Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."

Разделы: История и обществознание


Тип занятий: Комбинированный урок.

Методы обучения: Словесный, практический.

Организационные формы занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Цели урока:

Образовательные:

  • Охарактеризовать уровень развития хозяйства и политической жизни в России XVII XVIII вв.
  • Осветить взаимоотношения церкви и государства в данный период.
  • Раскрыть сущность сословной системы в российском государстве.
  • дать представление о направлениях модернизации в стране в период реформ Петра I и Екатерины II.
  • Показать черты нового капиталистического уклада в экономике России XVII – XVIII вв.
  • Стремиться к тому, чтобы в результате систематического включения краеведческого материала в учебный процесс у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях.

Развивающие:

  • Способствовать формированию аналитических умений студентов, работе с историческим документом.
  • Развивать общеучебные умения (конспект)
  • Развивать навыки исследовательской работы.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию активной жизненной позиции.
  • Воспитывать интеллектуально и духовно развитую личность.
  • Способствовать развитию гражданско-патриотическому воспитанию.

Межпредметные связи: обществознание, литература, социология и политология, информатика.

Обеспечение занятия:

  • Исторические карты “Россия в XVIII в.”
  • Схемы “Реформы Петра I”, “Социально-политическое развитие России во второй половине XVIII века”.
  • Стенд с литературой по теме урока.
  • А.С. Пушкин “Медный всадник”.
  • История России часть 2 (с середины XII – до конца XVII века.) Серия I С. Образование 4. Дом.
  • Мультимедийная презентация “Именем Екатерины нареченный”.

Раздаточный материал:

  • Опорные конспекты.
  • Схема “Дворцовые перевороты в России. Правители. Внутренняя политика”.

Техническое обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер.

Деятельность студентов на уроке:

  • Творческая, аналитическая работа с картами, схемами, документами
  • Опорными конспектами
  • Учебник “История СПО” под редакцией П.С. Самыгина. Издательство “Феникс”; Ростов-на-Дону. 2012 г.

О мощный властелин судьбы,
Не ты над самой бездной
На высоте уздой железной
Россию поднял на дыбы ?
А.С. Пушкин.

Этапы занятия. Учебные вопросы. Формы обучения.
1. Организационный момент: вовлечение студентов в учебную деятельность (3 минуты), опрос домашнего задания (12 минут). Организационный момент, вводное слово преподавателя. Проверка домашнего задания. Тест, работа с понятиями и датами.
2. Изложение нового материала. Лекция-беседа (40 минут). План. 1. Россия в XVIII веке. Социально-экономическое и политическое развитие.

1.1. Новые элементы в экономике России 1.2.XVII в – “бунташный век”.

2. Россия в век модернизации и просвещения.

2.1. Преобразования Петра I. Оформление абсолютизма.

2.2. Дворцовые перевороты. Правители. Внутренняя политика.

2.3. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

3. Контроль выполнения внеаудиторной работы. Мультимедийная презентация "Именем Екатерины нареченный" (20 минут). Элементы рассуждения связанные с современным временем “Поддержи Кубань. Выбери имя Екатерины.”
4. Контроль знаний и навыков студентов по изученной теме (10 минут). Аудиторная самостоятельная работа студентов: 1. Работа со схемой. 2. Работа с историческими источниками.3 Блиц-опрос по реформам Петра I и их итогам.
5. Подведение итогов урока (5 минут). Заключительная беседа. Выставление оценок. Домашнее задание. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов: “Дворцовые перевороты в России 1725–1762 гг.”

 

Организационный момент: Вовлечение студентов в учебную деятельность.

Проверка усвоения материала предыдущего занятия. Тест “Россия в конце XVII – в начале XVIII вв. Смутное время ”. Опрос понятий. Запись темы занятия: “Социально – экономическое и политическое развитие России в XVII–XVII вв.”, плана занятия, словарь: даты:

  • Мануфактура 1649 г.
  • Модернизация 1682–1689 – 1696–1725 гг.
  • Коллегия 1725–1762 гг.
  • Сенат 1762–1796 гг.
  • Синод.
  • Абсолютная монархия.
  • Дворцовые перевороты.
  • Просвещенный абсолютизм.

! Работа с таблицей “Последствия Смутного времени”. Компьютер.

Мультимедийный проектор.

Рассказ о правлении Михаила Романова (1613–1645 гг.)

Перед ним стояли задачи:

  • реставрировать и укрепить самодержавие,
  • наладить управление страной,
  • восстановить государственную финансовую систему,
  • окончательно изгнать из страны поляков и шведов,
  • поднять общее благосостояние.

Заключить ряд международных договоров (Столбовский мир со Швецией 1617 г. – шведы вернули новгородские земли, но оставили за собой города на Балтийском побережье, Деулинское перемирие с поляками 1618 г. Речь Посполитая получила Смоленские и Черниговские земли, произведен обмен пленными).

Сделать вывод, что последствия Смутного времени сказались как на внутреннем, так и на внешнем положении российского государства. Россия сохранила свою независимость. Часть русских земель осталась за Речью Посполитой и Швецией. Благодаря сплочению русского народа удалось не допустить развала государства и потери его суверенитета.

! Изложение нового материала (лекция беседа по плану).

XVII в. открывал очередной период всеобщей истории – новое время. В странах западной Европы в это время стал развиваться капитализм. В Англии и Голландии произошли буржуазные революции. Главными ценностями западного общества стали частная собственность и прибыль. Россия не была в стороне от того, что происходило в Европе. Являясь европейской державой, она вступила в новое время мировой истории, сохраняя специфику своих государственных и общественных отношений.

Запись в тетрадь опорного конспекта.

! Развитие отраслей экономики России в XVII веке (таблица). Компьютер.

Новые явления в российской экономике XVII в.

Сельское хозяйство. Окончательное оформление в 1649 г. крепостного права, направившего развитие аграрного сектора российской экономики по экстенсивному пути и препятствовавшего своевременному формированию рынка труда и рынка земли. С огромным трудом переживаются последствия “великого московского разорения”, вызванного непосильным налоговым бременем и военными потрясениями Смуты.

Ремесло. Появление новых форм организации производства – простой кооперации и мануфактуры.

Для обеих характерны более крупные (по сравнению с ремесленной мастерской) масштабы производства и элементы механизации труда. В мануфактуре используется разделение труда, что резко увеличивает ее производительность.

Торговля. Складываются элементы всероссийского рынка. Важными “кровеносными” узлами рынка становятся всероссийские ярмарки (Макарьевская, Ибитская, Свенская и др.).

Таким образом, Россия оставалась феодальной страной, но появились зачатки промышленного развития, усиливается обмен между областями, складывается всероссийский рынок.

! Портрет Михаила Романова. Компьютер, мультимедийный проектор.

! ! Звуковая дорожка. Компьютер. Социально-экономическое политическое развитие России во второй половине XVII века.

Историки назвали события середины XVII в. “бунташным веком”, так как в России при Алексее Михайловиче (1645–1676 гг.) произошло много народных волнений и восстаний. Основные причины:

  1. закрепощение крестьян и рост их повинностей (1649 г. Соборное уложение),
  2. усиление налогового гнета,
  3. попытка ограничения казачьей вольности,
  4. церковный раскол и преследование старообрядцев.

! ! Звуковая дорожка. Компьютер.

XVII век подготовил условия коренных преобразований: начали складываться предпосылки буржуазных отношений, окрепло самодержавие. Но отрезанная от Европы страна все больше отставала экономически, остатки раздробленности и старые традиции феодальной аристократии мешали политическому обновлению государства. Господствовала церковная культура, не хватало квалификационных кадров. Реформы Петра I продолжили политику экономического и политического усиления царизма, проводились в интересах дворян и нарождавшейся торгово-промышленной буржуазии, были основаны на жесточайшем гнете народных масс. Петр I пошел по пути укрепления государственной власти и создания российского абсолютизма. Преобразования явились исторической необходимостью.

! Предпосылки реформ Петра I. Портрет Перта I. Компьютер, мультимедийный проектор.

Петр I, Екатерина II в ходе своей реформаторской деятельности проводили модернизацию России. Модернизация – процесс перехода общества от аграрного к индустриальному, от индустриального к постиндустриальному состоянию. Сопровождается: урбанизацией – ростом городов, индустриализацией – промышленным переворотом; демократизацией политических структур общества, быстрым ростом знаний о природе и обществе, секуляризацией – освобождением жизни общества от влияния церкви.

В нашей стране процесс модернизации был запоздалым, Россия относилась ко второму эшелону модернизации и была “догоняющей страной”.

! Таблица “Преобразования Петра I” Компьютер, мультимедийный проектор (показать особенности модернизации при Петре I).

? Блиц – опрос по реформам Петра I:

  1. Каковы причины начала реформ Петра I в России в начале XVIII века.
  2. В каких сферах жизни общества происходили преобразования.
  3. Какие идеи были положены в основу преобразований Петра I.
  4. Раскройте особенности модернизации России при Петре I.
  5. Дайте оценку деятельности Петра I.

Мнения историков о деятельности Петра I различны и противоречивы. Известный историк Соловьев назвал Петра I “революционером на троне”. Западники положительно оценивали его деятельность, в то время как славянофилы негативно отзывались о нем. Реформы Петра I в исторической литературе называют “реформами сверху”, так как они проводились в интересах самодержавия, а общество не получило самых элементарных гражданских прав и свобод, сохранилось крепостничество.

После смерти Петра I в истории России наступила эпоха дворцовых переворотов (1725–1762 гг.). это был период, когда спор в борьбе за власть разрешала гвардия – привилегированный отряд, “верные слуги государя”, не связанные с административными учреждениями, происходившие из числа служилого дворянства и иностранцев, приближенных к трону. Внутренняя политика правителей дворцовых переворотов была направлена на укрепление привилегий дворян.

! Самостоятельная работа. Внеаудиторная работа. Заполнить схему “Дворцовые перевороты в России в 1725–62 гг.”, “Правители”, “Внутренняя политика” по учебнику В. И. Буганова, П. Н. Зырянова “История России конец XVIII–XIX в.” .

Во второй половине XVIII века в экономической жизни страны продолжается развитие товарно-денежных отношений, что способствует разложению феодально-крепостническая система хозяйствования.

? Докажите, что феодализм начал себя изыскивать, превращаясь в тормоз дальнейшего развития страны.

Из вышеперечисленного понятно, что стране необходимы были дальнейшие преобразования, в первую очередь открывшие бы путь к капитализму. Екатерина II (1762–96гг.) продолжила начатое Петром I.

Понятие просвещенный абсолютизм – политика сочетания принципов абсолютной монархии с некоторыми идеями фр. просветителей, а именно введение монархической власти в рамки законности, забота монарха о подданных в соответствии с законом. Просвещенный абсолютизм в России, политика, предусматривающая некоторые реформы направленные на дальнейшее развитие государственности, местного управления, гарантию свобод отдельным слоям населения (созыв Уложенной комиссии, губернская реформа, жалованные грамоты дворянству и городам). При этом сохраняется самодержавие и господство дворян.

! Контроль выполнения внеаудиторной работы.

Вы знаете о проекте канала “Россия” “Имя России”. История нашего края связана пятью именами этого проекта: А. В. Суворов , А. С. Пушкин, Александр III , Д. И. Менделеев Особое внимание мы сегодня обратим на имя Екатерины Великой. Мультимедийная презентация : “Именем Екатерины нареченный”.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок. Домашнее задание. (Самыгин “История СПО” с. 178 – 200), даты, понятия.)

Составление схемы “Дворцовые перевороты в России”.

Литература.

  1. В. И. Буганов, П. И. Зырянов “История России конец XVIII – XIX в.”, 10 класс, М: Просвещение, 2010.
  2. История СПО под редакцией П. С. Самыгина. Ростов – на – Дону, 2012.
  3. Б. А. Трехбратов “История Кубани с древних времен до конца XVIII века”, Краснодар, 2003.
  4. Б.Н Серов, Н.В. Лескинен Поурочные разработки по истории России. 10 класс М.: Вако 2002 года.