Сценарий конференции "Судьба семьи в судьбе страны"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.

Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.

В нашем лицее существует традиция проведения конференций, литературно-музыкальных композиций к Празднику Победы ученики школы готовят мероприятия, на которые приглашаются ветераны ВОВ и труженики тыла.

В течение нескольких лет в лицее учащиеся старших классов вместе с родителями, под руководством учителей истории пишут работы на тему “Судьба семьи в судьбе страны”. Работы учащихся находят свое применение на уроках истории, классных часах, научно-практических конференциях.

Одним из примеров таких совместных дел, организованных педагогами, обучающимися и родителями лицея, может послужить данный сценарий.

Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности.

Описание мероприятия

Цели мероприятия:

  • развитие интереса к историческому прошлому нашей страны
  • патриотическое воспитание учащихся на примере мужества, героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны.
  • воспитание уважительного отношения к символам государства.

В фойе перед актовым залом размещаются стенгазеты, оформленные специально к этому празднику, а также портреты известных советских военачальников, героев Великой отечественной войны 1941—1945 гг. Перед началом праздника в актовом зале звучит музыка военных лет.

На заднике сцены надпись: “22 июня 1941 – 9 мая 1945”

*Звучит мелодия “Школьный вальс”. На сцене танцуют 2 пары.

Ведущий 1: Ночь с 21 на 22 июня 1941 года выпускники школ гуляли по традиции до утра своего первого дня взрослой жизни. Был летний воскресный день 22 июня 1941года. Ласково светило солнце, согревая землю своими лучами. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничто не предвещало беды.

Ведущий 2.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая, 
Что завтра будет первый день войны, 
А кончится он лишь в 45-м. В мае.

Ведущий 1.

Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.

* Спокойная музыка вальса прерывается голосом Ю. Левитана (сообщение о начале войны).

Ведущий 2.

Предрассветную тишину разорвали залпы тысячи орудий.
Мирный труд советских людей оборвала война.

* Звучит грамзапись песни "Священная война" (муз. А.Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

Ведущий 1.

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что 20 лет и 30 лет
Живым не верится, что живы. 

Ведущий 2: Так началась самая страшная война XX века. Она унесла жизни 27 миллионов советских людей. Но народ верил в победу, ждал ее долгих 4 года, 1418 дней и ночей.

Ведущий 1:

От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!

Ведущий 2: 22 июня 1941 года целый мир пошел на нас войной. Страшно. “Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне”

Ведущий 1: Уходили на священную войну наши деды и отцы, уходили мальчишки и девчонки сороковых годов, уходили наши сверстники. Вчерашние мальчишки– выпускники  уходили на фронт, они не знали, что их ждет. Они шли защищать свою Родину.

На сцену выходит девочка-санитарка.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты санитаркой,
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не могла сыскать!

Ведущий 2. В первые месяцы войны наша армия отступала. К 10 июля немцы уже захватили Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, большую часть Украины. За три недели наши войска потеряли 3500 самолетов, 6000 танков, более 20000 орудий и минометов. Много наших солдат погибло. Много солдат было взято в плен.

Ведущий 1: Немецкое командование разработало план по уничтожению города Москвы. Они считали, что падение Москвы будет означать победу над Россией. Враг стоял у стен Москвы.

Ведущий 2: В боях за Москву люди совершали подвиги. В неравный бой с фашистами вступили 28 панфиловцев. Четыре часа длился этот легендарный бой. Панфиловцы преградили дорогу 50 фашистским танкам.

* Звучит фрагмент песни "Дорогая моя столица" (сл. М.Лисянского, муз. И.Дунаевского).

Выступление ученика с работой, в которой отражено участие его родственника в обороне города Москвы.

Ведущий 1: Каждый день Великой Отечественной войны был подвигом на фронте и в тылу врага, проявлением беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине.

Выступление ученика с работой, в которой отражено участие члена его семьи в работе предприятия по выпуску военной продукции.

Ведущий 2. В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, выпускали снаряды, собирали теплую одежду для бойцов, выступали с концертами перед ранеными.

*Хор исполняет песню "Катюша".

Ведущий 1: В ходе войны было несколько битв, которые определили ее исход. Курская, Сталинградская, Ленинградская. Битва в районе Курска, Орла и Белгорода является одним из величайших сражений Великой Отечественной войны. Здесь были не только разгромлены отборные и самые мощные группировки немцев. Но и безвозвратно подорвана в немецко-фашистских войсках вера в способность Германии противостоять могуществу Советского Союза.

Ведущий 2: Многострадальная Сталинградская земля. Сколько тебе пришлось вынести! Во всех местах, где шли бои, она буквально перепахана взрывами снарядов, покрыта слоем металла. И в первые годы после войны ее невозможно было вспахать. Чего было в ней больше – металла или земли? Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением в ее истории, для России – ее величайшей победой.

Выступление ученика с работой, в которой отражено участие его родственника в сражениях под Сталинградом.

Выступление ученика с работой, в которой отражено участие члена семьи в сражениях на Курской дуге.

Ведущий 1: 350 раз салютовала столица нашей Родины своим доблестным войскам, громившим врага. 900 блокадных дней выдержал город на Неве. Наши солдаты погибали с возгласом "Умрем, но Ленинград не отдадим!"

Выступление ученика с работой, в которой отражены материалы экскурсии в музей МОУ СОШ № 75 (музей блокадников Ленинграда).

Ведущий 2: Миллионы людей томились и погибли в лагерях смерти, погибли непокорёнными, с твердой уверенностью в победу своей матери-Родины.

Ведущий 1: Каждый год в эти майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших. Хотя прошло более полувека со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений. Вот поэтому мы сегодня собрались здесь.

Ведущий 2: Сегодня, в такой замечательный день, мы рады приветствовать в нашей школе людей, которые на своих плечах вынесли тяготы страшной войны.

Выступление ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, приглашенных на конференцию.

Ведущий 2.

Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий май, победный май!

Ведущий 1. Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая Отечественная война. Советские воины прошагали тысячи километров, освободив нашу страну и страны Европы от фашистов.

Ведущий 2: Закончились бои за Берлин. Но 9 мая еще шли бои за Прагу. В составе танковых армий, которые освобождали Прагу, был Уральский добровольческий танковый корпус.

*Голос Левитана. Окончание войны.

Ведущий 1: В честь всех погибших в годы Второй мировой войны объявляется минута молчания!

*Слышны удары метронома.

Ведущий 2: 24 июня 1945 стал торжеством нашей Победы.

Поверженные Знамена пали у стен Кремля.

*Звучит запись песни "День Победы” (сл. В.Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Участники конференции поздравляют ветеранов ВОВ.