Конспект учебного занятия на тему "Гибель императорской России". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с началом революционных событий 1917г. (причины, складывание революционной ситуации, основные события и их значение).
  2. Способствовать воспитанию уважения к исторической личности; выявлению и развитию творческих способностей учащихся; воспитанию уважения к процессу творчества.
  3. Развивать умения характеризовать различные тенденции в политической жизни; сравнивать сходные процессы отечественной истории; работать с исторической литературой; анализировать исторические документы, высказывать собственное мнение по какой-либо проблеме.

Применяемая технология: технология сотрудничества.

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, совместным анализом хода и результатов этой деятельности. Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения “учитель – ученик”. В концепции сотрудничества ученик – субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть партнерами.

Перед началом изучения темы класс был разбит на группы по 5-6 человек по межличностным отношениям. Лидеры групп – консультанты определены учителем. Распределение ролей в группе свободное. Основное внимание на уроке уделяется изучению нового материала. На уроке ставятся вопросы: "Почему? – Что и как произошло?– Какие имели последствия? – события, произошедшие в России в феврале 1917 г."

При подготовке к уроку группы получили задания:

1) Познакомиться с литературой по теме и подготовить обзор по вопросу "Обстановка в стране накануне 1917 г. "
2) Познакомиться с основными событиями этого периода, деятельностью политических партий и групп в этот период, историческими личностями, принимавшими участие в событиях.
3) Выбрать политическую партию, группу, личность, от имени которой составить обращение в определенный период истории России от февраля до октября 1917 г.

В процессе подготовки к уроку ученики вместе с учителем обсуждают вопросы формы и содержания своих выступлений, родители так же помогают готовиться к уроку своим детям (совместная продуктивная деятельность учащихся, учителя и родителей).

Важная составная часть урока – обсуждение заранее подготовленных сообщений, фактов, высказываний политических деятелей, документов, характеризующих обстановку в стране накануне февраля 1917 г.

Ход учебного занятия

1. Оргмомент.

2. Мотивация, целеполагание.

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.
Он их высоких зрелищ зритель,
Он в их совет допущен был –
И заживо, как небожитель,
Из чаши их бессмертье пил! Ф. Тютчев

"Блажен тот, кому выпало на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть в глубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир старый и возникает новый ". (А.Ф.Керенский "Россия на историческом повороте". Журнал "Вопросы истории " №12, 1990г. с 131)

Вступительное слово учителя. Формулирование целей урока и мотивации школьников (совместно с учащимися).

Группы получают карточки с заданиями и тексты исторических документов.

3. Обстановка в стране накануне февраля 1917г.

Разбирая первый вопрос темы, учащиеся вместе с учителем отвечают на вопрос: "ПОЧЕМУ? в России произошли события февраля 1917г". Для ответа на этот вопрос ставится ряд подвопросов, которые его конкретизируют.

  1. Каковы причины революции?
  2. Сложились ли к началу 1917 субъективные предпосылки революции?
  3. Как определял возможные сроки революции в России В.И.Ленин?
  4. Определить наличие революционной ситуации в России. Какие факты, доказательства, документы об этом говорят?

Для ответа на четвертый вопрос учащиеся заранее выполнили задание. Подготовить обзор литературы по вопросу; “Обстановка в стране накануне 1917 г.” Подобрать высказывания современников по теме.

Так же анализируют документы, предложенные учителем. В результате проделанной работы школьники готовы к ответу на задание: Обосновать необходимость радикальных перемен в России феврале 1917 г.

Наметившаяся после революции 1905-1907 г. тенденция стабилизации общественной жизни не смогла в полной мере реализоваться не только из-за запаздывания властей в решении социальных проблем, непоследовательности столыпинских преобразований, но и из-за начавшейся в 1914 мировой войны. Изнурительная и кровопролитная позиционная война скоро развеяла надежды на быструю победу. Неудачи на фронтах заставили вспомнить о недавних противоречиях. Уже в 1915 в Думе и Государственном совете сложился Прогрессивный блок – это была конструктивная оппозиция правительству. В мирных условиях оппозиция – позитивный фактор политической жизни. Однако в условиях войны это не могло стабилизировать жизнь страны. Патриотического энтузиазма было явно недостаточно для создания в обществе атмосферы взаимопонимания и доверия. В 1916 г. страна вплотную приблизилась к политической революции, призванной устранить бюрократическую монархию.

"Революция 27 февраля совершилась и нами, и против нашей воли, когда мы готовили другую, дворцовую революцию ". (П.А.Милюков)

В годы войны общество становится терпимее ко всякому насилию вообще. Человеческая жизнь обесценивается, миллионы людей привыкают к виду смерти и страданий.

"В России в 1914 – 1915 гг. появился новый тип человека, готового на любые действия ". (Н.Бердяев)

Для многих отнюдь не лучших членов общества война стала уникальным шансом сделать карьеру, выбиться в люди. Тоталитарное по своей природе стремление мгновенно перевернуть социальное бытие, стать "всем" или получить "все"– стремление это казалось осуществимым именно в условиях войны. Накануне февраля 1917 г. параллельно разворачивались два социально – политических процесса: либеральная оппозиция приближалась к реальной власти, но в то же время все громче заявляло о себе тоталитарное движение (пока что по преимуществу стихийное, но организованное революционными партиями.)

Сторонники конституционных преобразований и приверженцы радикального разрушения социального порядка действовали бок о бок. Это во многом определило и относительную легкость, с которой совершилась Февральская революция, и весьма своеобразные ее результаты.

Итак, мы ответили на вопрос ПОЧЕМУ?, а теперь рассмотрим ЧТО И КАК ПРОИЗОШЛО?

4. Восьмидневное "чудо".

Весь январь в стране вспыхивали забастовки. За один месяц их было не менее 400 с 270 тыс. участников. За февраль их сосчитать уже невозможно, ибо они нарастали, подобно снежной лавине. 22 февраля в ответ на забастовку “путиловцев” правительство закрыло завод, оставив без куска хлеба более 30 тыс. рабочих.

Задание по группам.

Составить хронологию событий начала революции, отметив дату, количество и состав участников, их требования и лозунги. Оформите данные в таблице.

После выполнения задания класс слушает и обсуждает ученическое сообщение о Николае II в февральские и мартовские дни 1917 г. (отречение Николая II, обеспечение правовой преемственности власти).

К 3 марта было создано Временное правительство.

Задание:

Проанализируйте состав Временного правительства и сделайте выводы. Одновременно с этим органом был создан и Петроградский Совет.

Задание:

Проанализируйте состав Петроградского Совета (данные в учебнике).

– В результате создания Временного правительства и Петроградского Совета в стране в марте 1917 г. установилось двоевластие. Каковы же причины установления двоевластия в стране? Задание:

Один из политических деятелей России начала ХХв. назвал среди причин установления двоевластия "недостаточную численность пролетариата, недостаточную "сознательность и организованность " его, с одной стороны, и зрелость, политический опыт, " богатство, организацию, знания " буржуазии, с другой. Согласны ли вы с этим выводом? Свой ответ обоснуйте.

5. Двоевластие.

После Февраля страна стояла на распутье. В России еще предстояло выбрать и конституционно закрепить новую форму правления, сформировать стабильные и единые государственные структуры разрешить небывало обострившиеся национальные противоречия, определить отношение к войне и, наконец, решить аграрный вопрос. Кроме того, требовалось незамедлительно организовать снабжение населения продовольствием и топливом, обеспечить элементарный порядок и стабилизировать экономическое положение.

Способами и темпами решения этих проблем и определялось направление дальнейшего развития России. Выбор путей общественного развития страны в конечном счете зависел от основных социальных сил, их интересов, их борьбы, и политических сил, действовавших на политической арене.

Каждая группа представляет одну из политических партий России (октябристы, кадеты, эсеры, меньшевики, большевики).

Задание группам:

1) Исходя из программы политической партии, определите, какой путь развития России выбрала бы эта партия? Какие преобразования провела? Обоснуйте их необходимость.
2) Составьте текст обращения этой партии к народу в марте 1917 года и выступите с ним.

Задание классу:

Определите, соответствует ли текст составленного обращения текущему моменту и программе данной политической партии.

– Это были ваши варианты развития страны, а теперь обратимся к истории. Что же произошло на самом деле в марте 1917 года? Какие преобразования, какие шаги предприняло Временное правительство?

Задание:

Познакомьтесь с декларацией Временного правительства (учебник) и скажите, были ли первые шаги Временного правительства шагами демократии или они были шагами диктатуры?

Основным вопросом революции в России был земельный вопрос.

Задание:

1) Как решался земельный вопрос в программах политических партий?
2) А как решался вопрос о земле во Временном правительстве и Петроградском Совете? (учебник) Сравнить их позиции и сделать вывод?

6. Рефлексия.

Самооценка и оценка деятельности учащихся в группе /учитывается подготовка к уроку, участие в творческом задании, обсуждение вопросов урока /.

7. Домашнее задание:

параграф учебника, задание по группам: подобрать дополнительный материал по теме "Россия на переломе".

Примерное содержание заданий по группам к теме
“Россия 1917г. от Февраля к Октябрю”
(Урок “Гибель императорской России”)

Группа №1

  1. Ваша группа — это партия кадетов. Вспомните программу этой партии, ее деятелей. Определите, какой путь развития России, на ваш взгляд, выбрала бы эта партия, какие преобразования провела. Обоснуйте их необходимость.
  2. Составьте текст обращения этой партии к народу в определенный период революции.
  3. Составьте перечень вопросов по теме и предложите их другим группам (кроссворды, чайнворды, схемы, задания, тексты с ошибками, тесты и т.д.)

Группа № 2

  1. Ваша группа — это социал-демократическая партия (большевики). Вспомните программу этой партии, ее деятелей. Определите, какой путь развития России, на ваш взгляд, выбрала бы эта партия, какие преобразования провела. Обоснуйте их необходимость.
  2. Составьте текст обращения этой партии к народу в определенный период революции.
  3. Составьте перечень вопросов для зачета по теме "Россия от Февраля к Октябрю ".

Группа № 3

  1. Ваша группа — это партия эсеров. Вспомните программу этой партии, ее деятелей. Определите, какой путь развития России, на ваш взгляд выбрала бы эта партия, какие преобразования провела. Обоснуйте их необходимость.
  2. Составьте текст обращения этой партии к народу в определенный период революции.
  3. Составьте план и тезисы предполагаемой заочной экскурсии по местам революционных событий 1917 г. по стране с остановкой в некоторых городах (по вашему выбору).

И т.д.

Документы к уроку
"Гибель императорской России "

ДОКУМЕНТ № 1.

Речь П.Н.Милюкова на заседании 4-й Государственной думы 1 ноября 1916г.

...Мы потеряли веру в то, что власть может нас привести к победе... Еще 13 июля 1916г. с этой кафедры я предупреждал, что ядовитое семя подозрения дает уже обильные плоды, что из края в край земли русской расползаются темные слухи предательстве и измене... Когда со все большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовывать-тыл.-(Ред.) значит организовывать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию, что это — глупость или измена? ...Мы имеем много, очень много отдельных причин быть недовольными правительством... Но все частные причины сводятся к одной: неспособности и злонамеренности данного состава правительства. Это наше главное зло, победа над которым будет равносильна выигрышу в компании...

ВОПРОСЫ:

1) В чем П.Н.Милюков обвинял правительство и царское окружение? Почему он считал, что от них исходит предательство государственных интересов России?
2) Эту речь называли "штурмовым сигналом" к революции. Согласны ли вы с этим?

ДОКУМЕНТ №2.

Донесения полиции. Осень 1916 г.

...Полуголодный обыватель с восторгом приветствует всякое проявление оппозиции – будет ли она направлена на городское самоуправление или на кондукторшу трамвая, на министров, мародеров , на правительство или на немцев – все равно.

...Все ждут не дождутся, когда же, наконец, окончиться эта проклятая война. Крестьяне охотно беседуют на политические темы, чего до начала войны, после 1906 г., почти совершенно не наблюдалось. Настроение деревни стало резко оппозиционным...

...Очереди за продовольствием были равноценны по влиянию революционным митингам и десяткам тысяч революционных прокламаций.

ВОПРОСЫ:

1) Что способствовало, по мнению полиции, особому росту недовольства населения?
2) Какие факты свидетельствуют о напряженной ситуации в стране?

ДОКУМЕНТ №3.

Воспоминания П.Н.Милюкова. 1927 г.

Мы, я говорю за себя и своих единомышленников, – мы не хотели этой революции, мы особенно не хотели, чтобы она принята во время войны.

Легенда о том, что Государственная Дума как учреждение стала во главе революции, решив будто бы после ее официального роспуска 26 февраля не разъезжаться. Дума, наоборот, послушно подчинилась роспуску и была в своем целом совершенно неспособна на красивый революционный жест. Самый революционный порыв этих дней не имел никакого отношения к роспуску Думы, о котором ни массы, ни восставшие солдаты ничего не знали.

ВОПРОСЫ:

1) Как П.Н.Милюков оценивает роль Государственной думы в феврале 1917г.?
2) Чем можно объяснить пассивность Думы?
3) Почему царь распустил Думу?
4) Почему Милюков и его единомышленники не хотели революции?