План-конспект непосредственно образовательной деятельности "Познание" в средней группе на тему "Домашние и дикие птицы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Задачи НОД:

  1. Обогащать словарь детей словами: стая, гнездо, клюв, крыло, голова, туловище, лапа, прилетать, кормить, сидит на жердочке, прыгает, летает.
  2. Развивать умения составлять небольшой описательный рассказ по картинкам;
  3. Развивать логику посредством чтения и отгадывания загадок о диких и домашних птиц; ("Речевое развитие");
  4. Формировать представления о диких и домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни; ("Познавательное развитие");
  5. Развивать интерес к дидактическим играм, побуждать к активной деятельности; Вызвать у детей желание ухаживать за птицами ("Социально – коммуникативное развитие");
  6. Развивать двигательную активность посредством физминутки. ("Физическое развитие");
  7. Продолжать развивать интерес детей к изобразительной деятельности ("Художественно – эстетическое").

Методы и приемы:

Практические: выкладывание зернышек для птички на бархатной бумаге цветными нитями.
Наглядные: рассматривание картинок диких и домашних птиц.
Словесные: ответы на вопросы, дидактические игры, рассуждения, формулировка выводов.

Материалы и оборудование: цветок "Букет эмоций", игрушка – говорящая птичка, сундучок с загадками, картинки с изображением диких и домашних птиц, мяч, картинки птиц разрезанные на 4-5 частей.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

Игра "Букет эмоций"

Коммуникативная

Беседа, дидактические игры "Птенец мама-папа", "Четвертый лишний". "Сложи картинки", "Один – много", рассказывание с опорой на картинку.

Познавательно-исследовательская

Рассматривание картинок диких и домашних птиц.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение и отгадывание загадок о диких и домашних птиц.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Совместный труд при уборке рабочего места после окончания работы.

Изобразительная

Выкладывание зернышек для птички на бархатной бумаге цветными нитями.

Двигательная

Физминутка "Аист"

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Целевые

ориентиры

1

Введение в игровую ситуацию.

Упражнение "Букет эмоций"

Педагог предлагает детям выбрать для себя лепесток и прикрепить его к цветку.

Дети выбирают лепесток того цвета, который соответствует его настроению. Когда цветок соберется, сразу видно, какое настроение в группе.

Стимулировать интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка.

Повышать уровень коммуникативности детей, их эмоциональную отзывчивость.

2

Появляется птичка (говорящая), загадывает детям загадки: Белый как снег,
Надутый как мех.
Лопатами ходит,
А рогами ест. (Гусь) Что за птица?
Ходит, а не летает,
Зёрна собирает. (Курица).
Раньше всех встаёт,
"Ку-ка-ре-ку" поёт. (Петух). Он заметен среди веток
В ярких перьях всех расцветок.
Если в клетке, приручён –
Говорить умеет он. (Попугай).
В зоопарке, в тиши вод,
Птица белая плывёт.
Взгляд её, изгиб спины –
Всё в ней дивной красоты.(Лебедь) Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К ним летит со свёртком ...(Аист)
Педагог вывешивает картинки птиц на мольберт.

Здороваются с птичкой и отгадывают загадки.

Проявлять интерес к ситуации.

Формировать умения отгадывать загадки на основе зрительно воспринимаемой информации.

3

Беседа по картинкам: – Кто изображен на картинках? (Птицы) Почему? (Они умеют летать, тело покрыто перьями, две лапы, туловище. два крыла, клюв, хвост. Они откладывают яйца. высиживают птенцов.) На какие 2 группы можно разделить эти картинки? (домашних и диких) – Какие домашние птицы? (петух, курица, индюк, цыплята, гусь). Домашние, потому что они живут рядом с человеком, люди ухаживают за ними, они приносят человеку пользу. – Какие дикие? (лебедь, аист, дикая утка, тетерев). Дикие, потому что живут в лесу, поле, речке, сами добывают себе пищу.

Дети рассматривают картинки птиц и слушают рассказ педагога.

Развивать познавательный интерес. Активизация внимания.

4

Педагог предлагает дидактическую игру "Птенец – мама – папа"

Дети называют взрослых птиц (цыпленок – курица – петух, утенок – утка – селезень и т.д.)

Развивать логическое мышление, память, внимание, слуховое восприятие.

5

Дидактическая игра "Четвертый лишний"

Дети рассматривают картинки и определяют какая картинка лишняя: 3 диких птицы и 1 домашняя; 3 домашних и 1 дикая; 3 детеныша и 1 взрослая птица.

Расширять знания детей различать домашних и диких птиц.

6

Проводится физкультминутка "Аист"

— Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.

Выполняют упражнения.

Снимать напряжение.

7

Дидактическая игра "Сложи картинки"

У каждого ребенка две картинки с контурными изображениями диких и домашних птиц, разрезанные на 4-5 частей. Дети собирают картинки.

Совершенствовать умения детей составлять целую картинку из нескольких.

8

Дидактическая игра" Один – много" (с мячом) Педагог бросает мяч ребенку и называет птицу в единственном числе.

Ребенок, бросая мяч обратно педагогу, называет эту же птицу во множественном числе. (Селезень – селезни, петух – петухи и т. д.)

Развивать умения образовывать предметы из единственного числа во множественное.

9

Педагог предлагает детям составить рассказ – описание о внешнем виде домашней и дикой птице.

Составление описания по плану:

"Курица – домашняя птица. Тело покрыто перьями, две лапы, туловище. два крыла, клюв, хвост. Она откладывает яйца, высиживает птенцов".

Закреплять умения детей рассказывать, описывать предмет, упражнять в составлении рассказов по картинкам.

10

Упражнение "Разноцветные планшеты"

Красный – повышает активность и жизнедеятельность человека;

Желтый – цвет солнца, улучшает настроение;

Зеленый – цвет весны, расслабляет и успокаивает. Синий – успокаивает, регулирует ритм дыхания.

На бархатных листах бумаги разного цвета дети с помощью разноцветных ниточек выкладывают зернышки для птички, цвет ниточек дети берут на свой выбор.

Улучшать эмоциональное состояние.

11

Рефлексия – О чем мы сегодня с вами говорили? (о домашних и диких птицах) – Чем различаются домашние птицы от диких птиц?

Отвечают на вопросы. Прощаются с птичкой.

Формировать навык самоконтроля и самооценки.