В домах ребёнка воспитываются дети раннего возраста, оставшиеся без попечения родителей. Одной из задач обучения в домах ребёнка является развитие пассивной и активной речи детей.
Второй год жизни – это “сензитивный” период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению, когда речевое развитие протекает очень интенсивно. На втором году жизни ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Но при этом понимание речи окружающих по – прежнему опережает умение говорить.
Понимание речи возникает у ребёнка не само собой, в результате его общения с близкими взрослыми, которые играют и занимаются с ним. Дети, которые лишены интересного содержательного общения со взрослым, начинают говорить намного позже и хуже понимают обращённую к ним речь.
Возможности ребёнка 2 – го года жизни ещё весьма ограничены, поэтому нецелесообразно давать ему сразу много новой информации; надо постепенно расширять и обогащать его знания через практическое освоение предметной деятельности.
Ребёнка 1 года – 1 года 3 месяцев можно познакомить с практическим использованием :
- предметов мебели – стол, стул, кровать (например, “дети садятся за стол обедать”, “Саша сидит на стульчике”, “Аня ложится в кровать спать” и т.д.;
- предметов посуды – ложка, тарелка, чашка (например, “Коля пьёт из чашки”, “Чем Оля ест суп?” – ложкой!” и т.д.;
- предметов одежды – шапка, платье, ботинки, находя их по просьбе взрослого;
- игрушки – кукла, мяч, мишка, кошка, собачка и т.д.;
- названия частей лица и тела – нос, рот, глаза, уши, руки, ноги (например, “Где носик Оли, а у мишки?”, “Где ушки у Кати, а у куклы?” и т.д.;
- названия действий (например, “Вика, возьми мячик”, “Дай куклу” и т.д.
От 1 года до 1 года 3 месяцев основным средством общения ребёнка со взрослым является лепет. Слоги вошедшие в лепет ребёнка становятся составными частями произносимых им слов: “баба”, “дядя”, “тётя”, “на”, “дай”, “упал” и т.д. Любой слог, звук для маленького ребёнка имеет смысловое содержание.
К концу года ребёнок произносит около 10 слов. Но некоторые слова подкрепляются мимикой и жестами.
Для развития активной речи малышей подбираются звукосочетания, исходя из возможностей детей. Детей учат повторять звукосочетания в играх, используя игрушки, картинки или сопровождают звуками свои действия. Например: кукла – это ляля, кошка – “мяу”, дудка – “ду-ду”, барабан играет – “бам-бам”, малыш идёт – “топ-топ” и т.д.
Основу планирования занятий составляет тематический принцип. Занятия планируются на 2 недели и повторяются в течение месяца, т.к. у многих детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка, отмечается резко выраженная неустойчивость внимания, иногда полное отсутствие зрительного сосредоточения на объекте и, как следствие этого, отсутствие умения вслушиваться в речь говорящего, понимать её содержание. Для изучения темы включаются разные виды деятельности:
- ознакомление с предметом (показ);
- выполнение поручений;
- занятия с картинками;
- наблюдения;
- чтение художественной литературы.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми от 1 года до 1 года 3 месяцев.
Показ предметов | Выполнение поручений |
Наблюдения | Рассматривание картинок |
Чтение литературы |
Сентябрь Части тела 1–3 неделя Игра “Покажи ручки” Цель. Учить понимать и показывать называемые части тела человека: “спрячем наши ручки, где наши ручки?”, “спрячем наши глазки, где наши глазки?” и т.д. |
Игра “Дай ручку” Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий. Учить подавать руку взрослому. |
Наблюдение за солнечным зайчиком Цель. Понаблюдать за солнечным зайчиком, как он весело “прыгает” по комнате. Затем “гладит” детям ручки, ножки, животик. |
Предметная картинка “Кукла” и
соответствующая ей игрушка. Цель. Провести сопоставление игрушки и её изображения на картинке. Учить узнавать игрушку на картинке и называть его облегчённым словом “ля-ля”. Учить показывать части тела и лица куклы на картинке. Материал: картинка и игрушка куклы. |
Чтение потешки “Ладушки, ладушки” Цель. Учить детей слушать речь взрослого, формировать ощущение ритма. Побуждать детей воспроизводить игровые движения, соответствующие тексту знакомой потешки; произносить слова или звукосочетания: “Бабушка, кашка, ели, сели, шу-у-у, полетели”.
|
Части тела 2–4 неделя “Кто в гости пришёл?” Цель. Познакомить детей с зайчиком. Дать знания о том, что зайчик беленький, у него длинные ушки, лапки, маленький хвостик. Зайчик прыгает: прыг – прыг. Материал. Игрушка зайчика. |
Игра “Иди ко мне”. Цель. Формировать интерес ребёнка к звукам речи. Выполнять речевые инструкции взрослого; “Иди-иди ко мне!”, здороваться со взрослым (кивать головой или подавать ручку). |
“Мишка заболел” Цель. Продолжать знакомить с частями тела (ушки, глазки, носик, лапки). Производить игровые действия: лечим мишке лапку, капаем капли в нос, глаза. Материал: игрушка мишки, атрибуты для игры в “больницу”.
|
Предметная картинка “Мишка” и
соответствующая ей игрушка.
Цель. Провести сопоставление игрушки и её изображения на картинке. Учить узнавать игрушку на картинке и называть её облегчённым словам “э-э-э”. Учить показывать части тела мишки на картинке. Материал: картинка и игрушка мишки. |
Чтение потешки “Водичка – водичка” Цель. Учить внимательно слушать чтение потешки, совершать игровые движения – дотрагиваться до частей тела ребёнка в соответствии с текстом. |
Октябрь Осень 1–3 неделя “Дождик” Цель. познакомить с звучанием металлофона. Учить под редкое звучание стучать по ладошке пальчиком медленно, под частое звучание – быстро. Материал: металофон. |
“Собери листочки” Цель. Учить собирать разноцветные листочки в ведёрки. Материал: ведёрки, разноцветные листочки. |
Наблюдение за дождём (из окна) Цель. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе: если идёт дождь – гулять нельзя; дождь капает: кап-кап (дети пальчиком стучат по ладошке). |
Предметная картинка “Мяч” и
соответствующая ей игрушка.
Цель. Провести сопоставление игрушки и её изображения на картинке. Учить узнавать игрушку на картинке и называть её облегчённым словам “бом-бом”. Формировать понимание слова “картинка”. Материал: картинка и игрушка мяча и куклы. |
Чтение потешки “Дождик, дождик” Цель. воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешки, синхронно совершать игровые движения: “Погрози пальчиком!”, “Постучи пальчиками по столу”, “Подними руки вверх”. |
Одежда 2–4 неделя “Сборы на прогулку” Цель. Запоминать названия предметов одежды (шапка, пальто, сапожки). Материал: предметы одежды. |
“Оденем куклу на прогулку” Цель. Учить находить предметы одежды для куклы (шапка, пальто, сапожки). Материал: предметы одежды, кукла. |
“Рассматривание букета из осенних
листьев” Цель. Познакомить детей с осенними листьями разной величины. Знакомить с понятием: такой, не такой (если дети не говорят, побуждать к произнесению: да или нет). Материал: ваза с осенним букетом. |
Занятие с предметной картинкой
“Собачка” и соответствующей ей игрушкой.
Цель: Провести сопоставление игрушки и её изображения на картинке. Учить узнавать игрушку на картинке и называть её облегчённым словом “ав-ав”. Вызвать интерес к рассматриванию картинки. Формировать понимание слова “картинка”. Материал: картинка и игрушка собачки. |
Чтение стихотворения “Растеряшка” Цель. Внимательно слушать, вникать в содержание произведения, выполнять нужные действия – показывать называемые вещи. Материал: предметы одежды. |
Ноябрь Игрушки 1–3 неделя “Поиграем на барабане” Цель. Учить детей понимать и выполнять инструкции в процессе обыгрывания игрушки. Побуждать к воспроизведению звукоподражания: “бом-бом”. Материал: барабан. |
“Поручение” Цель. Учить по просьбе взрослого после игры убирать игрушки на место (на полку или в корзинку) – “мяч убери, машину убери и т.д.”. |
Наблюдение за машиной
Цель. Понаблюдать за машинами. Отметить, что машины едут по дороге. Они большие и маленькие. Их много. В машине сидит дядя – шофёр. Машина гудит: би-би. |
Занятие с двумя знакомыми картинками
“Кукла и мяч” Цель. Находить нужное изображение среди двух знакомых картинок, предъявляемых одновременно. Соотносить с реальным предметом, называя тем же словом. (“Где кукла “ля-ля”, а на картинке? А где мяч “бом-бом”, а на картинке?”). |
Чтение стихотворения “Петя –Петя
–петушок” Цель. Учить внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания: ку-ка-ре-ку. Материал: игрушка петушка. |
Игрушки 2–4 неделя “Поиграем на бубне” Цель. Учить детей понимать и выполнять инструкции в процессе обыгрывания игрушки. Побуждать к воспроизведению звукоподражания: “ля-ля”. Материал: бубен.
|
Игра “Делай, как я” Цель. Учить детей понимать и выполнять простые инструкции (на, дай, возьми), сопровождаемые указательным жестом. Формировать действия с игрушками по подражанию, по речевой инструкции. Побуждать детей к повторению звукоподражаний: тук-тук, пи-пи, динь-динь. Материал: звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, резиновые птички.
|
Наблюдение за воронами Цель. Обратить внимание на ворон. Они летают и машут крыльями: мах-мах. Вороны каркают: кар-кар.
|
Занятие с двумя знакомыми картинками
“Собачка и мишка” Цель. Находить нужное изображение среди двух знакомых картинок, предъявляемых одновременно. Соотносить с реальным предметом, называя тем же словом. (“Где собачка “ав-ав”, а на картинке? А где мишка “э-э-э”, а на картинке?”).
|
Чтение стихотворения “Собачка” Цель. Учить внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания: ав-ав-ав. Материал: игрушка собачки.
|
Литература.
- Программа воспитания и обучения детей в доме ребёнка. Министерство здравоохранение СССР. Москва – 1987.
- С.Н.Теплюк, Г.М.Лямина, М.Б.Зацепина. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. (Для занятий с детьми от рождения до 2 –х лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб.: “Паритет”, 2005.
- Л.Н.Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышление: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
- С.Л.Новосёлова. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– Москва. “Просвещение”, 1977.
- А.В.Гришвина, Е.Я.Пузыревская, Е.В.Сочеванова “Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития”. М.: Просвещение, 1988.