Цель:
1. Продолжить работу с русской народной сказкой “Два Мороза”.
2. Формирование умения делить текст на части и озаглавливать каждую часть.
Оборудование:
- Узоры (разделены на 2 части; на одной части написано слово, на другой значение этого слова).
- Альбомные листы.
- Модели геометрических фигур (треугольники и круги) двух цветов (красный и синий).
- Окна.
- Снежинки.
- Фломастеры или карандаши.
Ход урока
1. Организационный момент. (Чтение отрывка из стихотворения “Кто рисует так так искусно…” М. Лесна-Раунио.)
Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины…
2. Актуализация знаний.
- Ребята, как вы думаете, почему именно с этих строк я начала наш урок?
- О каком чудо-фантазёре говорится в этих строчках?
- Сегодня этот искусный художник на наших окнах тоже нарисовал узоры. Ой! Что случилось? На окне только половинка узора, а другую нужно найти. Для этого вам необходимо прочитать слово на окошке, а затем подобрать вторую половинку и соответствующее значение слова.
Позабавиться | повеселиться |
Пощёлкивать | издавать звук, щелчок |
Не сладить | не справиться |
Ёжиться | жмётся от холода |
Кутается | плотно закрывается |
Прихвачу | возьму, поймаю |
Купец | богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина |
Крестьянин | бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден |
- Из какого произведения все эти слова? (Русская народная сказка “Два Мороза”.)
3. Тема, цель, мотивация.
- Ребята, а вы любите слушать сказки? (Да.)
- А сами рассказывать сказки? (Нет.)
- Почему? (Сложно.)
- Действительно. Всегда очень сложно рассказывать не только сказки, но и любую историю. Поэтому, сегодня на уроке мы с вами будем учиться рассказывать сказки. А чтобы это было грамотно и интересно мы с вами еще раз перечитаем эту сказку, составим картинный план, который поможет нам передать содержание произведения
4. Чтение сказки учащимися.
5. Анализ содержания сказки.
- Кто является главными героями этого произведения? (Два брата: Мороз Красный нос, Мороз Синий нос.)
- Что решили сделать братья? (Они решили позабавиться, людей поморозить.)
- Кого встретили братья на проезжей дороге? (Купца и крестьянина.)
- Куда направлялся купец? (В город.)
- А куда ехал крестьянин? (В город.)
- Найдите в тексте и зачитайте, во что был одет купец. (На нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.)
- Как выглядел крестьянин? (полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего.)
- Как вы думаете, кого легче было заморозить и почему? (Легче было бы заморозить крестьянина, так как одет он был очень бедно.)
- Что выяснилось, когда вечером братья снова встретились? (Произошло все наоборот: замерз купец, а не крестьянин.)
- Найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Синий нос морозил купца. Почему купец замерз? (он не двигался.)
- А теперь найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Красный нос морозил крестьянина. (Дорогой начал было я его пронимать: только он всё не робеет – еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава… Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: “Тут мне сломить его”. Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо – не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее… ”. Полушубок весь мокрёхонек. Я в него – забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком…Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьёт, а меня всё ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз – выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит…).
- Удалось ли ему это? Почему? (Крестьянин все время работал.)
- Найдите в тексте и зачитайте, что ответил старший брат младшему в ответ на то, что крестьянин победил Мороза. (Топор лучше шубы греет.)
- Как вы понимаете “топор лучше шубы греет”?
6. Физкультминутка.
7. Составление картинного плана.
- Давайте попробуем составить картинный план к этой сказке. Какие события здесь происходили? (1. Встреча двух Морозов. 2. Мороз Синий нос морозит купца. 3. Мороз Красный нос морозит крестьянина. 4. “Топор лучше шубы греет”).
- На сколько частей мы разделим наш альбомный лист? (4)
- Найдите в тексте и зачитайте текст первой части. О чем здесь рассказывается? (о том, как встретились два Мороза, два брата, и решили позабавиться).
- Что можно изобразить на первой картинке? (Лес, дорога, Мороз Синий нос, Мороз Красный нос.)
- Как можно озаглавить эту часть? (Встреча двух братьев.)
- Теперь найдите и зачитайте вторую часть сказки. Что можем изобразить? (лес, дорога, сани купца, Мороз Синий нос)
- Как озаглавим эту часть? ()
- Найдите и зачитайте ту часть текста, которую мы можем отнести к третьей части.
- Что здесь можем изобразить? Как назовем эту часть?
- Ну и последняя часть. О чем здесь говорится?
- Что изобразим на последней картинке? Какое название вы можете подобрать к этой части нашего плана?
- У нас с вами получился картинный план, который поможет вам пересказать эту сказку.
8. Творческая интерпретация текста.
- Кто из вас желает пересказать первую часть сказки? Вторую? Третью? Четвертую?
9. Итог урока.
- Учитель читает отрывок из стихотворения Оксаны Варниковой.
Мороз трескучий за окном,
И вьюга заметает,
Пруды покрыты толстым льдом,
Что долго не растает…
Бежит по тропке под откос
Прохожий одинокий,
А остановится – мороз
Ухватится за щеки! (http://otebe.info/stihi/stihi-pro-zimu.html#ixzz2r3lkAFeY)
- Понравился ли вам урок?
- Возьмите у себя на столе снежинку и украсьте то окно, которое отражает ваше настроение.