение полученных знаний. Работа в группах

– Продолжим работу. Посмотрите, в таблице указаны названия систем органов, а названия органов, входящих в эту систему указать забыли. Каждая группа получает одну систему органов. Внизу листа написаны слова для справок. Там указаны органы из разных систем.  Вставьте в табличку только те названия органов, которые относятся к указанной у вас системе. В результате вашей работы по группам у нас должна получиться вот такая таблица, но уже заполненная.
– Вспомним правила работы в группах (Работать дружно, обсуждать шепотом, выслушивать друг друга, выбрать капитана, договориться о том, что представит капитан всему классу).
– Проверим, что у вас получилось. Капитан команды выходит к доске с вашей общей работой. Итак, первая группа – нервная система. Какие названия органов вы внесли в табличку (капитаны читают названия органов, вписанные командой).
– Посмотрите, вот  итог  групповой работы.

VI. Самостоятельная работа в тетради

– А теперь пришло время поработать самостоятельно.

Тетрадь с. 4, задание №3

– Первые 5 учеников, выполнивших задание, могут сдать  тетради и получить отметку.

VII. Итог

– Какой теме был посвящен наш сегодняшний урок? (Cтроению тела человека)
– Перечислите части тела.
– Назовите внутренние органы. (Мозг, лёгкие, сердце, желудок, печень, кишечник)
– Для чего необходимы нам знания о строении человека?
– Подробнее о строении человека вы узнаете в старших классах на уроке анатомии.

Отметки. Хочу отметить активно работавших учеников.

VIII. Домашнее задание

Учебник с. 4-7, пересказ, Т. с 1-5 № 1,2,4.

Творческое задание: сочинить сказку про любую систему органов.

IX. Рефлексия

Нарисуйте смайлик  (улыбка – урок был интересным, хорошо поработали, грустный смайлик – было трудно и не интересно.)