Работа педагога-психолога в начальной школе. Модель выпускника начальной школы

Разделы: Школьная психологическая служба


В результате реализации ФГОС НОО у педагога-психолога становится намного больше работы и ответственности, чем раньше, так как он становится необходимым звеном всего образовательного процесса. В связи с данными изменениями становится актуальным рассмотрение таких вопросов как: какая именно работа должна осуществляться педагогом-психологом в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО; какие имеются изменения должностных обязанностей, появились ли новые трудовые функции у педагога-психолога, в связи с реализацией ФГОС. Также в статье рассматривается модель выпускника начальной школы, приводится примерный список методов для проведения мониторинга развития коммуникативных, познавательных, личностных и регулятивных универсальных учебных действий. Предлагается вариант оформления единой базы результатов мониторинга УУД.

В данной статье будет рассмотрено следующее:

  1. Работа педагога-психолога в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
  2. Планируемый ожидаемый результат работы в начальной школе. Модель выпускника начальной школы.

1. Работа педагога-психолога в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО

При реализации ФГОС НОО у психолога гораздо больше работы и ответственности, чем раньше: он становится необходимым звеном всего образовательного процесса.

Новое в квалификационных характеристиках педагога-психолога: раздел “должностные обязанности”, 2010 г. [2]

Квалификационная характеристика:

“должностные обязанности” по должности

ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

Проводит психологическую диагностику (используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы), психокоррекционную, реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий
Участвует в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям
Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов)
Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности
Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим)
Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса

Новые трудовые функции педагога-психолога:

  • участвовать в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта (то есть психолог отвечает не только за психологическое обеспечение образовательного процесса, но и участвует в нем – как и учитель, обеспечивая охрану жизни и здоровья, обучающихся во время образовательного процесса);
  • участвовать в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (это также “подключает” психолога к образовательному процессу и “оправдывает” название его должности как “педагога-психолога”);
  • оценивать эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива через призму развития личности обучающихся (это очень актуальная функция психолога, учитывая, что новая цель российского образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России);
  • анализировать достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (в отличие от учителя он только анализирует, но не обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися того или иного уровня образования, причем анализирует достижение не только уровня образования, но и уровня развития).

Итак, при реализации ФГОС у психолога гораздо больше работы и ответственности, чем раньше: он становится необходимым звеном всего образовательного процесса.

Учитель и психолог вместе организуют свою деятельность, которая направлена на решение ключевых задач реализации ФГОС НОО:

  1. Оценка/мониторинг достижения обучающимися запланированных в Образовательной программе начального общего образования школы образовательных результатов – метапредметных (управление собственной деятельностью, компетенции общения и учебного сотрудничества, оперирования информацией и выполнения логических операций) и личностных (самоопределение, смыслообразование, ценностная и морально-этическая ориентация);
  2. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности;
  3. Отслеживание индивидуальной динамики развития обучающихся и внесение корректив в образовательный процесс;
  4. Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1].

Мониторинг сформированности УУД и ведение базы результатов мониторинга (Приложение 1)

Мониторинг – это текущая оценка (отслеживание) уровня сформированности разных видов УУД (регулятивных, познавательных и коммуникативных) каждого ребенка на разных этапах обучения в начальной школе.

В своей работе для проведения мониторинга сформированности УУД использую комплекс методик, учитывающий возрастные особенности обучающихся и позволяющий определить уровень развития разных универсальных учебных действий.

Диагностика познавательных, личностных, регулятивных, коммуникативных УУД проводится на начало и конец учебного года.

Полученные, обработанные, хранящиеся в виде обобщенных таблиц результаты (Приложение 2) подобного мониторинга являются отправной точкой для планирования и своевременной коррекции форм и методов образовательного процесса, как на уровне класса, так и целой параллели.

Необходимость проводить текущую и итоговую оценку образовательных результатов обучающихся с учетом изменения их достижений за определенный период заставляет учителя и психолога вести хорошо структурированную базу данных по детям, в которой сведения по успеваемости соседствуют с результатами мониторингов УУД, оценки из портфеля достижений – с результатами психологической диагностики детей.

2. Планируемый ожидаемый результат работы в начальной школе. Модель выпускника начальной школы (Приложение 3)

В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться:

  • В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
  • В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи [3].

Предметные умения формируются в рамках каждой учебной дисциплины.

Формирование и оценка УУД – общая ответственность учителя и психолога, это совместная психолого-педагогическая задача.

Список литературы:

  1. Аржакаева Т.А. Новые стандарты – новые возможности сотрудничества учителя и психолога / Т.А. Аржакаева // Учительская газета. Москва. – 31.07.2012. – №31.
  2. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н “Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников образования”.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.) // Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008.