Проект на тему "Приобщение к истокам русской народной культуры России и Балашовского района Саратовской области"

Разделы: Работа с дошкольниками


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Как известно народное искусство является мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребенка. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., СакулинаН.П., ШпикаловаТ.Я.) наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление  с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, подвижных игр и.т.п., активно включались в работу при специально организованной деятельности и самостоятельных ее проявлениях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.    

Данный проект предполагает взаимосвязь нескольких календарных праздником в едином стиле народно-игровой постановки с ярмарками, гуляньями, сказочными персонажами и петрушками (согласно программе “Приобщение к истокам русской народной культуры” (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), реализуемов в ДОУ). За I полугодие 2013-2014 учебного года нами запланировано и реализовано 2 мини проекта: “Осенняя ярмарка”, “В поисках Деда Мороза”, кроме того планируется организовать совместную проектную деятельность “Праздник Ляльник”, “Масленица широкая”, “Купала”.

Мы считаем, что совместная проектная деятельность позволяет в игровой, проблемной форме решить образовательные задачи с активным и деятельностным участием в мероприятиях всех субъектов педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.

МИНИ-ПРОЕКТ “ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА”

(ответственные Бабичева В.В., Авдонина Е.А.)

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Вид: творческо-информационный, продолжительность: среднесрочный

Участники проекта: обучающиеся подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.

Обучающиеся познают и исследуют поднимаемую проблему в самостоятельной и совместной деятельности со взрослым.

Воспитатели, специалисты, родители способствуют развитию познавательного интереса, активизируют действия детей.

Роль родителей: помощь в сборе информации, изготовление костюмов и атрибутов, разучивание скороговорок с детьми

Участие специалистов ДОУ: проведение музыкальных и познавательных занятий по теме, сбор информации, оформление зала, изготовление атрибутов, дидактических пособий

Образовательные области: познание, коммуникация, музыка, физическая культура, социализация, труд, художественное творчество, чтение худ. литературы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель: воспитывать творчески активную личность обучающего по средствам их приобщения к культуре своего народа

Задачи:

  • Воспитывать любовь к Родине при знакомстве с культурой русского народа.
  • Развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей.
  • Расширять кругозор, развивать любознательность.
  • Формировать уважение и благодарное отношение к труду сельских жителей.
  • Закреплять знания о народных промыслах, подвижных играх и досугах.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Обучающие в процессе деятельности должны:

– получить представление о традициях, культуре и быте русского народа;

– проявлять самостоятельность в деятельности по обогащению опыта познания народных традиций характерных для русского народа, жителей Саратовской области.

Продукт проектной деятельности: участие детей в празднике “Осенняя ярмарка”, изготовление осенних поделок, применение народных игр в самостоятельной деятельности; заинтересованность родителей в совместной деятельности, расширение знаний о народных традициях, играх, досугах.

Долгосрочные результаты: устойчивый интерес к познанию народных традиций и продолжение самопознания в данном направлении. Представление опыта работы в педагогических сообществах, с целью обобщения и распространения педагогического опыта

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

(СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ).

Мини-проект “Осенняя ярмарка” предполагает достижение цели с использованием различных форм и методов работы педагогического коллектива МДОУ с родителями и обучающимися. Среди наиболее результативных можно выделить:

  • использование демонстративных мультимедийных презентаций;
  • деятельностный подход в познании народных традиций, игр;
  • активная поисковая деятельность детей;
  • совместная деятельность обучающихся с родителями и педагогами МДОУ;
  • игровые обучающие ситуации в процессе специально организованной и самостоятельной деятельности с обучающимися

ПЛАН ПРОЕКТА.

Дата прове-дения

Направление работы

Ответственные

ОКТЯБРЬ 1 неделя Ознакомление участников с проектом и содержанием работы

С обучающимися

Беседа с обучающимися: “Народные традиции на Руси. Истоки и современность” Музыкальный руководитель (МР), воспитатели
Разучивание народных подвижных хороводных игр Инструктор по физической культуре (ФК), воспитатели
Знакомство с потешками, шутками и прибаутками Воспитатели, родители

С родителями

Информационная папка “Народные традиции в жизни семьи” Воспитатели
Совместная деятельность с детьми по разучиванию потешек, шуток и прибауток Родители
Беседа “Как познакомить детей с народными традициями” Воспитатели

ОКТЯБРЬ 2-4 неделя “Как на Руси праздники праздновали…”

С обучающимися

Разучивание хороводов, плясок, песен народного цикла МР, воспитатели
Вечер русских народных подвижных игр Инструктор по ФК, воспитатели
Игровая обучающая ситуация “Ярмарка и ее участники” МР, воспитатели
Разучивание стихов про предметы старины Воспитатели,

родители

Дидактическая игра “Приметы осени” Воспитатели
Непосредственно-организованная деятельность по теме “От куда хлеб пришел” Воспитатели
Знакомство с русскими народными играми “Заря, заряница”, “Плетень”, “Пугало” Инструктор по ФК, воспитатели
Просмотр видео презентации “Народная ярмарка” Воспитатели
Непосредственно организованная деятельность “Народные промыслы России” Воспитатели
Игровая обучающая ситуация “Петрушкины посиделки” Инструктор по ФК, воспитатели
Проблемная ситуация “Ярморочные яства” МР, воспитатели
Загадки “Что на ярмарке найдешь?” Воспитатели
Знакомство с литературными произведениями “Как Хрюша на ярмарку собирался”, “Осенины” Воспитатели, родители

С родителями

Информационная папка “Приметы осени” Воспитатели
Беседа “Осенняя ярмарка, как способ повеселиться и дарами похвалиться” Воспитатели
Участие в изготовлении атрибутов к играм, хороводам и праздничному гулянию Воспитатели, родители
Сбор осеннего урожая и природного материала Родители, обучающиеся
Участие в играх и игровых образовательных ситуациях с обучающимися Воспитатели, специалисты МДОУ
Участие в решении проблемной ситуации “Ярморочные яства” Воспитатели
Распространение буклета “Познание народных традиций в условиях Балашовского муниципального района” Воспитатели
Индивидуальные беседы “Народные костюмы для детей” МР, воспитатели

НОЯБРЬ 1 неделя “Осенние гулянья”

  Выставка поделок из природного материала “Дары Осени” Воспитатели, специалисты МДОУ, родители, обучающиеся
Подготовка материла для организации Осенней ярмарки к празднику
Досуговое мероприятие “Осенняя ярмарка”
Подведение итогов мероприятия через обсуждение мероприятия в группе:

– анализ качества выступления и проявления знаний, после просмотра видео с праздника

– обсуждение в индивидуальных беседах с родителями.

Воспитатели, специалисты МДОУ

МИНИ-ПРОЕКТ “В ПОИСКАХ ДЕДА МОРОЗА”

(ответственные Чиркин С.В., Бокова О.И.)

ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Вид: спортивно-познавательный, продолжительность: среднесрочный.

Участники проекта: обучающиеся подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители обучающихся.

Обучающиеся по средствам игровой и познавательной деятельности стремятся к решению проблемы “Куда прячется Дед Мороз”.

Воспитатели, специалисты, родители через участие в системе организованных мероприятий способствуют развитию креативности мысли, стремления к познанию и двигательной активности во всех ее проявлениях.

Роль родителей: помощь в сборе информации, участие в совместных оздоровительно-развивающих и познавательных мероприятиях, совместная организация праздника выходного дня с выездом в с.Никольевка Балашовского района.

Участие специалистов ДОУ: проведение мероприятий и участие в них в ходе реализации проекта, сбор информации, подготовка и организация праздника выходного дня (с выездом в с. Никольека), активизация участников в процессе рефлексии деятельности.

Образовательные области: познание, коммуникация, музыка, физическая культура, социализация, труд, художественное творчество, чтение худ. литературы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.

Цель: физическое развитие и совершенствование организма ребенка, в процессе приобщения к народному искусству.

Задачи:

  • Способствовать развитию физических качеств и оздоровлению организма ребенка через систему игр и упражнений народного характера.
  • Познакомить участников проекта с наследием русского народа относительно игр и игровых забав на Руси.
  • Развивать познавательный интерес и стремление к самопознанию, к проявлению активности в процессе организации игровой деятельности.
  • Вызывать желание и побуждать участников проектной деятельности к ознакомлению с культурой и традициями русского народа.
  • Воспитывать дружеские качества, коллективизм деятельности и целеустремленность.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.

Обучающие в процессе деятельности должны:

– получить представление о традициях, культуре и быте русского народа, русских народных играх;

– проявлять самостоятельность в деятельности по обогащению опыта познания народных традиций характерных для русского народа, жителей Саратовской области.

Продукт проектной деятельности: организация праздника выходного дня “В поисках Деда Мороза”, оформление писем-обращений к Деду Морозу, применение народных подвижных игр в самостоятельной деятельности; заинтересованность родителей в совместной деятельности, расширение знаний о народных традициях, играх, досугах.

Долгосрочные результаты: устойчивый интерес к познанию народных традиций и продолжение самопознания в данном направлении. Представление опыта работы в педагогических сообществах, с целью обобщения и распространения педагогического опыта

СТРУКТУРА ПРОЕКТА

(СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ).

Мини-проект “В поисках Деда Мороза” предполагает достижение цели с использованием различных форм и методов работы педагогического коллектива МДОУ с родителями и обучающимися. Среди наиболее результативных можно выделить:

  • использование демонстративных мультимедийных презентаций;
  • деятельностный подход в познании народных традиций, игр;
  • активная поисковая деятельность детей;
  • совместная деятельность обучающихся с родителями и педагогами МДОУ;
  • игровые обучающие ситуации в процессе специально организованной и самостоятельной деятельности с обучающимися.

ПЛАН ПРОЕКТА.

Дата прове-дения

Направление работы

Ответственные

ДЕКАБРЬ 1 неделя Знакомство с Дедом Морозом

С обучающимися

Постановка проблемного вопроса “Кто такой Дед Мороз?” Инструктор по ФК, воспитатели
Знакомство с русскими народными подвижными играми Инструктор по ФК, воспитатели
Веселая эстафета “Задания Деда Мороза” Инструктор по ФК, воспитатели
Беседа “Чем зима нас веселит”

Презентация идей, в рамках раскрытия проблемного вопроса

Воспитатели, родители

С родителями

Знакомство с целями и задачами проектной деятельности Воспитатели
Поиск идей в рамках решения проблемного вопроса

Обмен опытом “Игры нашего детства”

Родители, инструктор по ФК
Оформление наглядного пособия “Встречаем Новый год с игрой” Воспитатели

ДЕКАБРЬ 2-3 неделя Ждем в гости Деда Мороза

С обучающимися

Постановка проблемного вопроса “Где Дед Мороз живет и как готовиться к Новогодним праздникам?” Воспитатели
Игровая обучающая ситуация “Берем с собою лыжи, санки, коньки и клюшку – мы играть…” Инструктор по ФК, воспитатели
Знакомство с русскими народными играми хороводного характера МР, инструктор по ФК, воспитатели
Беседа и рассматривание иллюстраций “Во что играем мы в Мороз” Воспитатели,

родители

Выставка рисунков “Новый год приходит” Воспитатели
Знакомство с музыкальными народными подвижными играми МР
Вечер русских народных подвижных игр Инструктор по ФК, воспитатели
Чтение художественных произведений

Русская народная сказка “Морозко”,

“Двенадцать месяцев”

Воспитатели
Отображение красоты русской зимней природы в рисунке (НОД “Здравствуй, Зимушка-Зима”) Воспитатели
Игровые задания на улице из серии “Снегодром” (создание снежных построек) Инструктор по ФК, воспитатели

С родителями

Консультация “Закаливание детского организма в зимнее время года” Инструктор по ФК, старшая медсестра
Участие в решение проблемного вопроса, поставленного перед обучающимися Воспитатели, родители
Творческая мастерская “Утренняя зарядка для Деда Мороза” Родители, обучающиеся, инструктор по ФК
Оформление картотеки народных подвижных игр, системы работы по их внедрению в педагогический процесс Воспитатели, специалисты МДОУ
Оформление информационной папки “Культурное наследие с.Никольевка” Воспитатели
Консультация “Во что играть зимой?” Инструктор по ФК
Беседа “Праздник выходного дня как одна из форм работы по укреплению здоровья и формированию познавательного интереса” Инструктор по ФК

ДЕКАБРЬ 1 неделя В поисках Деда Мороза

  Праздник выходного дня “В поисках Деда Мороза” (с выездом в с.Никольевка):

– поездка на общественном транспорте;
– экскурсия в лес, с целью поиска Деда Мороза;
– катание на лошади (символ года) с Дедом Морозом;
– участие в русских народных подвижных играх;
– посещение русской избы;
– застолье с самоваром.

Воспитатели, специалисты МДОУ, родители, обучающиеся
Рефлексия деятельности, через выражение детских впечатлений в рисунке Обучающиеся, родители
Анкетирование родителей “Эффективен ли процесс взаимодействия?” Родители, воспитатели
Подведение итогов деятельности, обсуждение результатов Воспитатели, специалисты МДОУ

ОЦЕНКА РИСКОВ.

В процессе реализации проекта возможно определение следующих ситуаций, которые не позволят достичь поставленной цели:

  1. Сезонные массовые респираторно-вирусные инфекции (необходимо особое внимание обратить на профилактические мероприятия и закаливание обучающихся)
  2. Отсутствие познавательного интереса к деятельности со стороны обучающихся (применение игровых форм работы, интересных для детей и определяющих их основной характерный возрасту вид деятельности)
  3. Отстраненное отношение родителей (воздействие на родителей с двух сторон – педагогическое влияние и детская заинтересованность деятельностью)
  4. Влияние погодных условий на проведение праздника выходного дня “В поисках Деда Мороза” (обсуждение вопроса о возможности переноса мероприятие на другое время с более благоприятными погодными условиями)

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Оценка эффективности деятельности производиться:

  • в процессе проведения досугового мероприятия “Осенняя ярмарка”. В ходе его проведения обучающиеся показывают уровень своих знаний по направлениям: приметы осени; народные песни, хороводы и игры; народные развлечения и промыслы.
  • по средствам отображения впечатлений в детском рисунке и участие родителей обучающихся в анкетировании, предложенным организаторами проекта

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ.

Возможно объединение данного проекта с рядом других мини-проектов по единой линии “Приобщение к истокам народной культуры России и Балашовского района”. Кроме того проект может быть использован в практической работе в следующие годы. Также через систему мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта представленная система работы может быть использована и другими образовательными организациями для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста относительно истоков русской народной культуры

Надеемся, что представленный проект поможет обогатить эмоциональную, нравственную и познавательную сферы личности обучающихся; будет способствовать заинтересованному отношению родителей к народным традициям; обогатит семейную жизнь народными традициями, их красивым празднованием.