Интегрированный урок (русский язык + география) по теме "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассказу по сюжетным рисункам «Непоседа-ветерок»". 6-й класс

Разделы: География, Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся со структурой рассказа по сюжетным картинкам, развивать коммуникативные способности учащихся.
  2. Развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое ассоциативное мышление, устную и письменную речь.
  3. Формировать умение сопоставлять явления природы как художественные образы и географические понятия, самостоятельно рассуждать и делать выводы; развивать навыки составления схем, графиков, пользования измерительными приборами.
  4. Воспитывать позитивное восприятие окружающей действительности.

Ход урока

Блок русского языка

1. Положительная эмоциональная направленность, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель читает отрывок из повести М. Горького “Детство”: “Говорила она (бабушка), как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, cочные. Сказки она сказывала тихо, таинственно. Слушать ее невыразимо приятно”. (Презентация 1.)

– Ребята, какое качество бабушки восхищает великого писателя? (Умение красиво рассказывать).

– Как она говорила? (Интересно, увлекательно, захватывающее).

– Как вы думаете, важно ли уметь интересно рассказывать и пригодится ли это умение в жизни?

– Что же мы будем делать сегодня на уроке?

– Верно. Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по сюжетным рисункам, а слова Горького будут эпиграфом к нашему уроку.

2. Актуализация знаний. Проверить и повторить знания, необходимые для изучения новой темы. Создание проблемной ситуации.

– Люди, которые умели хорошо рассказывать, ценились ещё в древности, а когда появилась письменность, они стали писателями, чьи произведения мы читаем с удовольствием. Сегодня на уроке мы попробуем свои силы на этом благородном поприще. Вспомните, что такое рассказ?

– Ребята, прежде чем писать сочинение, что необходимо определить? (Тему и главную мысль сочинения).

– Что же такое тема? А что такое главная мысль?

– Какими бывают темы сочинения?

– Посмотрите на эти рисунки (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3), постарайтесь представить эту ситуацию.

Как вы думаете, какая из этих тем является узкой, но более ёмко и точно определяет происходящее событие. Запишите эту тему в тетрадь .

– Нам необходимо определить тип речи нашего рассказа. Какие типы речи вы знаете?

– Посмотрите на рисунок. Какой ещё тип речи, кроме повествования, будет уместен в рассказе и в каком эпизоде? (Описание).

– Итак, мы пишем рассказ-повествование с элементами описания.

– Теперь давайте определим стиль речи нашего рассказа. Какие стили речи вы знаете?

– Ребята, кому и при каких обстоятельствах вы можете рассказать об этой ситуации? (Друзьям, знакомым).

– Значит, ваш рассказ – это форма общения, разговора с читателем или слушателем. И это общение должно быть простым и свободным, живым и непринуждённым.

– Какой стиль языка наиболее отвечает решению этой задачи (Разговорный).

– От какого лица вы будете вести повествование? (Лучше от первого).

– Какие чувства вызывает у вас этот рассказ? (Смех, улыбку, рисунок забавный).

– Да, рисунки вызывают у нас улыбку. А какие виды смеха вы знаете?

– Какой вид смеха уместен в нашем сочинении, чтобы сделать его интересным, забавным и увлекательным? (Юмор).

– А какую же главную мысль вы хотели бы донести до читателя? (В жизни нас подстерегают разные неожиданности, порой неприятные, но нужно на всё смотреть позитивно, с улыбкой и уметь поддержать человека, чтобы сгладить неприятные впечатления).

3. Постановка учебной задачи: поставить учебную задачу в форме вопроса, на который в конце урока должен прозвучать ответ.

– Итак, что же мы должны сделать на уроке? (Собрать материал к сочинению-рассказу повествовательного характера по сюжетным картинкам в разговорном стиле. Это должен быть юмористический рассказ).

– В конце урока мы посмотрим, удалось ли нам выполнить поставленные задачи.

4. Открытие нового знания или способа действия: решение учебной задачи, обсуждение, групповая работа и работа в парах, исследовательская деятельность, составление алгоритма действия, модель правила.

– Посмотрите на картинки: кто же герои этого весёлого происшествия? (Папа, мама, сын, шляпа).

– А без какого героя, которого нет на рисунках, ничего бы этого не произошло? (Ветер).

Блок географии

– А что же такое ветер с точки зрения науки?

– Ребята, а откуда и куда дует ветер? Чтобы более точно ответить на этот вопрос, посмотрите на фото и дайте ответ (ветер дует из области высокого давления в область низкого).

– Давая характеристику движения воздуха, необходимо определить скорость и направление ветра. Для этого существуют приборы. Для того чтобы определить скорость ветра мы пользуемся анемометром, а для определения направления ветра нам понадобится флюгер.

– Ребята, как вы думаете, кто и где определяет параметры ветра, и зачем это нужно? (Метеорологи на метеостанциях, это необходимо, так как ветер может вызвать неблагоприятные климатические явления – засухи, суховеи, заморозки, ураганы, пыльные бури, которые могут привести к различным катаклизмам и даже человеческим жертвам).

– Метеорологи ежедневно фиксируют показания приборов, чтобы в конце каждого месяца, а затем и года составить график господствующих в данной местности ветров, который называют розой ветров.

– Роза ветров имеет большое значение для экономики. Как вы думаете, в чём это проявляется? (Выбор места для строительства заводов, ветряных двигателей, в речной и морской навигации).

Проведение физкультминутки с элементами закрепления материала и использованием игровых технологий.

Блок русского языка

– Теперь мы с вами знаем, что такое ветер с точки зрения науки. Но в нашем рассказе ветер из природного явления превращается в главное действующее лицо.

– Скажите, ребята, а какое изобразительно-выразительное средство используют авторы, чтобы неодушевлённый предмет превратился в действующий персонаж? (Олицетворение).

– Рассказывая о каких предметах на картинках, мы можем использовать это изобразительное средство? (Ветер, шляпа).

– Какие ещё изобразительно-выразительные средства можно использовать, чтобы повествование стало ярким и образным?

Учащиеся были разделены на группы, каждая из которых получила задание подобрать изобразительно-выразительные средства для описания шляпы и ветра. При подборе изобразительно-выразительных средств ведётся работа с изученными орфограммами. Запись в тетради.

– Из каких частей должно состоять сочинение?

– Какова должна быть композиция рассказа, и как она соотносится с планом нашего сочинения? План записать в тетрадь.

– Ребята, а что может оживить наш рассказ? (Диалог).

– А что такое диалог?

– Давайте ещё раз сформулируем главную мысль нашего сочинения.

5. Первичное закрепление знаний: проговаривание знаний, фронтальная работа, работа в парах.

– Какая задача стоит перед нами? (Нужно создать рассказ-повествование с элементами описания, он должен юмористическим, структура его должна соответствовать записанному плану, нужно использовать изобразительно-выразительные средства, включить диалог и чётко сформулировать главную мысль сочинения)

6. Самостоятельная работа с самопроверкой: выполнение заданий с последующей проверкой, оценкой. Работа в группах и парах.

1 группа пишет вступление, 2 группа – развитие действия, 3 группа – кульминацию, 4 группа – развязку. (В каждой группе учащиеся выбирают лучший, по их мнению, текст и озвучивают его).

7. Введение новых знаний в систему знаний: как связываются эти знания с системой ранее полученных знаний порусскому языку и географии.

– Как вы думаете, нужно ли нам умение создавать текст при изучении русского языка и географии? (Да, мы должны уметь писать сочинения, рассказывать о частях речи, последовательно объяснять постановку знаков препинания, правописание букв, развёрнуто отвечать на проблемные вопросы как в художественном, так и в научном стиле, писать рефераты, сопоставлять художественные произведения, научно-популярные статьи в СМИ о природных явлениях, экономических и экологических проблемах, систематизировать материал, выдвигать тезисы, аргументировать своё мнение, самостоятельно делать выводы на основе исследовательской деятельности).

8. Рефлексия: подведение итогов, самооценка.

– Удалось ли нам собрать материал для создания рассказа по сюжетным картинкам? (Звучит музыка и ребята дарят папе (прикрепляют к доске) шляпы разных цветов, выражая тем самым свои впечатления от урока).

Домашнее задание:

1) написать сочинение “Живая шляпа”;
2) пользуясь приборами школьной метеостанции, определить скорость и направление ветра, составить график.