Цели урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве В.М.Васнецова, учить “читать” картину, учить составлять план, учить излагать текст по опорным словам, учить соблюдать последовательность передачи текста, устанавливать связь между частями, учить проверять написанный текст, развивать интерес к русской культуре, наследию, развивать умение работать самостоятельно, в группах, развивать орфографическую зоркость, память мышление, внимание, воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, презентация на тему “В.М. Васнецов. Снегурочка”, учебник “Русский язык” 1 часть, 3 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы.
Учитель: Сегодня на уроке русского языка каждый из вас будет ПИСАТЕЛЕМ. Это значит, что вы можете сочинять, выдумывать, записывать и анализировать свою работу. Сочинение по картине В.М.Васнецова “Снегурочка”.
3. Подготовительная работа.
Учитель: Вы разделились на 3 группы.
1) “Мы – художники”. Подготовить сообщение о художнике В.М.Васнецове.
2) “Мы – музыканты”. Подготовить информацию о композиторе Н.А.Римском –Корсакове.
3) “Мы – корректоры”. Подготовить правила для написания сочинения.
Каждый выбрал свою группу самостоятельно.
Цель: обобщить знания ребят по экскурсии в Третьяковскую галерею.
4. Работа над темой.
Учитель: Очень скоро Новый год. В каждый дом приходят сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка. Кто она такая “Снегурочка”? По преданию, Снегурочка родилась в дремучем лесу. Она дочь Мороза и Весны.
Учитель: Отгадайте загадки.
Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...
Ответ (Мороз)Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.
Ответ (Мороз)
(Слайд 2)
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
Ответ (Весна)Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
Ответ (Весна)
(Слайд 3)
Учитель: Чтобы все узнать о Снегурочке, нужно отправиться в сказочное путешествие.
Итак, когда же и где появился образ Снегурочки? Он формировался в сознании русского народа на протяжении нескольких веков. Вроде бы, сначала в русских народных сказках возник образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега и людям на радость, и себе в утешение.
Русская народная сказка “Снегурочка” (отрывок).
Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе — не было у них детей.
Вот опять пришла снежная снежная да морозная, сугробов до пояса намело, ребятишки на улицу высыпали поиграть, а старик со старухой из окна на них глядят да про свою беду думают.
(Слайд 4)
Старик говорит: А что, старуха, может и нам себе дочку из снега сделать?? — Давай сделаем, — говорит старуха.?
Старик шапку надел, вышли они на свой огород и принялись из снега дочку лепить. Скатали они ком снежный, приладили к нему ручки, ножки, сверху приставили снежную голову. Старик носик, рот, подбородок вылепил.
(Слайд 5)
Смотрят — а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; Снегурочка на стариков смотрит и улыбается. Затем головкой закивала, ручками зашевелила, ножками, снег с себя стряхнула — и из сугроба живой девочкой вышла.
(Слайд 6)
В сказке В.И. Даля “Девочка Снегурочка” старик со старухой смотрят, как чужие ребята “из снегу комочки катают, в снежки играют” и решают и себе дочку слепить.
(Слайд 7)
Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой. — Ред.) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им: — Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.
Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать.
Учитель: А теперь ассоциируется у нас с Новогодними и Рождественскими праздниками. Кстати, Снегурочка – это чисто русский персонаж и больше ни у одного народа в мире ни на рождественских, ни на новогодних праздниках не встречается.
(Слайд 8)
Дети: Сообщение ребят по группам.
1) “Мы – художники”.
Наша группа подготовила сообщение о русском художнике В.М. Васнецове (1848 – 1926). В Третьяковской галерее мы были на обзорной экскурсии. Экскурсовод познакомила нас с жизнью и творчеством В.М. Васнецова.
(Слайд 9)
Вырос Виктор Михайлович в семье священника, в Вятской губернии. Первые уроки рисования давал ему отец, и они мальчику очень понравились, пробудили тягу к изобразительному искусству. В.М. Васнецов окончил Петербургскую Академию искусств. Нам понравились картины: “Богатыри”, “Алёнушка”, “Снегурочка”.
Учитель: Молодцы! Вы выполнили свое задание.
2) “Мы – музыканты”.
Наша группа узнала на уроке музыки о композиторе Н.А. Римском-Корсакове. Мы слушали увертюру к опере “Снегурочка”. Звучала таинственная, завораживающая музыка. Хотелось слушать еще.
Учитель: Спасибо! Вы нам помогли узнать новое о нашей героине.
5. Работа над репродукцией.
Учитель: Возьмите учебник, откройте учебник на странице 123 упражнение 238. На страницах учебника размещена картинная галерея. Найдите репродукцию В.М. Васнецова “Снегурочка”.
(Слайд 10-11)
Учитель: Кого вы видите на картине?
Дети:
Мы видим Снегурочку.Учитель: Что вы узнали о Снегурочке?
Дети:
Снегурочка – дочь Мороза и Весны.Учитель: Откуда она вышла?
Дети:
Она вышла из волшебного леса.Учитель: Как выглядит природа на картине?
Дети:
Наступила зима. Вокруг темный лес. Алмазные звезды освещают поляну.Учитель: Используя опорные слова на странице учебника 123, опишите девушку.
Дети:
Из леса вышла Снегурочка. На ней красивый наряд. На девушке парчовая шубка, шапочка с меховой опушкой, теплые варежки. Вся одежда жемчужно-серебристого цвета.Учитель: Какие краски использует художник?
Дети:
Художник использует белые, серые и голубые оттенки. Это придает картине таинственность, сказочность.Учитель: Как вы относитесь к картине? Нравится картина вам или нет?
6. Работа над планом.
Учитель: Чтобы логически правильно письменно передать текст, надо пользоваться планом.
Подумайте, в сочинении должно быть три части:
- вступление,
- основная часть,
- заключение.
План:
- В.М. Васнецов.
- Снегурочка.
- Мое отношение к картине.
(Слайд 12)
7. Рекомендации.
Учитель:
О них расскажут ребята, которые работали над темой “Мы – корректоры”.
Дети: Мы хотим рассказать о тех правилах, которыми пользуемся на уроках русского языка:
- Прежде чем написать предложение, проговори его.
- Записал, проверь.
- Подумай, какое предложение будет следующим.
- Не повторяй одно и то же слово, используй синонимы.
- Вспомни орфограмму, запиши слово правильно.
Учитель: Спасибо, молодцы!
8. Физминутка.
Пускай снегами все заносит,
(руки через стороны вверх, опустили)
Пускай лютуют холода,
(руки на пояс, повороты туловища влево-вправо)
Зима меня не заморозит,
Не напугает никогда.
(левой рукой плавное движение вверх-вниз, правая на поясе)
Зимою белые снежинки
Танцуют за моим окном.
(правой рукой плавное движение вверх-вниз, левая на поясе)
А Дед Мороз свои картинки
Рисует на стекле ночном.
(Плавные движения двумя руками вверх-вниз перед собой)
9. Работа над сочинением (учащиеся пишут сочинение по плану).
10. Рефлексия.
Оцени свою работу.