Тип урока: “Урок закрепления знаний, умений и навыков”.
Форма: урок-игра
Педагогическая цель:создать условия для закрепления состава чисел первого десятка; умения сравнивать числа и числовые выражения; развития навыков счёта; наблюдательности, логического мышления.
Цели и задачи:
- Актуализация приобретенных знаний по теме “Сложение и вычитание чисел от 0 до 10 ”.
- Проверить вычислительные навыки учащихся;
- Повторить последовательность чисел в порядке их увеличения, начиная с наименьшего;
- Название “соседей” числа в ряду;
- Получать числа прибавлением 1 к числу или вычитанием 1 из числа.
- Совершенствовать навыки счёта; решать задачи;
- Развитие логического мышления, грамотной математической речи, умения классифицировать и обобщать понятия;
- Формирование пространственных представлений, геометрических понятий;
- Стимулирование развития у учащихся познавательного интереса с помощью проблемных заданий;
- Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.
Планируемые результаты (предметные):знать состав чисел первого десятка; уметь сравнивать числа и числовые выражения; решать задачи изученных видов.
УУД, формируемые на уроке:
Регулятивные:уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные:уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации различных субъектов образовательного процесса – одноклассников, учителя, партнера по общению.
Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Личностные:делают выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить, опираясь на общие для всех правила поведения.
Оборудование:
- Цветик-семицветик с номерами на лепестках и заданиями с обратной стороны.
- Учебник математики для 1 класса,
- Индивидуальные карточки с заданиями.
- Карточки от 1 до 10 (у учащихся).
- Числовой веер, ноутбук.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Звенит звонок, на доске висит цветик-семицветик)
Учитель:
– Прежде чем начать, урок создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнёмся друг другу и нашим гостям.
Скажем волшебные слова!
Я дарю тебе добро,
Ты даришь мне добро,
Мы дарим всем добро,
Мы добрые, умные и сильные!
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Ребята, что необычного вы увидели, когда вошли в класс?
Дети: На доске висит волшебный цветок.
Учитель: Это не случайно. Сегодня мы проводим урок-игру, который так и называется “Цветик-семицветик”. Этот цветок необычный, может кто-нибудь знает почему?
Дети: Этот цветок необычный, потому что он выполняет любые желания человека.
Учитель: Сколько лепестков у этого необычного цветка?
Дети: 7.
Учитель: Кто смотрел мультфильм или читал произведение В.Катаева “Цветик-семицветик”? Чьи желания выполнял этот цветок?
Дети: Девочки Жени.
Учитель: В названии каких произведений встречается цифра 7?
Дети: “Волк и семеро козлят” и т.д.
Учитель:7 стало магическим числом. Это связано и с тем, что человек воспринимает окружающий мир через 7 “отверстий” в голове. Давайте посчитаем? (2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и 1 рот)
Число 7 считалось волшебным. Оно использовалось в сказках и мифах древнего мира. Например, семь чудес света.
– Мы часто встречаем число 7 и в поговорках и пословицах.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Семь бед – один ответ.
III. Постановка проблемы
Учитель: “Цветик-семицветик” выполнял все желания девочки Жени, а в вашем классе он появился, чтобы вы попробовали выполнить его математические задания. Мы используем силу лепестков и справимся со всеми заданиями. Вы согласны со мной? У вас на партах тоже лежат “Цветики-семицветики”, если с заданием вы справитесь,то лепесток будем закрашивать красным цветом, если будут трудности – синим, не справитесь – оставим белым (закрашивать не будем).Давайте вспомним волшебные слова и будем постепенно отрывать лепестки цветка.
Дети:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели…
IV. Контроль, коррекция и закрепление знаний
Ученик подходит к доске, отрывает лепесток 1, читает задание
Лепесток 1.
Учитель: Кто задания выполнял без ошибок, раскрасьте первый лепесток красным цветом, синим – были ошибки, а белым (не закрашивайте) – не справились.
“Определи тему урока”
Работа в группах. Каждая группа получает карточку с зашифрованным словом. Учащиеся решают примеры и расшифровывают слово. Выигрывает команда, которая быстрее выполнит задание.
8-7 | 7-4 | 10-6 | 2+3 | 2+5 | 1+7 | 6-4 |
ь | о | в | т | я | р | п |
2 | 3 | 4 | 5 | 3 | 6 | 7 | 5 | 1 |
– Чем мы будем заниматься на уроке? (Повторять.)
Лепесток № 2
“Называй – не зевай”.
- Сколько туфелек потеряла Золушка?
- Сколько хвостов у двух котов?
- Сколько углов у квадрата?
- Сколько пальцев на руке?
- Сколько дней в неделе?
- Сколько рогов у трёх коров?
- Сколько раз нужно отмерить, чтобы 1 раз отрезать?
- Сколько козлят хотел съесть злой волк?
– Как получить число семь?
– Добавили к шести еще 1.
– На каком месте в натуральном ряду чисел стоит число 7?
– Число 7 стоит на седьмом месте в натуральном ряду чисел.
– Назовите соседей числа 7?
– 6 и 8.
– Как можно получить число 7?
– Дети предлагают свои варианты.
– Скажите мне четные числа? Нечетные? Прямой счет натурального ряда? Обратный?
Лепесток №3
Игра “Молчанка”
Учитель: На доске прикреплены множество разных домиков, ваша задача правильно расселить по этажам жителей этих домов, сделать это надо молча и правильно.
(Домики делаются по количеству учащихся в классе)
Лепесток № 4
Физкультминутка
Учитель проговаривает стихотворение:
Мы – веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
(Дети говорят стихотворение и имитируют действия мартышек.)
– Сели на места тихо, спинки прямые – за работу!
Решаем шуточные задачи.
- Бежали по дорожке гусь, петух и кошка.
Сколько лапок топало той дорожкой по полю? - Пять мышат в траве шуршат, три забились под ушат,
Два мышонка спят под елкой, сосчитать мышат недолго. - Яблоки в саду поспели, мы отведать их успели:
пять румяных, наливных,
Три с кислинкой. Сколько их? - Три подружки – три сестрицы заплели по 2 косицы. Задаю я вам вопрос: “Сколько вместе было кос?”
- Известно, что сапожек не носит кошка, но мама купила кошке сапожки. Сколько сапожек мама купила, чтоб кошка ножки не промочила?
Лепесток №5.
“Числа, числа, встаньте в ряд…”
Учитель: У Жени “заблудилось” число. Найдите его и восстановите порядок.
1 2 3 4 0 6 7 8 9 5 10
Учитель: Назовите соседей числа 5, 10, 7, 3.
Лепесток № 6
Закрась корзину
Каждой группе дается рисунок с корзиной, ваша задача, кто быстрее решит примеры и закрасит яйца в корзине! Тут важно не только решить правильно примеры, но и закрасить яйца правильным цветом карандаша!
Лепесток № 7
“Кто мы…..Мы…..”
– Здесь зашифровано слово. Расшифровать сможет его только тот, кто правильно решит выражения. Получив ответ, нужно вместо ответа подставить соответствующую ей букву и прочитать получившиеся слово.
Ы | Д | Л | И | М | О | Р | Ц | К |
1 | 6 | 8 | 4 | 2 | 5 | 7 | 3 | 9 |
5 – 3 = | 2 + 3 = | 9 – 1 = | 8 – 3 = | 4 + 2 = | 6 – 3 = | 1 + 0 = |
М | Л | О | Д | Ц | Ы |
– Слово вы расшифровали верно. Вы действительно МОЛОДЦЫ!
Учитель: Проверим. Отлично! Закрасьте лепесток, кто справился без ошибок.
Рефлексия.
Учитель: Итак, мы выполнили задания всех семи лепестков волшебного цветка. Но мне хочется, чтобы вы вспомнили, какое последнее желание загадала девочка Женя – героиня произведения В.П.Катаева “Цветик-семицветик”. (Дети отвечают.)
Учитель: С помощью волшебного цветка Женя вернула мальчику Вите возможность двигаться, бегать и радоваться жизни. Женя поняла, как здорово помогать другим. А если бы вам попался настоящий цветик-семицветик, какое доброе дело вы бы сделали? Подумайте! А теперь оцените себя за весь сегодняшний урок, поставив себе в своем цветике смайлик! А я поставлю у себя, как вы сегодня работали на уроке!
Спасибо за урок, вы отлично работали. Урок закончен. Отдыхаем!