Тип занятий: Комбинированный урок.
Методы обучения: Словесный, практический.
Организационные формы занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели урока:
Образовательные:
- Охарактеризовать уровень развития хозяйства и политической жизни в России XVII XVIII вв.
- Осветить взаимоотношения церкви и государства в данный период.
- Раскрыть сущность сословной системы в российском государстве.
- дать представление о направлениях модернизации в стране в период реформ Петра I и Екатерины II.
- Показать черты нового капиталистического уклада в экономике России XVII – XVIII вв.
- Стремиться к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях.
Развивающие:
- Способствовать формированию аналитических умений студентов, работе с историческим документом.
- Развивать общеучебные умения (конспект)
- Развивать навыки исследовательской работы.
Воспитательные:
- Способствовать формированию активной жизненной позиции.
- Воспитывать интеллектуально и духовно развитую личность.
- Способствовать развитию гражданско-патриотическому воспитанию.
Межпредметные связи: обществознание, литература, социология и политология, информатика.
Обеспечение занятия:
- Исторические карты “Россия в XVIII в.”
- Схемы “Реформы Петра I”, “Социально-политическое развитие России во второй половине XVIII века”.
- Стенд с литературой по теме урока.
- А.С. Пушкин “Медный всадник”.
- История России часть 2 (с середины XII – до конца XVII века.) Серия I С. Образование 4. Дом.
- Мультимедийная презентация “Именем Екатерины нареченный”.
Раздаточный материал:
- Опорные конспекты.
- Схема “Дворцовые перевороты в России. Правители. Внутренняя политика”.
Техническое обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер.
Деятельность студентов на уроке:
- Творческая, аналитическая работа с картами, схемами, документами
- Опорными конспектами
- Учебник “История СПО” под редакцией П.С. Самыгина. Издательство “Феникс”; Ростов-на-Дону. 2012 г.
О мощный властелин судьбы,
Не ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы ?
А.С. Пушкин.
№ | Этапы занятия. | Учебные вопросы. Формы обучения. |
1. | Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность (3 минуты), опрос домашнего задания (12 минут). | Организационный момент, вводное слово преподавателя. Проверка домашнего задания. Тест, работа с понятиями и датами. |
2. | Изложение нового материала. Лекция-беседа (40 минут). | План. 1. Россия в XVIII веке. Социально-экономическое и политическое
развитие.
1.1. Новые элементы в экономике России 1.2.XVII в – “бунташный век”. 2. Россия в век модернизации и просвещения. 2.1. Преобразования Петра I. Оформление абсолютизма. 2.2. Дворцовые перевороты. Правители. Внутренняя политика. 2.3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. |
3. | Контроль выполнения внеаудиторной работы. Мультимедийная презентация "Именем Екатерины нареченный" (20 минут). | Элементы рассуждения связанные с современным временем “Поддержи Кубань. Выбери имя Екатерины.” |
4. | Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме (10 минут). | Аудиторная самостоятельная работа студентов: 1. Работа со схемой. 2. Работа с историческими источниками.3 Блиц-опрос по реформам Петра I и их итогам. |
5. | Подведение итогов урока (5 минут). | Заключительная беседа. Выставление оценок. Домашнее задание. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов: “Дворцовые перевороты в России 1725–1762 гг.” |
Организационный момент: Вовлечение студентов в учебную деятельность.
Проверка усвоения материала предыдущего занятия. Тест “Россия в конце XVII – в начале XVIII вв. Смутное время ”. Опрос понятий. Запись темы занятия: “Социально – экономическое и политическое развитие России в XVII–XVII вв.”, плана занятия, словарь: даты:
- Мануфактура 1649 г.
- Модернизация 1682–1689 – 1696–1725 гг.
- Коллегия 1725–1762 гг.
- Сенат 1762–1796 гг.
- Синод.
- Абсолютная монархия.
- Дворцовые перевороты.
- Просвещенный абсолютизм.
! Работа с таблицей “Последствия Смутного времени”. Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Рассказ о правлении Михаила Романова (1613–1645 гг.)
Перед ним стояли задачи:
- реставрировать и укрепить самодержавие,
- наладить управление страной,
- восстановить государственную финансовую систему,
- окончательно изгнать из страны поляков и шведов,
- поднять общее благосостояние.
Заключить ряд международных договоров (Столбовский мир со Швецией 1617 г. – шведы вернули новгородские земли, но оставили за собой города на Балтийском побережье, Деулинское перемирие с поляками 1618 г. Речь Посполитая получила Смоленские и Черниговские земли, произведен обмен пленными).
Сделать вывод, что последствия Смутного времени сказались как на внутреннем, так и на внешнем положении российского государства. Россия сохранила свою независимость. Часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией. Благодаря сплочению русского народа удалось не допустить развала государства и потери его суверенитета.
! Изложение нового материала (лекция беседа по плану).
XVII в. открывал очередной период всеобщей истории – новое время. В странах западной Европы в это время стал развиваться капитализм. В Англии и Голландии произошли буржуазные революции. Главными ценностями западного общества стали частная собственность и прибыль. Россия не была в стороне от того, что происходило в Европе. Являясь европейской державой, она вступила в новое время мировой истории, сохраняя специфику своих государственных и общественных отношений.
Запись в тетрадь опорного конспекта.
! Развитие отраслей экономики России в XVII веке (таблица). Компьютер.
Новые явления в российской экономике XVII в.
Сельское хозяйство. Окончательное оформление в 1649 г. крепостного права, направившего развитие аграрного сектора российской экономики по экстенсивному пути и препятствовавшего своевременному формированию рынка труда и рынка земли. С огромным трудом переживаются последствия “великого московского разорения”, вызванного непосильным налоговым бременем и военными потрясениями Смуты.
Ремесло. Появление новых форм организации производства – простой кооперации и мануфактуры.
Для обеих характерны более крупные (по сравнению с ремесленной мастерской) масштабы производства и элементы механизации труда. В мануфактуре используется разделение труда, что резко увеличивает ее производительность.
Торговля. Складываются элементы всероссийского рынка. Важными “кровеносными” узлами рынка становятся всероссийские ярмарки (Макарьевская, Ибитская, Свенская и др.).
Таким образом, Россия оставалась феодальной страной, но появились зачатки промышленного развития, усиливается обмен между областями, складывается всероссийский рынок.
! Портрет Михаила Романова. Компьютер, мультимедийный проектор.
! ! Звуковая дорожка. Компьютер. Социально-экономическое политическое развитие России во второй половине XVII века.
Историки назвали события середины XVII в. “бунташным веком”, так как в России при Алексее Михайловиче (1645–1676 гг.) произошло много народных волнений и восстаний. Основные причины:
- закрепощение крестьян и рост их повинностей (1649 г. Соборное уложение),
- усиление налогового гнета,
- попытка ограничения казачьей вольности,
- церковный раскол и преследование старообрядцев.
! ! Звуковая дорожка. Компьютер.
XVII век подготовил условия коренных преобразований: начали складываться предпосылки буржуазных отношений, окрепло самодержавие. Но отрезанная от Европы страна все больше отставала экономически, остатки раздробленности и старые традиции феодальной аристократии мешали политическому обновлению государства. Господствовала церковная культура, не хватало квалификационных кадров. Реформы Петра I продолжили политику экономического и политического усиления царизма, проводились в интересах дворян и нарождавшейся торгово-промышленной буржуазии, были основаны на жесточайшем гнете народных масс. Петр I пошел по пути укрепления государственной власти и создания российского абсолютизма. Преобразования явились исторической необходимостью.
! Предпосылки реформ Петра I. Портрет Перта I. Компьютер, мультимедийный проектор.
Петр I, Екатерина II в ходе своей реформаторской деятельности проводили модернизацию России. Модернизация – процесс перехода общества от аграрного к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному состоянию. Сопровождается: урбанизацией – ростом городов, индустриализацией – промышленным переворотом; демократизацией политических структур общества, быстрым ростом знаний о природе и обществе, секуляризацией – освобождением жизни общества от влияния церкви.
В нашей стране процесс модернизации был запоздалым, Россия относилась ко второму эшелону модернизации и была “догоняющей страной”.
! Таблица “Преобразования Петра I” Компьютер, мультимедийный проектор (показать особенности модернизации при Петре I).
? Блиц – опрос по реформам Петра I:
- Каковы причины начала реформ Петра I в России в начале XVIII века.
- В каких сферах жизни общества происходили преобразования.
- Какие идеи были положены в основу преобразований Петра I.
- Раскройте особенности модернизации России при Петре I.
- Дайте оценку деятельности Петра I.
Мнения историков о деятельности Петра I различны и противоречивы. Известный историк Соловьев назвал Петра I “революционером на троне”. Западники положительно оценивали его деятельность, в то время как славянофилы негативно отзывались о нем. Реформы Петра I в исторической литературе называют “реформами сверху”, так как они проводились в интересах самодержавия, а общество не получило самых элементарных гражданских прав и свобод, сохранилось крепостничество.
После смерти Петра I в истории России наступила эпоха дворцовых переворотов (1725–1762 гг.). это был период, когда спор в борьбе за власть разрешала гвардия – привилегированный отряд, “верные слуги государя”, не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону. Внутренняя политика правителей дворцовых переворотов была направлена на укрепление привилегий дворян.
! Самостоятельная работа. Внеаудиторная работа. Заполнить схему “Дворцовые перевороты в России в 1725–62 гг.”, “Правители”, “Внутренняя политика” по учебнику В. И. Буганова, П. Н. Зырянова “История России конец XVIII–XIX в.” .
Во второй половине XVIII века в экономической жизни страны продолжается развитие товарно-денежных отношений, что способствует разложению феодально-крепостническая система хозяйствования.
? Докажите, что феодализм начал себя изыскивать, превращаясь в тормоз дальнейшего развития страны.
Из вышеперечисленного понятно, что стране необходимы были дальнейшие преобразования, в первую очередь открывшие бы путь к капитализму. Екатерина II (1762–96гг.) продолжила начатое Петром I.
Понятие просвещенный абсолютизм – политика сочетания принципов абсолютной монархии с некоторыми идеями фр. просветителей, а именно введение монархической власти в рамки законности, забота монарха о подданных в соответствии с законом. Просвещенный абсолютизм в России, политика, предусматривающая некоторые реформы направленные на дальнейшее развитие государственности, местного управления, гарантию свобод отдельным слоям населения (созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом сохраняется самодержавие и господство дворян.
! Контроль выполнения внеаудиторной работы.
Вы знаете о проекте канала “Россия” “Имя России”. История нашего края связана пятью именами этого проекта: А. В. Суворов , А. С. Пушкин, Александр III , Д. И. Менделеев Особое внимание мы сегодня обратим на имя Екатерины Великой. Мультимедийная презентация : “Именем Екатерины нареченный”.
Подведение итогов урока.
Выставление оценок. Домашнее задание. (Самыгин “История СПО” с. 178 – 200), даты, понятия.)
Составление схемы “Дворцовые перевороты в России”.
Литература.
- В. И. Буганов, П. И. Зырянов “История России конец XVIII – XIX в.”, 10 класс, М: Просвещение, 2010.
- История СПО под редакцией П. С. Самыгина. Ростов – на – Дону, 2012.
- Б. А. Трехбратов “История Кубани с древних времен до конца XVIII века”, Краснодар, 2003.
- Б.Н Серов, Н.В. Лескинен Поурочные разработки по истории России. 10 класс М.: Вако 2002 года.