Интегрированный урок (история + обществознание + английский язык) по теме "Добро и/или зло". 8-й класс

Разделы: История и обществознание, Классное руководство

Класс: 8


Цель: Создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, добром человеке и добром деле, о сложности нравственного выбора.

Задачи:

  • Формировать представления о добре как важнейшей нравственной ценности
  • Учить вырабатывать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения, задумываться о своем месте в жизни.
  • Развивать навыки самоорганизации в индивидуальной работе и участия в коллективной деятельности, умение сопереживать другим людям

Основные понятия: мораль, нравственность, гуманизм, добро, зло, нравственные ценности.

Тип урока: урок-размышление;

Оформление и оборудование:

  1. Эпиграф урока.
  2. Фрагмент мультфильма “Просто так”.
  3. Компьютерные презентации.

План:

1. Мораль. Нравственность. Гуманизм.
2. ДОБРО и/или ЗЛО.

Подготовительная работа:

  1. Проведение и обработка материалов анкеты “Добрый ли ты человек?”
  2. Подбор пословиц и поговорок, высказываний мудрых, притч, стихов ,
    “Картотека нравственности” соответствующих теме классного часа.
  3. Создание презентации.

Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого,
как вежливость и доброта.
Мигель Сервантес.

Вступительное слово.

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза на минуту, улыбнитесь (обязательно от души), откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, здесь собрались добрые люди, которые будут говорить, и размышлять о нравственных ценностях, о сложности нравственного выбора.

Важна ли эта тема, заслуживает ли она того, чтобы тратить время на ее обсуждение?

Человечество многие тысячелетия спорит о том: “Что такое добро? Что такое зло? Нужна ли доброта, а может, нет? А всегда ли доброта полезна, а когда наносит вред…. Многие думают да и говорят, что сейчас зло взяло верх над добром, что добрых людей почти не осталось и каждый сам за себя, и нет дела до других.

Проблема выбора стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...

В последние годы добро, доброта постепенно исчезают из повседневной жизни, превращаясь в категорию философскую. Жестокие реальности сегодняшнего дня заставляют людей хмуриться, злиться, меньше улыбаться. Люди не задумываются над тем, что они становятся душевно черствыми, скупыми на добрые эмоции, дела. У родных, близких людей катастрофически не хватает времени обнять, выслушать друг друга. Наша жизнь – сложная цепь собственных поступков, восприятия и реакции на поступки других. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда осознаем это. А ведь это наш след в жизни. У Расула Гамзатова есть такие слова: “Мы родились, чтобы оставить след. Дом или тропинку, дерево или слово”.

Сегодня, наверное, пришло время задуматься над этим и не случайно этот вопрос стоит в 8-м класе.Вы взрослеете, и сегодняшнее ваше состояние можно охарактеризовать так: не хочется быть взрослым, а еще сильнее не хочется чувствовать себя ребенком. Ничего не установилось, все зыбко. Одной ногой в лодке, другой – на берегу.

Что вы принесете в этот мир? Сегодня мы и попытаемся разобраться и ответить на этот вопрос.

Обратите внимание на эпиграф урока “Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта” Эти слова Мигеля Сервантеса актуальны в любое время. Вы согласны с испанским писателем?

В начале урока я предлагаю вам, разделить лист пополам,
и поставив в одной части “+”, а в другой “-”, в ходе урока записывать
свои положительные и отрицательные качества, отвечая на вопрос: “Какой я”?
В ходе урока запишите одно или несколько правил доброты, что на ваш взгляд кажется наиболее важным. В конце урока мы их объединим и у нас получатся правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

Мораль. Нравственность. Гуманизм. (Проверка д/з и материал “за страницами учебника”.) Слайды 5–11

“Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья”. Философ Иммануил Кант?

.Можем сказать, что из практической нравственности вырастает мораль , т.е.мораль – это мысли и идеи как правильно поступать, а нравственность – это уже практические поступки людей.

 Понятия “добро” и “зло”.

Добро слайд 12

“Как Вы понимаете : Добро, доброта, добрый, милосердие, зло, злой? Где и как они проявляются?

Работа с толковым словарем. Нахождение значения слов добро, доброта, добрый. 5.

“Добро – это…”
“Доброта – это ...”
“Добрый человек – это ... ”
“Милосердие – это…”

“Зло – это …”

“Злой – это …”

Слайд13

Понятие Добро многогранно :

Один мудрец говорил, что существует 3 типа добра: полезное, приятное, истинное.

? Объясните, что лично вы относите к полезному, приятному и истинному добру.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Слайды 15-16

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легко ранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но может и пройти мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

Созидательная – это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение и способен бороться со злом

Доброта – способность сострадать, сопереживать, сочувствовать, проще говоря – способность представить себя на месте другого человека. Способность или умение, т. е. то, чему можно научиться. Правда, не каждый может стать добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего настроения, когда самому так радостно, что в этот момент готов полюбить весь мир.

Да, это трудно – всегда быть готовым утешить того, кому плохо, разделить чье–то горе, помочь. Этому надо учиться.

Народная мудрость

Сказка: Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль. Добро попробовало соленый чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило за угощение. А когда Добро уходило, оно сказало: “Что-то сахар у вас не очень сладкий. Вот вам деньги, купите себе конфет к чаю”.

Особый вид доброты — милосердие.

Слайды15-17

– Может кто-нибудь из вас сказать по совести: “Я добрый человек”.

– Давайте подведем результаты анкеты “Добрый ли вы человек?”

Совпали характеристики анкеты с вашими представлениями о себе?

“Какой Я”

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра, она дарит нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Знаете , ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: Л – “Люди” З. – “Земля”,

М – “Мыслить”, а буква Д обозначалась словом “Добро”. Даже сама азбука как бы призывала: “Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!”

Зло Добру противостоит зло. Слайды 22-31

Между этими категориями с самого основания мира идёт борьба.

Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества.

В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает свое. Кого послушает человек, так себя и поведет. О чем говорит это поверье?

О том, что добро и зло могут уживаться в одном и том же человеческом сердце. Но у человека всегда есть выбор: он ведь может услышать, что шепчет ангел и послушаться его, то есть встать на позицию доброй морали. Правда, для этого необходимо постоянно вырабатывать в себе умение поступать в соответствии с доброй моралью, а это нелегко, но именно в такой работе над собой многие ученые и философы видят смысл человеческой жизни.

В 10 веке Фаррух, сказал:

“Добро и зло творить всегда во власти всех людей.

Но зло творится без труда, добро творить трудней”.

Как вы думаете, почему добро творить труднее?

Что совершать легче: добро или зло? (зло, потому что добро требует усилий. Зло активнее, меньше требует усилий, часто прикидывается добром, маскируется ) Зло обычно выступает под маской ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро. Приведите примеры, когда зло выступает под видом добра.

Грузинский писатель Чабуа Амирэджиби: “Человек рожден для добра, а не для зла. Другое дело, что добро требует усилий, а зло сделаешь и не заметишь. Так было всегда: зло прикидывалось добром. Обычный способ приспособляемости. Иначе как , скажите, злу выжить”.

Что же такое зло?

ТВОЙ ПРАКТИКУМ: слайды32-33

1. Назови однокоренные слова к словам “добро” и “зло”.

Известный врач и философ Альберт Швейцер определил сущность добра и зла: “Добро – то, что служит сохранению и развитию жизни.

Зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей”

Зло бывает:

стихийное (не зависит от человека)– наводнение, цунами, землетрясение

моральное (связано с деятельностью человека)– болезнь, война, наркомания…

? Есть такое выражение “зажить зло”. Как вы его понимаете? (преодолеть, пережить)

? Какое зло (моральное или стихийное) тяжелее зажить? Почему? (Тяжелее моральное, т.к. стихийное зло не зависит от человека, его легче объяснить, оно без козней, хитрости)

Вы абсолютно правильно понимаете и чувствуете , что такое добро и зло. Как выводы , послушайте две притчи

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Китайская притча о добре и зле.

Юноша пришел к мудрецу с просьбой принять его в ученики 
– Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец. 
– Конечно нет! 
– А воровать? 
– Нет. 
– А убивать? 
– Нет... 
– Так иди и познай все это, – воскликнул мудрец, – а познав, не делай!

релаксация

Я попрошу вас сесть в круг, взяться за руки.

Проведем такой эксперимент.

Теперь закройте глаза и послушайте музыку.

(звучит музыка добра, чувств и мечтаний).

Что вы почувствовали?

Ответы детей: Теплоту. Доброту. Тишину. Спокойствие. Хорошее настроение.

А почему, как вы думаете?

 Ответы: музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружбы, – всё это повлияло на ваше настроение.

Вернемся к теме нашего разговора: ДОБРО И/ИЛИ ЗЛО.

Борьба добра со злом является труднейшей нравственной проблемой человечества.

Как вы понимаете слова: “Добро должно быть с кулаками”

Послушайте стихотворение С. Куняева с таким же названием “Добро должно быть с кулаками”.

– Изменилось ли ваше мнение о выражении “Добро должно быть с кулаками”.

Почему это необходимо?

 Учитель. Говорят, россияне, шагнув в новый мир, где денежные отношения стали вытеснять прежние, построенные на доброте и желании бескорыстно помочь другому, утратили былую отзывчивость и то тепло души, которым во все времена славился русский народ. Так ли это? Ответ на этот вопрос очень важен, потому что речь идет о стержне нашего национального характера. Желание делать добро и бескорыстно помогать – всегда была отличительная черта русского человека. Делать добро – это душевная потребность , которая сохранилась в нас еще от далеких предков. В нашей нынешней жизни так много зла, недоверия, жестокости, что некоторые теряют веру в доброту, благородство и бескорыстие людей. Очень важно научиться прощать.

стихотворение Ю. Друниной “Стираются лица и даты…”.

Стираются лица и даты,

Но всё ж до последнего дня

Мне помнить о тех, что когда-то

Хоть чем-то согрели меня.

Согрели своей плащ-палаткой,

Иль тихим шутливым словцом,

Иль чаем на столике шатком,

Иль попросту добрым лицом.

Как праздник, как счастье, как чудо

Идёт Доброта по земле.

И я про неё не забуду,

Как я забываю о зле…

Вернемся к заданию “Какой я”?

– Прочтите написанное вами, не появилось ли желание что–либо дописать или вычеркнуть. Считаете ли вы себя добрым человеком? Вспомните, какие добрые дела вы сделали за эту неделю? Какие акции доброты, проводятся в нашей школе?

– Сознание сделанного добра – это уже награда для человека. Просто делая добро, никогда не надо ожидать благодарности.

Спешите делать добрые дела,

Чтоб не хватало времени на зло!

ПОМНИТЕ, ЧТО:

Добро – моральное совершенство человека и спасение его души.

Зло –моральная деградация человека

Сейчас все чаще можно услышать вопрос: “А зачем мне это нужно?” “А что я от этого буду иметь?” Чтобы ответить на эти вопросы, я вам предлагаю посмотреть мультфильм

220-351-876 Белоусова Татьяна Александровна

(просмотр мультфильма “Просто так”)

Мы с вами много внимания уделили понятиям "добро" и "зло". А что же такое "терпимость"?

Давайте заслушаем и объединим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.

“Попробуйте не наступать, а уступать, не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть людям ладонь.

Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить”. М. Рощин

Заключение. 

Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно. Жизнь постоянно ставит нас перед нравственным выбором добра и зла.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви или молитвы.

Каждый выбирает по себе

Каждый выбирает для себя.

Ни к кому претензий не имею,

Выбираю тоже – как умею. Юрий Левитанский

Сегодня мы прошли дорогами Добра и Зла.

Человек сам решает, как поступать, какое решение принять. НО, принимая решение, мы несем за него ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.

В названии темы урока “Добро и/или зло” два союза “и”, “ или”. Что это значит?

Подведение итогов урока

Закончите фразу: “Сегодня на уроке я….”

НЕ ставим точку… Категории “добро ” и “зло”– вечные.

Сегодня вы не получаете домашнего задания.

Но послушайте притчу и поразмышляйте над ее глубоким философским смыслом:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями . А потом подошел к Мастеру и спросил:

– Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любой момент сжать их ради истины.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках”.

Добро – это взгляд, улыбка, слово, поступки.

Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И пусть вас хранит Ваш добрый ангел хранитель.