Урок-игра по математике "В преддверии Нового года". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Авторы учебника: С.М Никольский и др.

Класс: 6.

Тип урока: урок систематизации знаний.

Вид урока: урок-игра.

Продолжительность урока: 45 минут.

Цель урока: закрепление навыка сравнения, сложения, умножения дробей, нахождения противоположных чисел, модуля числа.

Образовательные задачи урока: повторить и закрепить полученные знания.

Воспитательные задачи урока:

  • содействовать развитию познавательного интереса учащихся к предмету;
  • прививать учащимся навыки организации самостоятельной работы;
  • воспитывать ответственность и аккуратность.

Развивающие задачи урока:

  • развивать умение слушать и исправлять речь своих товарищей;
  • развивать навыки взаимопомощи, умение работать в команде;

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для украшения елки, лист оценки, маркеры, клей.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Приложение 1 – презентация. Слайд 1. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Подходит к концу вторая четверть и заканчивается календарный год. А потому наш урок будет посвящен темам, которые мы изучали в этой четверти и, конечно же, Новому году.

Итак, давайте вспомним правила и понятия, которые будут необходимы нам на уроке. Слайд 2.

  • Какие числа называют противоположными?
  • Чему равен модуль положительного числа, отрицательного числа, нуля?
  • Как привести дробь к положительному знаменателю?
  • Как сравнить две дроби с равными знаменателями? С разными знаменателями?
  • Как сложить две дроби?
  • Как умножить две дроби? Дробь на целое число?

Мы с вами будем работать группами-командами. Задача команды, так организовать свою работу, чтобы успешно справиться со всеми заданиями и как можно лучше украсить елку. Приложение 2.

У нас будет три конкурса на повторение понятий противоположных чисел и модуля рационального числа и закрепление навыков сравнения, сложения, умножения рациональных чисел.

Команда, которая справится с конкурсом первой, получит фейерверк для своей елки.

Кроме этого, после каждого конкурса вы будете оценивать работу каждого члена своей команды в листе оценки (Приложение 6 ), и в конце урока подведете итог: кто как работал.

1-й конкурс. Приложение 3.

Вычеркните пары противоположных чисел и буквы им соответствующие. Оставшиеся числа расположите в порядке возрастания, а соответствующие им буквы впишите в гирлянду над елкой. (Приложение 2)

1-я команда.

П Г А ! Р Н К О Л В М Ю
6 7 -17 48 -(-5) -9 10 -5 0 2 44
Ы Я М Б И О С Д Й О У Т
1 30 23 -8 -13 14 -(-(-23)) 25 -3

2-я команда.

П Г Ю А Р Д Б О Ь Ч О Й
6 7 -17 48 -(-5) -9 10 -5 0 2 44
Н И Д М С А У Г Ы О Е Л
1 30 23 -8 -13 14 -(-(-23)) 25 -3

3-я команда.

П Г Ы А М Е Р О Н Ё О Ш
6 7 -17 48 -(-5) -9 10 -5 0 2 44
Л Ю Д Й К С В Г И О Б У
1 30 23 -8 -13 14 -(-(-23)) 25 -3

4 команда.

П Я Л У М Ч Ю В Ы С Ь Б
6 7 -17 48 -(-5) -9 10 -5 0 2 44
Т Ш Д И Й А С Г Е О Р Н
1 30 23 -8 -13 14 -(-(-23)) 25 -3

Давайте посмотрим, что за гирлянды у вас получились. Проверка по слайду 3.

Оцените работу членов команды.

2 конкурс. Приложение 4.

Слайд 4. Решите примеры, найдите ответы на елочных шарах и наклейте их на елку. Команда, которая решит все примеры правильно, получит звезду на елку.

Проверим ответы. Проверка по слайду 5.

Оцените работу членов команды.

3 конкурс.

Слайд 6. Непременный атрибут любого Нового года – это, конечно, Дед Мороз. На праздновании нового года Дед Мороз появился в конце XIX века. Этот старик с длиной седой бородой не просто приходит поздравить с новым годом, но и приносит с собой целый мешок новогодних подарков. Обязательный атрибут новогодней моды Деда Мороза – это теплая синяя шуба и шапка, а также посох, с помощью которого Дед Мороз творит магию.

Когда мы ждем Деда Мороза, то даже не задумываемся о том, что где-то на белом свете живет тезка знаменитого доброго волшебника, который способен однажды в зимнюю ночь принести с собой сказку. Но неплохо было бы знать, как зовут Морозов в разных уголках планеты. Во-первых, вдруг нелетная погода заставит приземлиться самолет с Дедом из Австралии где-нибудь в вашей белоснежной местности, а во-вторых, знания еще никогда никому не навредили. В разных странах зовут Деда Мороза по-разному: Санта-Клаус, Пэр-Ноэль, Юлниссаар, Йыулувана или даже Кор Бобо…

Слайд 7. Отметьте на координатной оси точки, координаты которых целые числа, и мы узнаем, как зовут Деда Мороза в некоторых странах. Приложение 5.

1-я команда.

А(-2/3); и(27/3); Й(-10); п(6/6); л(-8/2); р(-7/13); к(8); о(-7); у(0/5); ы(-2/7); у(3); Р(4/9); у(-6); к(30/6); ю(5/6)

2-я команда.

Б(-2/3); ш(9); л(10/2); Д(-10); д(-30/5); у(-7/13); М(-4); а(32/4); е(-7); р(5/6); у(3); к(9/9); п(4/9); О(-2/7); и(0)

3-я команда.

А(-2/3); е(1); М(-20/2); и(5); п(5/6); Д(-4); в(4/9); И(-2/7); ж(0); р(24/8); л(8); ш(-6); э(81/9); Ю(-7/13); о(-7)

4-я команда.

П(-2/3); е(36/4); Б(-10); у(4/9) б(-42/7); а(5); К(-7/13); а(8/8); С(-2/7); л(8); о(-4); Н(0); е(5/6); а(-7); т(12/4)

Ответы:

1-я команда. Слайд 8.

В Финляндии новогоднего деда зовут Йоулупукки. Он носит высокую конусообразную шапку, длинные волосы и красную одежду. Его окружают гномы в островерхих шапочках и накидках, отороченных белым мехом.

2-я команда. Слайд 9.

В Чехии, когда Дед Микулаш трогается к детям, его сопровождают ангелочек и черт-паркел. Каждый из них имеет по книге – там записаны добрые и злые дела каждого ребенка. Прежде чем вручать подарки, проводится сравнение, заслужил ли малыш небесные гостинцы. 

3-я команда. Слайд 10.

В Румынии “снежного дедушку” зовут Мош Джерилэ. Он очень похож на нашего Деда Мороза.

4-я команда. Слайд 11.

Бабо Натале – Дед Мороз из Италии. Он оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей.

Слайд 12. А еще к итальянским мальчикам и девочкам приходит ведьма – старушка Бефана (Ла Бефана). По своей внешности она напоминает Бабу Ягу из русских сказок, но в отличие от Бабы Яги Бефана на лицо ужасная, но добрая внутри. Она прилетает в новогоднюю ночь через дымоход в дом к каждому ребёнку и оставляет хорошим детям подарки, правда, кое-кто вместо конфет находит угольки. Так Бефана намекает девочкам и мальчикам: вспомни, хорошо ли ты вёл себя в прошлом году, не огорчал ли родителей?

Такие вот разные братья у нашего Деда Мороза.

Оцените работу членов команды.

А теперь давайте подведем итоги. Посмотрите, какие красивые елки получились у команд. Подведите итоги и в листах оценки по критериям, указанным в них.

Слайд 13. Домашнее задание. Найдите в интернете, как еще называется Дед Мороз в других странах, и придумайте математическое задание с именем этого Деда Мороза.

С НАСТУПАЮЩИМ НОВЫМ ГОДОМ!