Цель урока: формирование духовных ценностей, уважительного отношения к вере и взглядам других народов.
Задачи урока:
– познакомить учащихся с традициями паломничества и главными святыми в
религиозных традициях мира;
– воспитание уважения к величайшему культурному наследию разных народов;
– развитие информационной компетентности учащихся на основе включения новых слов
и понятий в собственный словарный запас.
Ожидаемые результаты урока:
Учащиеся узнают: что такое паломничества; что такое реликвии и мощи; какие святыни являются главными для верующих людей.
Учащиеся научатся: использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи.
Учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.
Межпредметные связи: чтение, русский язык, окружающий мир.
Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника, презентация.
Основные термины и понятия: паломничество, реликвия, мощи, хадж, Кааба.
Ход урока
I этап. Вводный.
1. Организация деятельности учащихся.
– Сегодня на уроке мы сделаем ещё один шаг в познании законов жизни человеческого общества, узнаем новое, совершим путешествия по святым местам. Для этого потребуется внимание, активная работа, взаимопомощь и конечно хорошее настроение.
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выполняют тест по вариантам (два варианта).
Взаимопроверка.
– Если вы считаете, что ответ верен, отметьте его кружком зелёного цвета.
II этап. Основной.
1. Сообщение темы урока.
Тема урока: Паломничества и святыни. (Презентация. Слайд 1)
– На уроке вы узнаете: что такое паломничества, реликвии и мощи, о главных святынях и реликвий.
2. Изучение нового материала.
– Попробуйте дать определение слову “паломничество”.
– Первоначально паломниками называли людей, совершавших путешествие в Святую
Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы,
откуда и происходят слова “паломничество” и “паломник”. Со временем под
паломничеством стали понимать путешествия и к другим святым местам.
Паломничество – это путешествие с целью поклонения какому-то предмету или месту, являющемуся особенно священным для верующих данной религии. (Слайд 2)
Запись определения в тетрадь.
– Что такое реликвии?
Реликвия – особо хранимая и почитаемая верующими святыня. (Слайд 3)
Запись определения в тетрадь.
3. Работа в группах. (Учащиеся разделены на 4 группы по количеству религий. Каждой группе даётся лист с планом, по нему учащиеся готовят небольшой рассказ об одной религии: 1 группа – о христианстве, 2 группа – об исламе, 3 группа – об иудаизме, 4 группа – о буддизме.)
0 Откройте учебник с. 58. Прочитайте главу о данной вам для задания религии и подготовьте рассказ по плану. Затем один из вас расскажет о чём вы узнали остальным ребятам.
План рассказа.
-
Религия (название).
-
Святыни
(главные для данной религии).
-
Местоположение
(где находятся эти святыни).
4. Рассказы учащихся.
От каждой группы – 1 учащийся (рассказ сопровождается показом слайдов).
Паломничество в христианстве: Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Слайд 4, 5), Вифлеем (Слайд 6), Гефсиманский сад (Слайд 7), места паломничества в Москве: Храм Христа Спасителя (Слайд 8), Покровский монастырь (Слайд 9), Казанский собор (Слайд 10).
Паломничество в исламе: храм Кааба (Слайд 11), мечеть в Медине (Слайд 12).
Паломничество в иудаизме: Стена Плача (Слайд 13).
Паломничество в буддизме: Бодхгая (Слайд 14).
Дополнение учителя после рассказа учащегося.
Паломничество в христианстве возникло на самом раннем этапе его истории. Храм Гроба Господня в Иерусалиме (Слайд 4, 5) – священный центр христианства. Главный объект паломничества стоит на том месте, где, согласно Священному Писанию, был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. Священным христиане считают и сам город Иерусалим как место расположения святынь, связанных с жизнью и смертью Иисуса.
Вифлеем (Слайд 6) – второй по значимости после Иерусалима священный для христиан город, потому что здесь родился Иисус.
Местом христианского паломничества является и Гефсиманский сад (Слайд 7). До наших дней сохранилась лишь часть сада библейских времен. В саду находится также Гефсиманский грот, в котором молился Христос.
Святынями считаются и мощи. Мощи – это останки тел умерших людей, которых Христианская церковь считает святыми. Паломничества могут совершаться и к иконам.
– В городе Москве, в котором мы живём есть известные места паломничества и святыни.
Храм Христа Спасителя – это храм-памятник победе в Отечественной войне 1812года построен в 1837–82г. В 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1994–1997 годах. Храм – крупнейший в Русской Церкви.
Покровский женский монастырь у Покровской заставы – одна из достопримечательностей града Москвы. С 1998 года в обители почивают мощи всероссийской святой – блаженной старицы Матроны Московской. Поклониться святыне ежедневно приезжают тысячи людей со всего мира.
Казанский собор получил своё название в честь иконы Казанской Божьей Матери. Он почитается как воинский храм православной Москвы – “щита и меча” всей России и всего христианского мира.
Паломничество в исламе. С точки зрения ислама, хадж – паломничество в город Мекку (Слайд 11) является одним из наилучших деяний для мусульманина. Хадж является пятым столпом ислама. Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать. В определённое время в священной для мусульман Мекке собираются несколько миллионов верующих со всего мира, которые в знак равенства и приближения к богу одеваются в куски белой материи и совершают совместно ритуалы паломничества. Кааба (Слайд 11) – священный храм мусульман в Мекке. В юго-восточный угол храма вмонтирован чёрный камень – святая святых ислама. Храм Каабы покрыт черным покрывалом – кисвой. По краям кисвы золотыми нитями вышиты стихи из Корана. Большую часть года Кааба скрыта под кисвой и открывается только во время паломничества – хаджа. По завершении хаджа покрывало снимают и, разрезав на кусочки, продают паломникам в виде сувениров. Вокруг Каабы выросла огромная мечеть, называемая “Запретной” (“Священной”).
Медина – второй священный город ислама, после Мекки. Мечеть Пророка (Слайд 12) в Пресветлой Медине – один из центров паломничества мусульман. Расположенная в Медине, эта мечеть хранит в себе память о пророке Мухаммаде – он принимал участие в ее строительстве, а затем был похоронен здесь. Следует отметить, что мечеть Пророка Мухаммада – одна из крупнейших в мире. Одновременно она вмещает 700 тысяч человек, рядом с мечетью могут молиться еще 300 тысяч верующих.
Паломничество в иудаизме. Главной святыней для иудеев является город Иерусалим, потому что здесь ранее находился Иерусалимский храм. В иудаизме Западная Стена (Слайд 13) почитается, как единственное, что осталось от Святого Храма; она является для евреев самым святым местом и объектом паломничества. Стена плача носит такое название, поскольку иудеи приходят к ней оплакивать свой разрушенный храм и молятся богу о его восстановлении. Увидеть возле Стены молящихся можно в любое время суток. Практика помещения листков бумаги, содержащих написанные на них молитвы Богу, в трещины и щели в Западной Стене, началась более 300 лет назад. Ежегодно миллионы паломников и туристов прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Плача, помолиться и оставить записку с просьбой к Всевышнему между её камнями.
Паломничество в буддизме. Традиции буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Будда завещал своим последователям посещать места, где произошли основные события его жизни: место, где он родился (Непал), получил просветление (Бодхгая, Индия) (Слайд14), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, Индия).
Тело Будды после его ухода в нирвану было кремировано, останки разделены на 8 частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме (накхор) начались с поклонения останкам Будды. Паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам.
III этап. Заключительный.
1. Самостоятельная работа.
– Вот и закончилось наше путешествие. Сейчас вам предстоит вспомнить о чём вы сегодня узнали на уроке и заполнить таблицу, опираясь на текст учебника.
Места паломничества и святыни.
Православная культура |
Исламская культура |
Буддийская культура |
Иудейская Культура |
|
2. Итог урока.
– Почему Иерусалим называют городом трёх религий? (Если учащиеся не ответят, включить вопрос в домашнее задание.)
3. Рефлексия “Светофор”.
4. Домашнее задание.
– Подготовьте рассказ об одной из святынь любой религии.
(Слайд 15).
Тест по теме: Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды”.
1-й вариант.
1. Зачем древние люди рисовали изображения животных, а потом поражали их копьями?
а) проведение таких действий притягивает удачу на охоте;
б) тренировались в меткости и ловкости для успехов на охоте;
в) проведение досуга.
2. Зачем древние египтяне приносили богам подношения, подарки, и молились им?
а) хотели показаться хорошими;
б) дома было всего много и проносили поделиться;
в) стремились умилостивить богов.
3. Какой обряд во всех религиях является главным ежедневным?
а) молитва;
б) жертвоприношение;
в) посещение церкви.
4. Свидетельством чего у мусульман является произношение взрослыми слов шахады?
а) свидетельство ежедневных молитв;
б) свидетельство веры;
в) чтобы стать мусульманином.
5. Шаббат – это соблюдение
а) воскресенья;
б) молитва в любой день;
в) субботы.
6. В какой вере ежедневная молитва называется мантра?
а) в буддизме;
б) в иудаизме;
в) в исламе;
г) в христианстве.
7. В течение какого срока после смерти буддисты совершают обряды, которые должны подготовить душу к ее новому перерождению?
а) 40 дней;
б) Здня;
в) 7 недель.
2-й вариант.
1. Ритуалы – это
а) различные действия и движения человека во время молитвы;
б) поведение человека, различные действия, которые связывают его с потусторонним
миром
2. Кто ведал молитвами и подношениями в храмах древних египтян?
а) верующие;
б) жрецы;
в) старшие.
3. Сколько раз в день мусульманин должен молиться?
а) 5
б) 3
в) 7
4. В какой вере соблюдается шаббат?
а) в христиантсве;
б) в иудаизме;
в) в исламе.
5. Что символизирует особый навес во время церемонии бракосочетания в иудаизме?
а) защита от дождя;
б) шатер древних евреев;
в) красоту и таинство бракосочетания.
6. Как назывались в древности люди которые выполняли религиозные обряды?
а) шаманы;
б) колдуны;
в) лары.
7. В какой день обычно верующие христиане посещают церковь?
а) пятница;
б) воскресенье;
в) суббота.