Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока:
– формировать умение раскрывать скобки, совершенствовать вычислительные
навыки;
– тренировать умение ставить цель деятельности, фиксировать собственные
затруднения;
– совершенствовать умение выражать свои мысли, обосновывать суждения.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная установка;
- цифровые образовательные ресурсы к учебнику “Математика 6” Зубарева И.И. и Мордкович А.Г. Слайд 1 “Распределительный закон”; Слайд 2 “Математический диктант. Раскрытие скобок. 1 вариант”. http://school-collection.edu.ru/
Ход урока
1-й этап. Актуализация знаний и умений.
– Ребята, мы закончили изучение темы “Умножение и деление обыкновенных дробей”. Сегодня нас ждут новые открытия. Но, в начале урока я предлагаю вам выполнить задание на повторение:
Задание № 1 ABCD – прямоугольник. Определите координаты точки D, если A(-5;2), B(1;2), C(1;-5). Выполните построение. Найдите площадь прямоугольника ABCD.
Один ученик работает у доски. По ходу учащимся задаются вопросы теоретического характера: Какая фигура называется прямоугольником? Назовите измерения прямоугольника. По какой формуле находится площадь прямоугольника?
Задание № 2. Слайд 1 “Распределительный закон”.
– Ребята, рассмотрите рисунок, представленный на слайде. Работая в парах, найдите разные способы вычисления площади прямоугольника ABCD.
В ходе обсуждения ученики предлагают два способа нахождения площади: S = a(b + c) и S = ab + ac, делают вывод, что данный рисунок иллюстрирует распределительный закон умножения, позволяющий раскрывать скобки, формулируют тему урока.
Тема урока: “Раскрытие скобок”. Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
Высказывания нескольких учеников обобщаются, формулируется цель урока: “Научиться раскрывать скобки”.
Формула распределительного закона записывается на доске. Повторяется алгоритм раскрытия скобок. Выполняется пример 4∙(x + 5) =
2-й этап. Выявление места и причины затруднения.
– Ребята, мы поставили перед собой цель на сегодняшний урок, но вас ничего не смущает?
Ученики отмечают, что распределительный закон они изучили в 5 классе, поэтому умеют раскрывать скобки. Учитель предлагает следующее задание.
Задание №3 Раскройте скобки, применяя распределительный закон умножения:
(-4)∙(x – 5) =
4∙(-x – 5) =
-4∙(-x – 5) =
– Ребята откройте учебники на странице 120 и проверьте себя. (№ 520.) Почему возникли затруднения? В каком месте? На что надо обратить внимание, чтобы избежать ошибок?
В ходе обсуждения происходит выявление мест и причин затруднений: неточное выполнение алгоритма раскрытия скобок и ошибки при умножении положительных и отрицательных чисел. Еще раз проговаривается алгоритм:
повторяется правило умножения чисел с разными знаками:
3-й этап. Первичное закрепление с комментариями.
– Каким будет следующий шаг в нашей работе на уроке? (Научиться применять полученные знания к решению задач.)
На этом этапе ученики работают в парах: обсуждают решения, спорят, сравнивают ответы с эталоном.
Задание № 4. Выполнить №519 стр.119 учебника.
Примеры под буквами а) и б) выполняются с подробными комментариями, в) и г) два ученика выполняют на задней части доски. Проверка – учитель открывает записи на доске. Оценка и самооценка.
Задание № 5. Проверьте равенства №521 и выскажите свое мнение.
Задание № 6. № 523 Определите, является ли равенство верным. В неверных равенствах исправьте правую часть так, чтобы они стали верными.
Задание № 7. Выполните №17.3 из “Рабочей тетради №2”: раскройте скобки, выберите правильный ответ и заполните таблицу. Объясните смысл зашифрованного слова.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
И | Н | Т | Е | Р | В | А | Л |
Интервал, это отрезок, концы которого ему не принадлежат.
Физкультминутка.
Задание № .8 Ребята, посмотрите на задание №525 стр.120 учебника, сравните его с выполненным заданием из рабочей тетради.
Ученики отмечают, что номер из учебника сложнее, так как в нем надо не только раскрыть скобки, но и упростить полученное выражение. Примеры под буквами а), б), в), выполняются с подробными комментариями, г), д), е) три ученика выполняют на доске. Оценка и самооценка.
Задание № 9. Ребята, большую часть урока вы работали в парах. Это задание я предлагаю вам выполнить самостоятельно. Попробуйте оценить, насколько хорошо вы научились раскрывать скобки. Слайд 2 Математический диктант. Раскрытие скобок. 1 вариант.
Оцените себя: если вы не допустили ошибок, то поставьте себе “5”;
допустили 1-2 ошибки “4”; напишите себе пожелание, если допустили больше двух ошибок. (Буду стараться! Все равно научусь!..)
4-й этап. Рефлексия деятельности на уроке.
– Какую цель вы поставили на урок?
– Объясните, как раскрыть скобки.
– Как вы считаете, вы достигли поставленной цели? Что вам в этом помогло?
(Желание знать новое, прилежание и т.д.)
– Оцените себя, согласуйте самооценку в парах.
Оценивание учителем.
5-й этап. Домашнее задание.
Первый уровень: “Рабочая тетрадь №2” №17.1; 17.2; 17.4.
Второй уровень: Учебник стр. 120, № 526.