Цели урока:
Оборудование:
Ход мероприятия
Читают хорошо подготовленные ученики. (Слайд 1)
1. Цветёт над тихой речкой яблоня. (Слайд 2)
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!2. Играет речка перекатами, (Слайд 3)
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!3. Бежит волна неторопливая, (Слайд 4)
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
Учитель:
Родина много значит для каждого из нас и у каждого свои представления о Родине. Но ясно одно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека, у гражданина.На доске открывается: РОДИНА (Слайд 5)
Посмотри, мой юный друг,
И увидишь ты вокруг
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,Ветер листьями играет,
Росы травы умывают,
Речка, лес, цветы, поля –
Сердцу милая земля.
Учитель:
Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть своя Родина, милый сердцу отчий край. Каждый человек любит свою Родину и гордится ею. Любит место, где он родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свою весну. Человек любит людей, с которыми он живёт, любит свой народ. Наша малая Родина – Александров.На доске открывается: МАЛАЯ РОДИНА (Слайд 6).
Учитель:
Граждане России любят и гордятся своей Родиной. Любовь свою они выражают стихами, песнями, пословицами, поговорками, загадками.Стих о любимом городе
Коваленко В.С.Александров
На край родной не наглядеться,
Когда в такой погожий день
От всей души его и сердца
Кипит и пенится сирень.
А возле сада – полисада
От незапамятных годов
Стоит мой город Александров –
Один из многих городов.
Стоит и в солнце, и в ненастье,
Как Божьей правды торжество,
Чтоб находилось наше счастье
На добрых улочках его.
И я с надеждой и любовью
Опять смотрю – не насмотрюсь:
В одном окошке – Подмосковье,
В другом – Владимирская Русь!
– А теперь я предлагаю вам игру "Собери пословицу" (Слайд 7)
Всякому мила мы не победимы
Кто за Родину горой – не воин
Где родился, умей за неё постоять
Один в поле тот истинный герой
Родная сторона – мать, своя сторона
Когда мы едины там и пригодился
Учитель:
Как называется наша Родина?На доске открывается: РОССИЯ (Слайд 8)
– Россия – это страна, в которой мы живём. Россия занимает первое место по территории среди всех стран мира. Чтобы её пересечь с востока на запад, надо ехать на скором поезде целую неделю, а самолётом 15 часов. Россияне гордятся просторами и красотой своей Родины. Есть на российской земле горы, леса и степи, моря, реки и озёра. Богата наша земля нефтью, природным газом, углём и другими полезными ископаемыми. Но самое большое богатство страны – это её народ. На территории России живут вместе около 150 миллионов россиян, более ста национальностей. Это русские, татары, башкиры, чуваши, якуты, украинцы, белорусы и многие другие.
Блиц-турнир (Слайд 9)
- Какое дерево является символом России?
1 – клён, 2 – дуб, 3 – берёза, 4 – ива. - Денежная единица России.
1 – франк, 2 – рубль, 3 – доллар, 4 – евро. - Какое животное не встречается в России?
1 – рысь, 2 – кабан, 3 – жираф, 4 – волк. - Какой цветок является символом России?
1 – роза, 2 – ромашка, 3 – гвоздика, 4 – ландыш. - Самая главная река в России?
1 – Волга, 2 – Кама, 3 – Обь, 4 – Лена. - Какого моря нет в России?
1 – Средиземное, 2 – Чёрное, 3 – Каспийское.
– Кто знает, а как называется главный город России?
На доске открывается: МОСКВА (Слайд 10)
– Каким другим словом можно заменить "главный город" России, вы узнаете, отгадав ребус:
На доске открывается: СТОЛИЦА
Рассматривание карты Российской федерации. (Слайд 11)
Учитель: Москва – столица России. Столица – это город, в котором работает правительство страны. Глава Российского государства – Президент. Кремль – место работы Президента Российской федерации. (Слайд 12)
– Как и все государства в мире, Россия имеет свои государственные символы – Герб, Флаг и Гимн. За более чем тысячелетнюю историю России её символы не раз менялись.
Ученик:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он России дух свободный.
Учитель: Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. На груди орла помещен герб Москвы, он тоже имеет форму щита. Это означает, что Москва – столица могучего Российского государства. Правой лапой орел сжимает скипетр, в левой лапе – держава, над головой орла мы видим корону. Скипетр – это жезл, украшенный золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость ее от других государств. На груди орла помешено изображение всадника на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке – серебряное копье, которое помогло ему победить змея. Черный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь топчет змея-дракона копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
На доске появляется: ГЕРБ (Слайд 13)
– Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Герб малой Родины – города Александрова (Слайд 14)
Ученик:
Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берегут меня.
Я России часть и знак –
Красно-сине-белый флаг. (Вернуться на Слайд 13)
Учитель:
Флаг, как и герб – отличительный знак, символ государства. Наличие флага показывает полную независимость государства от других государств, его самостоятельность.У каждого флага цвет и рисунок имеют своё значение. На государственном флаге России – нашей Родины – мы видим 3 цветные полосы, одинаковые по размеру.
- Красная полоса на флаге – символ земли, мужества, силы.
- Синяя – символ воды и неба, символ мира.
- Белая – символ справедливости, веры и духа народа.
Впервые бело-сине-красный флаг дал русскому флоту и армии Пётр I. Расположение полос отражало древнерусское понимание мира: внизу – мир физический (природный), красный, выше – небесный, голубой, еще выше – мир божественный, белый.
Цвет первых стягов славян был красным. Этот цвет наиболее заметный и яркий. На Руси все самое красивое называли красным (красна девица, красно солнышко, Красная площадь и т.д.).
На доске появляется: ФЛАГ.
– Ребята, а где можно увидеть флаг? (На форме защитника, на российском корабле, у космонавтов)
– Есть ещё один важный символ нашей Родины – это гимн.
Гимном называют торжественную, хвалебную песню. Государственный гимн исполняется в особо торжественных случаях. Его слушают стоя. Этим люди выражают уважение и почтение к стране. Гимн России исполняется в других государствах при встрече нашего президента или в честь наших спортсменов – победителей международных соревнований. (Включается запись гимна)
На доске появляется: ГИМН.
– Назовите, одним словом написанное на доске. (Государственные символы).
Итоговая беседа:
– Так зачем нужен герб? Кто на нём изображён?
– Зачем нужен Флаг? Что обозначают цвета флага? Где его можно увидеть?
– Что такое Гимн? Какие чувства у вас вызывают музыка и слова гимна?
Творческая работа. Разукрасить герб и флаг (по вариантам)
– Молодцы, ребята, а теперь давайте решим кроссворд. (Слайд 15)
- Что отделяет государства друг от друга?
- Место, где человек родился?
- Где записаны права и обязанности граждан?
- Столица нашего государства.
- Один из символов государства.
- Что есть у каждого человека.
- ________________________
(Ответы: 1 – Граница, 2 – Родина, 3 – Конституция, 4 – Москва, 5 – Гимн, 6 – Имя, 7 – Россия.)
– Послушайте наказ всем гражданам России (читают подготовленные дети)
Берегите Россию! (Слайд 16)
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой!
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию!
Без неё нам не жить
Берегите её,
Чтобы вечно в ней жить
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию!
Нет России другой.
Учитель:
На этом наша встреча подошла к концу. Я надеюсь, что вы будете достойными приемниками славы наших отцов, и будете с честью носить звание гражданина нашей страны.Подводятся итоги выполнения заданий.
Всех учащихся благодарят.В завершение ученики поют песню о Родине "Моя Россия".