Урок по русской народной сказке "Два Мороза"

Разделы: Начальная школа


Цель:

1. Продолжить работу с русской народной сказкой “Два Мороза”.
2. Формирование умения делить текст на части и озаглавливать каждую часть.

Оборудование:

  • Узоры (разделены на 2 части; на одной части написано слово, на другой значение этого слова).
  • Альбомные листы.
  • Модели геометрических фигур (треугольники и круги) двух цветов (красный и синий).
  • Окна.
  • Снежинки.
  • Фломастеры или карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент. (Чтение отрывка из стихотворения “Кто рисует так так искусно…” М. Лесна-Раунио.)

Кто рисует так искусно,
Что за чудо-фантазеры,
Ледяной рисунок грустный:
Реки, рощи и озера?
Кто нанес орнамент сложный
На окно любой квартиры?
Это все один художник.
Это все его картины…

2. Актуализация знаний.

  • Ребята, как вы думаете, почему именно с этих строк я начала наш урок?
  • О каком чудо-фантазёре говорится в этих строчках?
  • Сегодня этот искусный художник на наших окнах тоже нарисовал узоры. Ой! Что случилось? На окне только половинка узора, а другую нужно найти. Для этого вам необходимо прочитать слово на окошке, а затем подобрать вторую половинку и соответствующее значение слова.

Позабавиться повеселиться
Пощёлкивать издавать звук, щелчок
Не сладить не справиться
Ёжиться жмётся от холода
Кутается плотно закрывается
Прихвачу возьму, поймаю
Купец богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина
Крестьянин бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден

  • Из какого произведения все эти слова? (Русская народная сказка “Два Мороза”.)

3. Тема, цель, мотивация.

  • Ребята, а вы любите слушать сказки? (Да.)
  • А сами рассказывать сказки? (Нет.)
  • Почему? (Сложно.)
  • Действительно. Всегда очень сложно рассказывать не только сказки, но и любую историю. Поэтому, сегодня на уроке мы с вами будем учиться рассказывать сказки. А чтобы это было грамотно и интересно мы с вами еще раз перечитаем эту сказку, составим картинный план, который поможет нам передать содержание произведения

4. Чтение сказки учащимися.

5. Анализ содержания сказки.

  • Кто является главными героями этого произведения? (Два брата: Мороз Красный нос, Мороз Синий нос.)
  • Что решили сделать братья? (Они решили позабавиться, людей поморозить.)
  • Кого встретили братья на проезжей дороге? (Купца и крестьянина.)
  • Куда направлялся купец? (В город.)
  • А куда ехал крестьянин? (В город.)
  • Найдите в тексте и зачитайте, во что был одет купец. (На нем шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи.)
  • Как выглядел крестьянин? (полушубок старый, заплатанный, шапка вся в дырах, на ногах, кроме лаптишек, ничего.)
  • Как вы думаете, кого легче было заморозить и почему? (Легче было бы заморозить крестьянина, так как одет он был очень бедно.)
  • Что выяснилось, когда вечером братья снова встретились? (Произошло все наоборот: замерз купец, а не крестьянин.)
  • Найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Синий нос морозил купца. Почему купец замерз? (он не двигался.)
  • А теперь найдите в тексте и зачитайте, как Мороз Красный нос морозил крестьянина. (Дорогой начал было я его пронимать: только он всё не робеет – еще ругается: такой, говорит, сякой этот мороз! Совсем даже обидно стало; принялся я его пуще щипать да колоть. Только ненадолго была мне эта забава… Приехал он на место, вылез из саней, принялся за топор. Я-то думаю: “Тут мне сломить его”. Забрался к нему под полушубок, давай его язвить. А он-то топором машет, только щепки кругом летят. Стал даже пот его прошибать. Вижу: плохо – не усидеть мне под полушубком. Под конец инда пар от него повалил. Я прочь поскорее… ”. Полушубок весь мокрёхонек. Я в него – забрался везде, заморозил так, что он стал лубок лубком…Выбрал полено подлиннее да посучковатее да как примется по полушубку бить! По полушубку бьёт, а меня всё ругает. Мне бы бежать поскорее, да уж больно я в шерсти-то завяз – выбраться не могу. А он-то колотит, он-то колотит…).
  • Удалось ли ему это? Почему? (Крестьянин все время работал.)
  • Найдите в тексте и зачитайте, что ответил старший брат младшему в ответ на то, что крестьянин победил Мороза. (Топор лучше шубы греет.)
  • Как вы понимаете “топор лучше шубы греет”?

6. Физкультминутка.

7. Составление картинного плана.

  • Давайте попробуем составить картинный план к этой сказке. Какие события здесь происходили? (1. Встреча двух Морозов. 2. Мороз Синий нос морозит купца. 3. Мороз Красный нос морозит крестьянина. 4. “Топор лучше шубы греет”).
  • На сколько частей мы разделим наш альбомный лист? (4)

  • Найдите в тексте и зачитайте текст первой части. О чем здесь рассказывается? (о том, как встретились два Мороза, два брата, и решили позабавиться).
  • Что можно изобразить на первой картинке? (Лес, дорога, Мороз Синий нос, Мороз Красный нос.)
  • Как можно озаглавить эту часть? (Встреча двух братьев.)

  • Теперь найдите и зачитайте вторую часть сказки. Что можем изобразить? (лес, дорога, сани купца, Мороз Синий нос)
  • Как озаглавим эту часть? ()

  • Найдите и зачитайте ту часть текста, которую мы можем отнести к третьей части.
  • Что здесь можем изобразить? Как назовем эту часть?

  • Ну и последняя часть. О чем здесь говорится?
  • Что изобразим на последней картинке? Какое название вы можете подобрать к этой части нашего плана?
  • У нас с вами получился картинный план, который поможет вам пересказать эту сказку.

8. Творческая интерпретация текста.

  • Кто из вас желает пересказать первую часть сказки? Вторую? Третью? Четвертую?

9. Итог урока.

  • Учитель читает отрывок из стихотворения Оксаны Варниковой.

Мороз трескучий за окном,
И вьюга заметает,
Пруды покрыты толстым льдом,
Что долго не растает…
Бежит по тропке под откос
Прохожий одинокий,
А остановится – мороз
Ухватится за щеки! (http://otebe.info/stihi/stihi-pro-zimu.html#ixzz2r3lkAFeY)

  • Понравился ли вам урок?
  • Возьмите у себя на столе снежинку и украсьте то окно, которое отражает ваше настроение.