ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как известно народное искусство является мощным эмоциональным фактором воспитания, саморазвития и познания ребенка. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.
Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., СакулинаН.П., ШпикаловаТ.Я.) наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, подвижных игр и.т.п., активно включались в работу при специально организованной деятельности и самостоятельных ее проявлениях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям.
Данный проект предполагает взаимосвязь нескольких календарных праздником в едином стиле народно-игровой постановки с ярмарками, гуляньями, сказочными персонажами и петрушками (согласно программе “Приобщение к истокам русской народной культуры” (О.Л. Князева, М.Д. Маханева), реализуемов в ДОУ). За I полугодие 2013-2014 учебного года нами запланировано и реализовано 2 мини проекта: “Осенняя ярмарка”, “В поисках Деда Мороза”, кроме того планируется организовать совместную проектную деятельность “Праздник Ляльник”, “Масленица широкая”, “Купала”.
Мы считаем, что совместная проектная деятельность позволяет в игровой, проблемной форме решить образовательные задачи с активным и деятельностным участием в мероприятиях всех субъектов педагогического процесса: детей, родителей, педагогов.
МИНИ-ПРОЕКТ “ОСЕННЯЯ ЯРМАРКА”
(ответственные Бабичева В.В., Авдонина Е.А.)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Вид: творческо-информационный, продолжительность: среднесрочный
Участники проекта: обучающиеся подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Обучающиеся познают и исследуют поднимаемую проблему в самостоятельной и совместной деятельности со взрослым.
Воспитатели, специалисты, родители способствуют развитию познавательного интереса, активизируют действия детей.
Роль родителей: помощь в сборе информации, изготовление костюмов и атрибутов, разучивание скороговорок с детьми
Участие специалистов ДОУ: проведение музыкальных и познавательных занятий по теме, сбор информации, оформление зала, изготовление атрибутов, дидактических пособий
Образовательные области: познание, коммуникация, музыка, физическая культура, социализация, труд, художественное творчество, чтение худ. литературы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Цель: воспитывать творчески активную личность обучающего по средствам их приобщения к культуре своего народа
Задачи:
- Воспитывать любовь к Родине при знакомстве с культурой русского народа.
- Развивать музыкальные, танцевальные, певческие способности детей.
- Расширять кругозор, развивать любознательность.
- Формировать уважение и благодарное отношение к труду сельских жителей.
- Закреплять знания о народных промыслах, подвижных играх и досугах.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Обучающие в процессе деятельности должны:
– получить представление о традициях, культуре и быте русского народа;
– проявлять самостоятельность в деятельности по обогащению опыта познания народных традиций характерных для русского народа, жителей Саратовской области.
Продукт проектной деятельности: участие детей в празднике “Осенняя ярмарка”, изготовление осенних поделок, применение народных игр в самостоятельной деятельности; заинтересованность родителей в совместной деятельности, расширение знаний о народных традициях, играх, досугах.
Долгосрочные результаты: устойчивый интерес к познанию народных традиций и продолжение самопознания в данном направлении. Представление опыта работы в педагогических сообществах, с целью обобщения и распространения педагогического опыта
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
(СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ).
Мини-проект “Осенняя ярмарка” предполагает достижение цели с использованием различных форм и методов работы педагогического коллектива МДОУ с родителями и обучающимися. Среди наиболее результативных можно выделить:
- использование демонстративных мультимедийных презентаций;
- деятельностный подход в познании народных традиций, игр;
- активная поисковая деятельность детей;
- совместная деятельность обучающихся с родителями и педагогами МДОУ;
- игровые обучающие ситуации в процессе специально организованной и самостоятельной деятельности с обучающимися
ПЛАН ПРОЕКТА.
Дата прове-дения |
Направление работы |
Ответственные |
ОКТЯБРЬ 1 неделя Ознакомление участников с проектом и содержанием работы |
||
С обучающимися |
Беседа с обучающимися: “Народные традиции на Руси. Истоки и современность” | Музыкальный руководитель (МР), воспитатели |
Разучивание народных подвижных хороводных игр | Инструктор по физической культуре (ФК), воспитатели | |
Знакомство с потешками, шутками и прибаутками | Воспитатели, родители | |
С родителями |
Информационная папка “Народные традиции в жизни семьи” | Воспитатели |
Совместная деятельность с детьми по разучиванию потешек, шуток и прибауток | Родители | |
Беседа “Как познакомить детей с народными традициями” | Воспитатели | |
ОКТЯБРЬ 2-4 неделя “Как на Руси праздники праздновали…” |
||
С обучающимися |
Разучивание хороводов, плясок, песен народного цикла | МР, воспитатели |
Вечер русских народных подвижных игр | Инструктор по ФК, воспитатели | |
Игровая обучающая ситуация “Ярмарка и ее участники” | МР, воспитатели | |
Разучивание стихов про предметы старины | Воспитатели, родители |
|
Дидактическая игра “Приметы осени” | Воспитатели | |
Непосредственно-организованная деятельность по теме “От куда хлеб пришел” | Воспитатели | |
Знакомство с русскими народными играми “Заря, заряница”, “Плетень”, “Пугало” | Инструктор по ФК, воспитатели | |
Просмотр видео презентации “Народная ярмарка” | Воспитатели | |
Непосредственно организованная деятельность “Народные промыслы России” | Воспитатели | |
Игровая обучающая ситуация “Петрушкины посиделки” | Инструктор по ФК, воспитатели | |
Проблемная ситуация “Ярморочные яства” | МР, воспитатели | |
Загадки “Что на ярмарке найдешь?” | Воспитатели | |
Знакомство с литературными произведениями “Как Хрюша на ярмарку собирался”, “Осенины” | Воспитатели, родители | |
С родителями |
Информационная папка “Приметы осени” | Воспитатели |
Беседа “Осенняя ярмарка, как способ повеселиться и дарами похвалиться” | Воспитатели | |
Участие в изготовлении атрибутов к играм, хороводам и праздничному гулянию | Воспитатели, родители | |
Сбор осеннего урожая и природного материала | Родители, обучающиеся | |
Участие в играх и игровых образовательных ситуациях с обучающимися | Воспитатели, специалисты МДОУ | |
Участие в решении проблемной ситуации “Ярморочные яства” | Воспитатели | |
Распространение буклета “Познание народных традиций в условиях Балашовского муниципального района” | Воспитатели | |
Индивидуальные беседы “Народные костюмы для детей” | МР, воспитатели | |
НОЯБРЬ 1 неделя “Осенние гулянья” |
||
Выставка поделок из природного материала “Дары Осени” | Воспитатели, специалисты МДОУ, родители, обучающиеся | |
Подготовка материла для организации Осенней ярмарки к празднику | ||
Досуговое мероприятие “Осенняя ярмарка” | ||
Подведение итогов мероприятия через
обсуждение мероприятия в группе: – анализ качества выступления и проявления знаний, после просмотра видео с праздника – обсуждение в индивидуальных беседах с родителями. |
Воспитатели, специалисты МДОУ |
МИНИ-ПРОЕКТ “В ПОИСКАХ ДЕДА МОРОЗА”
(ответственные Чиркин С.В., Бокова О.И.)
ПАСПОРТ ПРОЕКТА.
Вид: спортивно-познавательный, продолжительность: среднесрочный.
Участники проекта: обучающиеся подготовительной группы, воспитатели, специалисты, родители обучающихся.
Обучающиеся по средствам игровой и познавательной деятельности стремятся к решению проблемы “Куда прячется Дед Мороз”.
Воспитатели, специалисты, родители через участие в системе организованных мероприятий способствуют развитию креативности мысли, стремления к познанию и двигательной активности во всех ее проявлениях.
Роль родителей: помощь в сборе информации, участие в совместных оздоровительно-развивающих и познавательных мероприятиях, совместная организация праздника выходного дня с выездом в с.Никольевка Балашовского района.
Участие специалистов ДОУ: проведение мероприятий и участие в них в ходе реализации проекта, сбор информации, подготовка и организация праздника выходного дня (с выездом в с. Никольека), активизация участников в процессе рефлексии деятельности.
Образовательные области: познание, коммуникация, музыка, физическая культура, социализация, труд, художественное творчество, чтение худ. литературы.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Цель: физическое развитие и совершенствование организма ребенка, в процессе приобщения к народному искусству.
Задачи:
- Способствовать развитию физических качеств и оздоровлению организма ребенка через систему игр и упражнений народного характера.
- Познакомить участников проекта с наследием русского народа относительно игр и игровых забав на Руси.
- Развивать познавательный интерес и стремление к самопознанию, к проявлению активности в процессе организации игровой деятельности.
- Вызывать желание и побуждать участников проектной деятельности к ознакомлению с культурой и традициями русского народа.
- Воспитывать дружеские качества, коллективизм деятельности и целеустремленность.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
Обучающие в процессе деятельности должны:
– получить представление о традициях, культуре и быте русского народа, русских народных играх;
– проявлять самостоятельность в деятельности по обогащению опыта познания народных традиций характерных для русского народа, жителей Саратовской области.
Продукт проектной деятельности: организация праздника выходного дня “В поисках Деда Мороза”, оформление писем-обращений к Деду Морозу, применение народных подвижных игр в самостоятельной деятельности; заинтересованность родителей в совместной деятельности, расширение знаний о народных традициях, играх, досугах.
Долгосрочные результаты: устойчивый интерес к познанию народных традиций и продолжение самопознания в данном направлении. Представление опыта работы в педагогических сообществах, с целью обобщения и распространения педагогического опыта
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
(СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ).
Мини-проект “В поисках Деда Мороза” предполагает достижение цели с использованием различных форм и методов работы педагогического коллектива МДОУ с родителями и обучающимися. Среди наиболее результативных можно выделить:
- использование демонстративных мультимедийных презентаций;
- деятельностный подход в познании народных традиций, игр;
- активная поисковая деятельность детей;
- совместная деятельность обучающихся с родителями и педагогами МДОУ;
- игровые обучающие ситуации в процессе специально организованной и самостоятельной деятельности с обучающимися.
ПЛАН ПРОЕКТА.
Дата прове-дения |
Направление работы |
Ответственные |
ДЕКАБРЬ 1 неделя Знакомство с Дедом Морозом |
||
С обучающимися |
Постановка проблемного вопроса “Кто такой Дед Мороз?” | Инструктор по ФК, воспитатели |
Знакомство с русскими народными подвижными играми | Инструктор по ФК, воспитатели | |
Веселая эстафета “Задания Деда Мороза” | Инструктор по ФК, воспитатели | |
Беседа “Чем зима нас веселит” Презентация идей, в рамках раскрытия проблемного вопроса |
Воспитатели, родители | |
С родителями |
Знакомство с целями и задачами проектной деятельности | Воспитатели |
Поиск идей в рамках решения проблемного
вопроса Обмен опытом “Игры нашего детства” |
Родители, инструктор по ФК | |
Оформление наглядного пособия “Встречаем Новый год с игрой” | Воспитатели | |
ДЕКАБРЬ 2-3 неделя Ждем в гости Деда Мороза |
||
С обучающимися |
Постановка проблемного вопроса “Где Дед Мороз живет и как готовиться к Новогодним праздникам?” | Воспитатели |
Игровая обучающая ситуация “Берем с собою лыжи, санки, коньки и клюшку – мы играть…” | Инструктор по ФК, воспитатели | |
Знакомство с русскими народными играми хороводного характера | МР, инструктор по ФК, воспитатели | |
Беседа и рассматривание иллюстраций “Во что играем мы в Мороз” | Воспитатели, родители |
|
Выставка рисунков “Новый год приходит” | Воспитатели | |
Знакомство с музыкальными народными подвижными играми | МР | |
Вечер русских народных подвижных игр | Инструктор по ФК, воспитатели | |
Чтение художественных произведений Русская народная сказка “Морозко”, “Двенадцать месяцев” |
Воспитатели | |
Отображение красоты русской зимней природы в рисунке (НОД “Здравствуй, Зимушка-Зима”) | Воспитатели | |
Игровые задания на улице из серии “Снегодром” (создание снежных построек) | Инструктор по ФК, воспитатели | |
С родителями |
Консультация “Закаливание детского организма в зимнее время года” | Инструктор по ФК, старшая медсестра |
Участие в решение проблемного вопроса, поставленного перед обучающимися | Воспитатели, родители | |
Творческая мастерская “Утренняя зарядка для Деда Мороза” | Родители, обучающиеся, инструктор по ФК | |
Оформление картотеки народных подвижных игр, системы работы по их внедрению в педагогический процесс | Воспитатели, специалисты МДОУ | |
Оформление информационной папки “Культурное наследие с.Никольевка” | Воспитатели | |
Консультация “Во что играть зимой?” | Инструктор по ФК | |
Беседа “Праздник выходного дня как одна из форм работы по укреплению здоровья и формированию познавательного интереса” | Инструктор по ФК | |
ДЕКАБРЬ 1 неделя В поисках Деда Мороза |
||
Праздник выходного дня “В поисках Деда
Мороза” (с выездом в с.Никольевка): – поездка на
общественном транспорте; |
Воспитатели, специалисты МДОУ, родители, обучающиеся | |
Рефлексия деятельности, через выражение детских впечатлений в рисунке | Обучающиеся, родители | |
Анкетирование родителей “Эффективен ли процесс взаимодействия?” | Родители, воспитатели | |
Подведение итогов деятельности, обсуждение результатов | Воспитатели, специалисты МДОУ |
ОЦЕНКА РИСКОВ.
В процессе реализации проекта возможно определение следующих ситуаций, которые не позволят достичь поставленной цели:
- Сезонные массовые респираторно-вирусные инфекции (необходимо особое внимание обратить на профилактические мероприятия и закаливание обучающихся)
- Отсутствие познавательного интереса к деятельности со стороны обучающихся (применение игровых форм работы, интересных для детей и определяющих их основной характерный возрасту вид деятельности)
- Отстраненное отношение родителей (воздействие на родителей с двух сторон – педагогическое влияние и детская заинтересованность деятельностью)
- Влияние погодных условий на проведение праздника выходного дня “В поисках Деда Мороза” (обсуждение вопроса о возможности переноса мероприятие на другое время с более благоприятными погодными условиями)
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Оценка эффективности деятельности производиться:
- в процессе проведения досугового мероприятия “Осенняя ярмарка”. В ходе его проведения обучающиеся показывают уровень своих знаний по направлениям: приметы осени; народные песни, хороводы и игры; народные развлечения и промыслы.
- по средствам отображения впечатлений в детском рисунке и участие родителей обучающихся в анкетировании, предложенным организаторами проекта
ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ.
Возможно объединение данного проекта с рядом других мини-проектов по единой линии “Приобщение к истокам народной культуры России и Балашовского района”. Кроме того проект может быть использован в практической работе в следующие годы. Также через систему мероприятий по обобщению и распространению педагогического опыта представленная система работы может быть использована и другими образовательными организациями для расширения представлений детей старшего дошкольного возраста относительно истоков русской народной культуры
Надеемся, что представленный проект поможет обогатить эмоциональную, нравственную и познавательную сферы личности обучающихся; будет способствовать заинтересованному отношению родителей к народным традициям; обогатит семейную жизнь народными традициями, их красивым празднованием.