Проблема лидерства как научно-практическая задача возникла в первой половине ХХ века. И один из первых вопросов, который стали задавать теоретики, кто является лидером? В итоге пришли к следующей формулировке: лидерство это умение организовать совместную деятельность всех членов группы во имя достижения общей цели.
Современная школа в полной мере является институтом обучения и просвещения, а так же имеет и воспитательную функцию. В тоже время школьному самоуправлению уделяется мало внимания, часто оно сводится к формальной организации простейших мероприятий: дежурства по школе, подготовка к концерту, уборка территории. В классе лидерами в классных коллективах становятся учащиеся, успешно принимающие участие в концертах, спортивной школе и др. В действительности ученики становятся пассивными к целеполаганию, планированию и анализу своей деятельности, участию в общественной деятельности, отсюда наблюдается недостаточная гражданская позиция по отношению к любым событиям, происходящим в обществе. На наш взгляд, именно в школе, детском коллективе наиболее ярко можно раскрыть лидерские качества.
Методическая разработка конкурсной программы "ЛИДЕР XXI века" предлагает выявление лидеров в форме проведения конкурсной программы. В разработке представлены два варианта проведения данного мероприятия.
На протяжении нескольких лет в нашей школе организаторами данного конкурса является Малокалмашинская местная организация Региональной общественной организации "Удмуртская организация Российского Союза Молодежи" РВО (разновозрастной отряд) "МЫ".
Малокалмашинская местная организация РОО "Удмуртская организация Российского Союза Молодежи" РВО "МЫ" бала создана в 2004 году. Члены РВО "МЫ" участвуют в программах и проектах Региональной общественной организации "Удмуртская организация Российского Союза Молодежи": "Достижения", "Лидер", "Патриот и гражданин", "Добровольческий корпус здоровья", "Россию строить молодым". В рамках программы "Лидер" проходят диагностики по выявлению лидерских качеств, тренинги по формированию лидерских качеств. Так же проводится конкурс "Лидер - XI века" среди учащихся школы, члены РВО "МЫ" участвуют в районных и республиканских конкурсах "Лидер - XI века".
РВО "МЫ" проводит мероприятия в школе, участвует в общественной жизни села, принимает активное участие в районных мероприятиях и акциях.
ЦЕЛЬ: Содействие личностному росту и профессиональной ориентации лидеров, поддержка социальной инициативы.
ЗАДАЧИ:
- выявление талантливых лидеров детских коллективов;
- формирование позитивного имиджа лидеров в обществе;
- способствовать формированию позитивного социального опыта молодого человека;
- формированию чувства гражданственности и социальной ответственности;
- развитие организаторских, творческих, коммуникативных способностей.
ОФОРМЛЕНИЕ:
1 вариант - оформление "морское" (см. фото 1, фото 2),
2 вариант - оформление "звездное" (см. фото 3, фото 4) .
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА: положение о проведении конкурса (см Приложение 1), для участников конкурса проводится мастер-класс "Моя гражданская позиция" (см. Приложение 2) , в варианте 1 - проведение предварительной диагностики, по итогам которой отбираются участники, в варианте 2 - детские коллективы готовят выступление агитбригады на предложенную тему.
ОБОРУДОВАНИЕ И ИНВЕНТАРЬ:
Магнитофон, бумага офисная А4, различный бросовый материал, коробок спичек, ручки, фломастеры, ватман, карточки - индивидуальные задания для участников конкурса, свечи.
1 ВАРИАНТ
Ход мероприятия: | Звучит песня "Что такое лидер?" На
мотив"Что такое осень?" (см. Приложение 3) |
Ведущий | Добрый вечер, дорогие друзья! Добрый вечер уважаемые пассажиры (обращается к зрителям). Мы предлагаем вам отправиться в путешествие по морям по волнам. А где же капитан нашего корабля? |
Ведущий | Не капитан, а капитаны. Их оказалось не так и много, а выяснили мы это в ходе проведенного среди детей и подростков теста "Капитан и рядовой" (см. Приложение 4). И так встречайте наших капитанов: (перечисляет участников конкурса). |
Ведущий | Пассажиры заняли свои места, капитаны поднялись на палубу:, а мы тогда кто? |
Ведущий | А мы с тобой будем РУЛЕВЫМИ - которые будут вести этот конкурс. (Представление ведущих). |
Ведущий | Значит, пора отправляться в путь. |
Ведущий | Одну минуту, мы забыли представить наше жюри - это наши диспетчеры, которые будут провожать, встречать нас в порту. |
Ведущий | Представляем наше жюри: (представление членов жюри) |
Ведущий | И так конкурсная программа начинается. |
Ведущий | Для того чтобы пассажиры заняли свои
места на палубе корабля они предоставляют
билеты. И в соответствии с этим билетом они
распределяются в каюты. И так: 1 конкурс - "БИЛЕТ". Вы, дорогие участники конкурса, отправляетесь в путешествие, для этого необходимо разместиться на корабле всех участников конкурса (только участников конкурса) по каютам. В каюте можно жить только по 2 человека. Необходимо расселить всех по принципу психологической совместимости и дать этому объяснения. |
Участники выполняют задание. | |
Ведущий | Лидер - это человек, который может
найти выход из любой ситуации, найти
единомышленников среди окружающих. 2 конкурс - "БАГАЖ" или "Чемодан лидера". Лидеры совместно, общей командой, выполняют задание: 1. "Синхронное плавание". Игроки сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду. 2. "СЛОН" - задание очень просто - из спичек одного коробка составить слово "слон", при выполнении этого задания группа не разговаривает, на выполнение задания дается 2 минуты. 3. "Сиамские близнецы". А сейчас вы докажите, что составляете единую, неразделимую команду - коллектив (с классом). Выбрать из класса помощника. Обнимите друг с другом так, чтобы свободными оказались правая рука одного и левая рука другого, и вот в таком положении выполните простейшие, с точки зрения нормального человека, действия: - зажечь свечу с помощью спичек, - "вырезать" без ножницконтур человечка из бумаги, - замкнуть стержень в шариковой ручке. |
Участники выполняют задание. | |
Ведущий | На первый взгляд лидер - это простой
человек, но он должен обладать некоторыми
данными, и в частности эрудицией и смекалкой. 3 конкурс - "На палубе" или "Новинки из мусорной корзинки": прикладной конкурс на создание и представление робот из подручного (бросового) материала. |
Участники выполняют задание. | |
Ведущий. | Лидер должен иметь активную
гражданскую позицию, какая у наших участников мы
сейчас и узнаем. 4 конкурс - "Капитанский мостик" - каждый участник приготовил домашнее задание - выступление на 1-2 минуты "Моя гражданская позиция". |
Самопрезентация участников конкурса | |
Ведущий | Как вести за собой, наверное, знает
каждый лидер, у каждого есть свой секрет успеха. 5 конкурс - "Компас" - составить текст объявления, которое смогло бы заинтересовать массы прийти на достаточно скучное мероприятие, например, субботник по уборке территории. |
Участники выполняют задание. | |
Ведущий. | 6 конкурс - "Кают-компания" Лидер - это и эрудиция, и умение принимать решения, и инициативность, и умение выстраивать свои отношения с людьми. Попробуйте сами продолжить этот список, и вы убедитесь, что он бесконечен. Как проявить себя показать себя лидером. С чего начать? Начать надо с игры. Сейчас участники конкурса проведут игру с залом. А мы их поддержит, будем активно участвовать в играх и аплодировать. |
Участники конкурса показывают "домашнее задание", игру со зрителями. | |
Ведущий | Слово предоставляется жюри |
Жюри подводит итоги по критериям (см. Приложение 5) | |
Награждение: всем конкурсантам дипломы участников конкурса, победитель конкурса награждается дипломом победителя и призом - футболкой. | |
Ведущий | Слово победителю - "Капитан на мостике", всего одна минута, почувствовать себя настоящим капитаном и выразить все свои мысли. |
2 ВАРИАНТ
Ход мероприятия: | Фоновая музыка. |
Слова за кадром |
|
Ведущий | Добрый день, дорогие друзья! Приветствуем всех собравшихся в этом зале! |
Ведущий | Здесь собрались лучшие представители школы. Нас всех объединяет - активная гражданская позиция |
Ведущий | А каким будет будущее, зависит от нас с вами. Мы все в ожидании увлекательной и плодотворной работы, и потому мы здесь. |
Ведущий | Давайте поприветствуем присутствующие в этом зале! (Перекличка) |
Ведущий | В начале конкурсной программы на сцену приглашается лидеры |
Ведущий | Встречайте, на сцене "Лидеров XXI века"! |
Ведущий | Пришло время представить наших
конкурсантов. (Представление участников конкурса, какой коллектив они представляют) |
Ведущий | Давайте поприветствуем их громкими аплодисментами! |
Ведущий | Дорогие друзья, сегодня они в нашем зале жюри нашего конкурса.(представление жюри конкурса) |
Ведущий | Мы желаем вам плодотворной работы |
Ведущий | Ярких впечатлений и Интересных встреч! |
Вместе | В добрый путь, лидеры Удмуртской Республики! |
Ведущий | Существует легенда о том, что когда рождается человек, на небе появляется звезда. Звезда, которая освещает жизненный путь каждого из нас. Все мы своего рода звезды, только разной величины. Несмотря на это, каждый из нас должен дарить людям свет и, в отличие от небесных светил, тепло. И от кого, как ни от лидеров ждут тепла и света люди, которые нуждаются в понимании и поддержке, совете и участии. Поэтому мы начнем с представления участников. |
Ведущий | В этом году для участников не было
задания приготовить самопрезентацию, но должны
узнать вас получше, и для этого объявляем 1
конкурс. 1 конкурс "Ассоциации". Я буду говорить фразу "Если бы я был :, то я был бы :". Категорию я буду предлагать, а вы продолжить предложение. Например, "Если бы я был НАСЕКОМЫМ, то я была бы бабочкой". - цветком - животным - природным явлением - камнем - транспортом - книгой - уроком |
Ведущий | Итоговую ведомость мы отдаем жюри для
обсуждения и оценивания, а мы посмотрим
выступление агитбригады. (см. Приложение 6) |
Ведущий | Быть лидером, значит: - знать кто такой лидер и кто "Я" - уметь вести за собой, - принимать окружающих такими, какие они есть - быть уверенным в себе - уметь ставить и достигать цели |
Ведущий | 2 конкурс "Найди того, у кого:" - т.е. наши конкурсанты должны заполнить лист игры и найти в зале людей отвечающих на данный вопрос. Например, "Найди того, у кого такое же имя".(см. Приложение 7) |
Ведущий | Участники конкурса, представьте свои результаты, сколько человек в зале вы нашли. |
Ведущий | Мы даем жюри время для обсуждения и оценивания, и посмотрим выступление следующей агитбригады. |
Ведущий | 3 конкурс - "Гражданская позиция"
дискуссия на заданную тему: - Что бля вас настоящий героизм? - Какие качества необходимы герою? - Кого вы можете назвать героем нашего времени? - Хотели бы вы стать героем? Спасибо участникам, за дискуссию |
Ведущий | ПРИТЧА / СКАЗКА Пешка перешла через всё поле - уворачиваясь от коней и слонов, пробиралась между башен, обходя ферзя. Было трудно, но перешла. Стоит на последней клетке, утирает пот со лба. Ей голос с неба: - Поздравляем! Теперь Вы можете, наконец, стать ферзем! - Не хочу. - Ваше право. Вы можете выбирать. Офицером хотите? - Нет, не хочу. - Конем? - Ещё чего! - А кем тогда? - Пешкой хочу. - Но почему? - Да так : нравится мне. - Но зачем же тогда надо было идти через все поле, рисковать?! - Да вот, решила проверить, смогу ли. СМОГЛА. |
Ведущий | Хотелось бы сказать такие слова "Нет ничего отважнее, чем победа над самим собой" Эразм Роттердамский и вы уже сделали 1 шаг - это ваша победа. |
Ведущий | Жюри оценивает участников, приглашаем агитбригаду. |
Ведущий | Итак, мы переходим к 4 конкурсу "Вавилонская башня" и это конкурс на взаимодействие в команде. |
Ведущий | Вавилонская башня - легендарная башня, которой посвящено библейское предание. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар, где решили построить город Вавилон и башню высотой до небес, чтобы "сделать себе имя". Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа. |
Ведущий | Условия: участникам запрещено
разговаривать и вообще как-нибудь использовать
голос. Необходимо совместно нарисовать
Вавилонскую башню. Для азарта подключается
секундомер. Материалы: цветные маркеры, заготовленные заранее индивидуальные задания. Индивидуальные задания (см. Приложение 8): кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. |
Ведущий | Представьте результаты всей команды |
Ведущий | Выступление агитбригады |
Ведущий | 5 конкурс - "Игротека"или "Домашнее задание" - участники проводят игры с залом приготовленные заранее. |
Ведущий | Конкурсная программа подошла к концу. Наше жюри удаляется на совещание. А мы посмотрим художественный номер. |
Жюри подводят итоги конкурса. | |
Ведущий | "Звездный час Лидеров!" - У каждого из конкурсантов будет возможность, всего одна минута, почувствовать себя ЗВЕЗДОЙ и выразить все свои мысли. |
Ведущий | Наше жюри готовы представить нам результаты конкурса, и мы с удовольствием предоставляем Вам слово. |
Жюри награждает участников и победителя конкурса |
Список используемой литературы
- Из опыта реализации областной программы "Лидер"/ авторы сост.: И. А. Розанов, Н. С. Черепанова и др. - Вологда, 2001.
- Ковалева Е.Н. Портрет лидера детского общественного объединения// Последний звонок, 2010 г. с. 15
- Ларин И., Беловодская М. Азбука лидерства. - Изд-во "Невский проспект". - СПб., 2001.
- Моркович П. Притча-сказка// Классное руководство и воспитание школьников, февраль 2013, с 63
- Сборник информационно-методических материалов по реализации программы "Школа лидерского успеха". / Составители: Члены Правления РОО "Удмуртская организация Российского Союза Молодежи", Ижевск, 2008. - 60 с.