Методическая разработка урока географии по теме "Регионы Африки: Северная и Западная Африка". 7-й класс

Разделы: География

Класс: 7


Планируемые образовательные результаты.

Предметные.
Обучающиеся смогут: объяснять значение понятий: регионы, сахель; называть и показывать на карте регионы Африки: Северную и Западную; показывать и обозначать на контурной карте крупнейшие страны и города регионов; находить сходства и различия в описании регионов Африки.

Метапредметные.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать по плану, сверяясь с целью; участвовать в совместной деятельности;
Познавательные: искать и отбирать информацию в учебных пособиях; работать с текстом учебника; сравнивать объекты по заданным критериям;
Коммуникативные: излагать свое мнение; организовывать работу в группе; использовать ИКТ для достижения своих целей.

Личностные.
Аргументированно оценивать свои и чужие поступки; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя.

Основные понятия, изучаемые на уроке. Регионы Африки, Северная Африка, Западная Африка, Алжир, Нигерия, Каир, Лагос.

Вид используемых на уроке средств ИКТ. Компьютер, проектор, интерактивная доска.

Образовательные интернет-ресурсы.

Организационная структура урока.

Этап урока Деятельность учителя  
Организационный момент

Цель,: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте ребята.

Я прошу вас сделать большой вдох и одновременно вдохнуть положительные эмоции, заряд бодрости на весь урок. И выдохнуть неудачи, плохое настроение.

Когда-то великий путешественник, исследователь Центральной Азии Николай Пржевальский сказал: “...А жизнь прекрасна еще и потому, что можно путешествовать”. Сегодня мы продолжим свое виртуальное путешествие по Африке и познакомимся с новыми особенностями этого материка!

 
Актуализация знаний.

Цель: Выявить уровень остаточных знаний полученных на прошлом уроке. Создать мотивацию на дальнейшую деятельность.

Но прежде давайте вспомним, какие народы проживают в Африке.

1. Составить схему классификации рас и народов Африки. (Работа у интерактивной доски.)

Предлагаются ключевые слова: европеоидная, экваториальная, арабы, берберы, туареги, банту, пигмеи, бушмены. Можно добавить фото народов.

Географический диктант:

На доске написаны слова:
1. Бушмены и готтентоты.
2.Нилоты.
3. Суахили, зулу.
4. Банту, зулусу.
5. Пигмеи.
6. Берберы, туареги.
7. Регион.

  1. Самые темнокожие представители экваториальной расы.
  2. Самые низкорослые жители планеты.
  3. Очень древние народы, живущие в полупустынях Южной Африки.
  4. Кочевые народы Сахары.
  5. Представители племен, отличающиеся высоким ростом.
  6. Самые распространенные языки

Ключ: 2, 5, 1, 6, 4, 3. Самопроверка.

Деятельность ученика

Организация к началу урока.

Обучающийся у интерактивной доски составляет схему классификации рас и народов Африки, путем перетаскивания ключевых слов в нужное место.

Все обучающиеся в классе отвечают в тетрадях на вопросы, выбирая на доске из предложенных слов ответы. Затем проводится самопроверка. Выставляются всем отметки.

Изучение нового материала.

Определение темы урока.

Цель: Активизировать мыслительные операции учащихся, опирающиеся на ранее усвоенные знания;
Создание проблемной ситуации.

Ребята, какое слово у нас осталось лишнее при проведении географического диктанта?

На интерактивной доске увеличивает изображение слова регион.

Это новое для вас слово – регион. Давайте попытаемся разобраться, что оно означает?

На слайде представлены картинки разных территорий Африки: саванны , пустыни, экваториальная Африка (растения, животные, народы).

Ребята, что объединяет все эти объекты, изображенные на картинках?

А чем они отличаются друг от друга?

А что объединяет все объекты на каждой картинке?

Как же по другому мы можем назвать крупные территории, обладающие общими признаками?

Мы будем понимать под словом регион группы стран, имеющих сходные черты.

Посмотрите на рис.141 на стр.191. Какую информацию мы можем здесь найти про Африку?

Для чего единый материк разделен на 5 частей? И не помешает ли это деление в создании общей характеристики целого материка?

Мы начнем изучение Африки с характеристики первых двух регионов, а следовательно тема нашего урока будет….

Обучающиеся называют слово регион.

Анализируют представленные картинки, делают выводы.

Все эти территории расположены на материке Африка.

Изображенными растениями, животными, разными народами, деятельностью, климатом.

Общие признаки: климат – растения – животные –народ.

Называют слово регион.

Работают с учебником. Африка поделена на 5 регионов: Северная, Западная, Центральная, Восточная, Южная.

Африка цельный материк, потому что его части имеют много общих черт:

Если близкорасположенные территории имеют сходства, то они представляют единый регион

Обучающиеся называют тему урока “ Регионы Африки: Северная и Западная Африка”

Целеполагание.

Планирование.

Ребята, как вы считаете , какая информация по данной теме может быть значительной для вас? Запишите ваши личные образовательные цели этого урока в тетрадь: что я хочу узнать, обсудить, чему хочу научиться.

Ребята, по каким критериям мы можем сравнить два региона?

Записывают тему в тетради

Ребята записывают: хочу знать: Северная Африка, Западная Африка. Чем отличается Северная Африка от Западной.

Предположительно называют критерии: какие страны входят в регион? Климатические условия, представители растительного и животного мира, народы, города, полезные ископаемые, деятельность человека.

“Открытие” нового знания. Для сравнения двух регионов мы разделимся на две группы. 1 группа будет характеризовать Северную Африку, а 2 Западную Африку. А потом мы обменяемся полученным материалом.

Задание для 1 группы.

На основе текста учебника стр.190–192, дополнительного материала и анализа карт атласа стр.24-25 дать характеристику Северной Африки по плану. Климатолог: Назвать климатический пояс, климатические условия данного региона. Биолог: Назвать основные культуры и растительный мир региона Геолог: Перечислить полезные ископаемые региона. Демограф: Назвать и показать на карте крупнейшие страны и города региона Культуролог: Описать Объекты Всемирного наследия.

Задание для 2 группы.

На основе текста учебника стр.192–194, дополнительного материала и анализа карт атласа стр. 24– 25 дать характеристику Западной Африки по плану. Климатолог: Назвать климатический пояс, климатические условия данного региона. Биолог: Назвать основные культуры и растительный мир региона Геолог: Перечислить полезные ископаемые региона. Демограф: Назвать и показать на карте крупнейшие страны и города региона Культуролог: Описать Объекты Всемирного наследия.

Время на работу в группах вышло, давайте дадим слово представителям каждой группы выступить с добытой во время работы информацией. Другая группа внимательно слушает и делает пометки в своих опорных конспектах.

Работают в группах. В каждой группе распределены обязанности. На работу отводится 10 мин.

Представители каждой группы выступают у карты, показывают объекты на карте. На слайдах демонстрируется дополнительный материал.

Закрепление. Сегодня на уроке мы познакомились с двумя регионами Африки. Какими?

Распределите по регионам признаки, указанные на данном слайде: 1.В этом регионе расположено 15 государств. 2. Здесь находится крупнейшая страна Африки. 3. Крупнейший город региона – Каир. 4. Самая многонаселенная страна Африки Нигерия находится в этом регионе. 5. Климатические условия этого региона большей части засушливые 6. Это самое влажное место в Африке

А что же объединяет эти регионы?

Они находятся на одном материке. Преобладает сельскохозяйственная деятельность. Большая часть населения проживает в деревне.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Закончи предложения: На этом уроке я узнал…… Больше всего мне понравилось….. (или не понравилось) Я хотел бы сказать спасибо за урок…. (3 человека)

Параграф 26. Найти дополнительный материал по Центральной, Южной, Восточной Африке.

Обучающиеся высказывают свои точки зрения.

Опорный конспект для 1-й группы.

Географический диктант_______________________________________________– Отметка:

Тема урока:___________________________________________________________–

Что я хочу знать:____________________________________________________–

_____________________________________________________

__________________________________________________________

Задание для группы № 1.

На основе текста учебника стр. 190–192, дополнительного материала и анализа карт атласа стр. 24–25 дать характеристику Северной Африки по плану. Климатолог: Назвать климатический пояс, климатические условия данного региона. Биолог: Назвать основные культуры и растительный мир региона Геолог: Перечислить полезные ископаемые региона. Демограф: Какие народы здесь проживают? Назвать и показать на карте крупнейшие страны и города региона Культуролог: Описать Объекты Всемирного наследия

Критерии. Описание.
Климатический пояс, условия.
Основные культуры и представители растительного мира.
Полезные ископаемые.
Народы.

Крупнейшие страны и города, их описание.

Где проживает большая часть населения.

Объекты Всемирного наследия.

Западная Африка.

Критерии. Описание.
Климатический пояс, условия.
Основные культуры и представители растительного мира.
Полезные ископаемые.
Народы.

Крупнейшие страны и города, их описание.

Где проживает большая часть населения.

Объекты Всемирного наследия.

Найти схожие черты:________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Рефлексия: Что я узнал на уроке?

Опорный конспект для 2 группы.

Географический диктант_______________________________________________– Отметка:

Тема урока:___________________________________________________________–

Что я хочу знать:____________________________________________________–

_____________________________________________________

__________________________________________________________

Задание для группы № 1.

На основе текста учебника стр. 192–194, дополнительного материала и анализа карт атласа стр. 24–25 дать характеристику Западной Африки по плану. Климатолог: Назвать климатический пояс, климатические условия данного региона. Биолог: Назвать основные культуры и растительный мир региона Геолог: Перечислить полезные ископаемые региона. Демограф: Назвать и показать на карте крупнейшие страны и города региона Культуролог: Описать Объекты Всемирного наследия.

Критерии. Описание.
Климатический пояс, условия.
Основные культуры и представители растительного мира.
Полезные ископаемые.
Народы.

Крупнейшие страны и города, их описание.

Где проживает большая часть населения.

Объекты Всемирного наследия.

Северная Африка.

Критерии. Описание.
Климатический пояс, условия.
Основные культуры и представители растительного мира.
Полезные ископаемые.
Народы.

Крупнейшие страны и города, их описание.

Где проживает большая часть населения.

Объекты Всемирного наследия.

Найти схожие черты:________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Рефлексия: Что я узнал на уроке?

Приложение. Франция.