Урок истории по теме "Первая война Рима с Карфагеном". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель урока:

1 Образовательная: Проверить степень усвоение изученного материала Подвести учащихся к пониманию причин, характера войны Рима с Карфагеном. Дать представление о пунических войнах и их результатах.

2 Развивающая: Продолжить формирование умений работать с исторической картой, самостоятельно составлять рассказ, делать отзыв на ответы одноклассников, самооценку, выделять главное из рассказа учителя, работать с дополнительными источниками. Совершенствование навыком самостоятельной работы.

3 Воспитательная. Упорство в достижении цели, уважение к людям готовых отдать жизнь за свою Родину

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • побудить у учащихся мотивацию к изучению этой темы в большем объеме, чем предусмотрено программой;
  • дать возможность проявить способности учащихся в разных видах творчества;
  • привить интерес к изучению предмета истории в 5-м классе.

Тип урока: самостоятельная работа

Структура урока:

  1. Объяснение заданий самостоятельной работы.
  2. Выполнение работы.
  3. Объяснение домашнего задания.

Методы: самостоятельная работа учащихся по вариантам, индивидуальная работа, творческие выступления, работа с картой.

Оборудование: доска, ЦОР, мультимедиа, слайды презентации, карта “Римская империя”, карточки с заданиями, маршрутные листы, “сундучок с сюрпризом”.

Основное содержание: Пунические войны. Поход Ганнибала. Фабий Максим. Сципион Африканский.

Личность в истории: Ганнибал. Фабий Максим. Сципион Африканский.

План:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка знаний.
  3. Вводная беседа.
  4. Изучение новой темы.
  5. Закрепление.
  6. Домашнее задание.
  7. Итоги урока оценки, рефлексия.

Время

Деятельность учителя

Деятельность детей

2

I. Организационный момент. Мы отправляемся в увлекательное путешествие по Средиземному морю, чтобы узнать, что происходило дальше в истории Государства (какого пауза) (Рима, нет Древний Рима)

Работа с игрой “Острова”. Отправляемся на 2 кораблях – на одном – красном – девочки, на другом – синем – мальчики. Средиземное море только на вид спокойное, а на самом деле нас ждут серьёзные испытания. Нам надо посетить все острова, выполнить задания, и добраться до сундука с сокровищами. Посмотрим, кто вперед и правильно справится с заданиями – тому сундук и откроется. Каждому вручается маршрутный лист, туда в графу оценка будете вписывать свои результаты. (За каждое выполненное задание кораблики передвигаются по морю)

Раздать Маршрутные листы (Приложение № 1)

– наблюдают за учителем

– рассматривают маршрутный лист

16

II. Проверка знаний.

Задание №1. Ответить на тестовые задания (для сильных 10 заданий, для группы коррекции 5)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМА И УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСПОДСТВА НАД ИТАЛИЕЙ

Вписать в клеточки буквы и цифры правильных ответов.

Ключ:1 р; 2 е, ; 3 с; 4 п; 5 у; 6 б; 7 л; 8 и; 9 к, а; 10– 5,0,9.

Учитель передвигает по морю кораблик той команды, которая быстрее справилась с заданием.

Задание№2. Энциклопедисты Выступление подготовленных учеников от каждой команды (Приложение №3)

Учитель передвигает по морю кораблик той команды, которая быстрее справилась с заданием

Задание№3 Крылатые фразы. Объяснить выражение

“Пиррова победа”

“Гуси Рим спасли”

Учитель передвигает кораблики по морю, команды, которая быстрее справилась с заданием.

– работают с тестами индивидуально

– ставят себе оценку

– слушают, задают вопросы по теме выступления

– ставят оценку

выступающие

– по желанию объясняют выражения

– ставят оценку

1

III. Вводная беседа: Какую территорию захватили римляне? (работа с картой)  

15

IV. Изучение новой темы.

Задание№4 Работа с учебником стр.219 (устно) Прочитайте вступление к главе14, назовите тему и задачу урока, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Учитель объясняет новую тему по слайдам

  1. Начало римско-карфагенского соперничества. (Слайд 1)
  2. Борьба за Сицилию. (Слайд 2, 3)
  3. Борьба за Испанию. (Коротко объясняю, больше на домашнее изучение)
работа с заголовком параграфа

– ставят оценку

– слушают, смотрят слайды

1

Динамическая пауза. В класс пробрался пират, его нужно срочно обнаружить встали и ищем в классе

Учитель передвигает кораблики 2 команд по морю

Задание №5. Работа с картой Задание: Показать на карте: г. Рим, г. Карфаген Апенинский п-в, о. Сицилия

Ученик передвигает по морю кораблик той команды которая быстрее справилась с заданием.

– двигаются, приседают смотрят в окно

– работа у карты

– ставят оценку

3

V. Закрепление.

Задание №6. Ответить на вопросы (слайд7)

  1. – Кто был главным соперником римлян в Восточном Средиземноморье?
  2. – Как римляне называли карфагенян?
  3. – Что такое “вороны”?

Ученик передвигает кораблики по морю, 2 команд

Учитель знакомит с биографическими справками (слайд 6)

– отвечают на вопросы

– ставят оценку

2

VII. Итоги урока, рефлексия. (слайд 7)

Задание № 7. Рефлексия

1. Что нового я узнал (а) на сегодняшнем уроке? _________________________________________

2. Чему я научился (ась)? _____________________________________________________________

3. Чего я достиг (ла)? ____________________________________________________________

Учитель передвигает кораблики по морю команды, которая быстрее справилась с заданием

Мы добрались до острова. Как вы думаете, как он называется? О каком острове сегодня узнали? (Сицилия) На острова находят сундук с сокровищами.

Сундучок открывает команда победителей

Учитель. Что для нас сейчас является главным богатством в жизни для учеников – (Знания) Вот вы и заработали главный клад – билет на просмотр исторических мультиков, который состоится сегодня. (Приложение № 2)

– отвечают на вопросы

– ставят оценку

– оценивают свою работу

– подводят итог своей работы

1

VI. Домашнее задание. (Слайд8)
  • §41 ответить на вопросы №2, 3, 6 (письменно)
  • Подготовить сообщение Полководец Ганнибал (для сильных)