Авторы учебника: С.М Никольский и др.
Класс: 6.
Тип урока: урок систематизации знаний.
Вид урока: урок-игра.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель урока: закрепление навыка сравнения, сложения, умножения дробей, нахождения противоположных чисел, модуля числа.
Образовательные задачи урока: повторить и закрепить полученные знания.
Воспитательные задачи урока:
- содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
- прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
- воспитывать ответственность и аккуратность.
Развивающие задачи урока:
- развивать умение слушать и исправлять речь своих товарищей;
- развивать навыки взаимопомощи, умение работать в команде;
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для украшения елки, лист оценки, маркеры, клей.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Приложение 1 – презентация. Слайд 1. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Подходит к концу вторая четверть и заканчивается календарный год. А потому наш урок будет посвящен темам, которые мы изучали в этой четверти и, конечно же, Новому году.
Итак, давайте вспомним правила и понятия, которые будут необходимы нам на уроке. Слайд 2.
- Какие числа называют противоположными?
- Чему равен модуль положительного числа, отрицательного числа, нуля?
- Как привести дробь к положительному знаменателю?
- Как сравнить две дроби с равными знаменателями? С разными знаменателями?
- Как сложить две дроби?
- Как умножить две дроби? Дробь на целое число?
Мы с вами будем работать группами-командами. Задача команды, так организовать свою работу, чтобы успешно справиться со всеми заданиями и как можно лучше украсить елку. Приложение 2.
У нас будет три конкурса на повторение понятий противоположных чисел и модуля рационального числа и закрепление навыков сравнения, сложения, умножения рациональных чисел.
Команда, которая справится с конкурсом первой, получит фейерверк для своей елки.
Кроме этого, после каждого конкурса вы будете оценивать работу каждого члена своей команды в листе оценки (Приложение 6 ), и в конце урока подведете итог: кто как работал.
1-й конкурс. Приложение 3.
Вычеркните пары противоположных чисел и буквы им соответствующие. Оставшиеся числа расположите в порядке возрастания, а соответствующие им буквы впишите в гирлянду над елкой. (Приложение 2)
1-я команда.
П | Г | А | ! | Р | Н | К | О | Л | В | М | Ю |
6 | 7 | -17 | 48 | -(-5) | -9 | 10 | -5 | 0 | 2 | 44 |
Ы | Я | М | Б | И | О | С | Д | Й | О | У | Т |
1 | 30 | 23 | -8 | -13 | 14 | -(-(-23)) | 25 | -3 |
2-я команда.
П | Г | Ю | А | Р | Д | Б | О | Ь | Ч | О | Й |
6 | 7 | -17 | 48 | -(-5) | -9 | 10 | -5 | 0 | 2 | 44 |
Н | И | Д | М | С | А | У | Г | Ы | О | Е | Л |
1 | 30 | 23 | -8 | -13 | 14 | -(-(-23)) | 25 | -3 |
3-я команда.
П | Г | Ы | А | М | Е | Р | О | Н | Ё | О | Ш |
6 | 7 | -17 | 48 | -(-5) | -9 | 10 | -5 | 0 | 2 | 44 |
Л | Ю | Д | Й | К | С | В | Г | И | О | Б | У |
1 | 30 | 23 | -8 | -13 | 14 | -(-(-23)) | 25 | -3 |
4 команда.
П | Я | Л | У | М | Ч | Ю | В | Ы | С | Ь | Б |
6 | 7 | -17 | 48 | -(-5) | -9 | 10 | -5 | 0 | 2 | 44 |
Т | Ш | Д | И | Й | А | С | Г | Е | О | Р | Н |
1 | 30 | 23 | -8 | -13 | 14 | -(-(-23)) | 25 | -3 |
Давайте посмотрим, что за гирлянды у вас получились. Проверка по слайду 3.
Оцените работу членов команды.
2 конкурс. Приложение 4.
Слайд 4. Решите примеры, найдите ответы на елочных шарах и наклейте их на елку. Команда, которая решит все примеры правильно, получит звезду на елку.
Проверим ответы. Проверка по слайду 5.
Оцените работу членов команды.
3 конкурс.
Слайд 6. Непременный атрибут любого Нового года – это, конечно, Дед Мороз. На праздновании нового года Дед Мороз появился в конце XIX века. Этот старик с длиной седой бородой не просто приходит поздравить с новым годом, но и приносит с собой целый мешок новогодних подарков. Обязательный атрибут новогодней моды Деда Мороза – это теплая синяя шуба и шапка, а также посох, с помощью которого Дед Мороз творит магию.
Когда мы ждем Деда Мороза, то даже не задумываемся о том, что где-то на белом свете живет тезка знаменитого доброго волшебника, который способен однажды в зимнюю ночь принести с собой сказку. Но неплохо было бы знать, как зовут Морозов в разных уголках планеты. Во-первых, вдруг нелетная погода заставит приземлиться самолет с Дедом из Австралии где-нибудь в вашей белоснежной местности, а во-вторых, знания еще никогда никому не навредили. В разных странах зовут Деда Мороза по-разному: Санта-Клаус, Пэр-Ноэль, Юлниссаар, Йыулувана или даже Кор Бобо…
Слайд 7. Отметьте на координатной оси точки, координаты которых целые числа, и мы узнаем, как зовут Деда Мороза в некоторых странах. Приложение 5.
1-я команда.
А(-2/3); и(27/3); Й(-10); п(6/6); л(-8/2); р(-7/13); к(8); о(-7); у(0/5); ы(-2/7); у(3); Р(4/9); у(-6); к(30/6); ю(5/6)
2-я команда.
Б(-2/3); ш(9); л(10/2); Д(-10); д(-30/5); у(-7/13); М(-4); а(32/4); е(-7); р(5/6); у(3); к(9/9); п(4/9); О(-2/7); и(0)
3-я команда.
А(-2/3); е(1); М(-20/2); и(5); п(5/6); Д(-4); в(4/9); И(-2/7); ж(0); р(24/8); л(8); ш(-6); э(81/9); Ю(-7/13); о(-7)
4-я команда.
П(-2/3); е(36/4); Б(-10); у(4/9) б(-42/7); а(5); К(-7/13); а(8/8); С(-2/7); л(8); о(-4); Н(0); е(5/6); а(-7); т(12/4)
Ответы:
1-я команда. Слайд 8.
В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупукки. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом.
2-я команда. Слайд 9.
В Чехии, когда Дед Микулаш трогается к детям, его сопровождают ангелочек и черт-паркел. Каждый из них имеет по книге – там записаны добрые и злые дела каждого ребенка. Прежде чем вручать подарки, проводится сравнение, заслужил ли малыш небесные гостинцы.
3-я команда. Слайд 10.
В Румынии “снежного дедушку” зовут Мош Джерилэ. Он очень похож на нашего Деда Мороза.
4-я команда. Слайд 11.
Бабо Натале – Дед Мороз из Италии. Он оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей.
Слайд 12. А еще к итальянским мальчикам и девочкам приходит ведьма – старушка Бефана (Ла Бефана). По своей внешности она напоминает Бабу Ягу из русских сказок, но в отличие от Бабы Яги Бефана на лицо ужасная, но добрая внутри. Она прилетает в новогоднюю ночь через дымоход в дом к каждому ребёнку и оставляет хорошим детям подарки, правда, кое-кто вместо конфет находит угольки. Так Бефана намекает девочкам и мальчикам: вспомни, хорошо ли ты вёл себя в прошлом году, не огорчал ли родителей?
Такие вот разные братья у нашего Деда Мороза.
Оцените работу членов команды.
А теперь давайте подведем итоги. Посмотрите, какие красивые елки получились у команд. Подведите итоги и в листах оценки по критериям, указанным в них.
Слайд 13. Домашнее задание. Найдите в интернете, как еще называется Дед Мороз в других странах, и придумайте математическое задание с именем этого Деда Мороза.
С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!