Тип урока: урок закрепления знаний при изучении отдельных тем раздела “Синтаксис и пунктуация”.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний и умений обучающихся по теме “Синтаксис и пунктуация”.
Задачи урока:
образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме “Синтаксис и пунктуация” (основные понятия синтаксиса: словосочетание, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, постановка знаков препинания на письме);
развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему);
воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову.
Планируемые результаты:
Предметные
Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении,
Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры (простое или сложное); закрепить умение производить разбор словосочетаний, определять тип и вид связи; ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.
Личностные: самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).
Метапредметные:
Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.
Основные понятия темы: Синтаксис, пунктуация, словосочетание (глагольное,именное), простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.
Межпредметные связи: Литература, физическая культура, речь и культура общения.
Ресурсы:
основные Учебник “Русский язык”, 5 класс. Авторы: А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова ;
дополнительные: мультимедийный проектор, компьютер; плакат-кластер, индивидуальные (для каждого ряда) карточки с дидактическим заданием.
ФОУД – формы организации учебной деятельности:
Ф – фронтальная.
И – индивидуальная.
П – парная.
Г– групповая.
К – коллективная.
Технологическая карта урока русского языка “Синтаксический марафон”
Этап урока |
Время |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые универсальные учебные действия |
Организационный этап | 1 минута | К | Приветствует обучающихся,
проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся. |
5 минут | К | Выдвигает проблему. Предлагает
ученикам высказать свое мнение по поводу
названия урока (Слайд №1). Подводит их к
формулированию темы, цели и постановке задач
урока через задание-разминку. (Слайд №2-3) |
Обучающиеся комментируют смысл
словосочетания “синтаксический марафон”,
объясняют причины такого названия. Высказывают предположения, о чем может на уроке пойти речь. |
Целеполагание, планирование
учебной деятельности. Формулирование проблемы;
анализ объектов с целью выделения признаков;
подведение под понятия; поиск и выделение
необходимой информации. Умение оформлять свои мысли в устной форме. |
Актуализация знаний. | 3 минуты | К | Учитель предлагает вспомнить все
изученные на данном этапе пятиклассниками темы
раздела “Синтаксис и Пунктуация”. Организует фронтальный опрос по угаданным в процессе разминки словам. |
Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. | Умение оформлять свои мысли в
устной форме; слушать и понимать речь других. Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках |
Обобщение и систематизация знаний. | 5 минут | Г | Проводит по рядам синтаксическую устную пятиминутку, предлагая определить члены предложения. (Слайд №4) | Определяют, какими членами
предложения являются выделенные слова, делают вывод о том, какими частями речи выражены и что обозначают. |
Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение. |
Применение знаний и умений в новой ситуации. | 6 минут | К | Организует работу по сравнению и обобщению словосочетаний. (Слайд №5) | Прочитывают, соблюдая интонацию; сравнивают словосочетания по структуре; называют “лишнее”, аргументируют. | Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение. |
5 минут | И | (Слайд №6.) Организует индивидуальную работу учеников у доски. |
Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски. | ||
1 минута | К | Организует физкультминутку. (Слайд№7) | Выполняют упражнения физкультминутки. | ||
7 минут | Г | Игра “Марш-бросок” (Слайд№8) по рядам. | На выданном листе бумаги пишут словосочетания с предложенными словами, используя разные виды связи (согласование и управление). | Умение структурировать знания, работать в команде. | |
5 минут | И | Составление кластера по
предложенному стихотворению. (Слайд№9) |
На выданных листах пишут главную информацию об однородных членах предложения. | Умение структурировать знания, работать индивидуально. | |
Вызывает 4-х учащихся к доске с целью
выявить однородные члены и составить схему. (данное задание может использоваться как дополнительное) (Слайд№10) |
Определяют однородные члены, их синтаксическую роль, составляют схему своего предложения. | Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках. | |||
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | 3 минуты | Организует работу по исправлению ошибок, если они были. | Комментируют ошибки. | Контроль в форме сличения способа
действия и его результата с заданным эталоном;
коррекция; оценка качества и уровня усвоения;
прогнозирование. Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Умение оценивать действия одноклассников. |
|
Рефлексия учебной деятельности. | 3 минуты | Организует рефлексию. Организует
самооценку учебной деятельности. Акцентирует
внимание на результатах учебной деятельности
обучающихся на уроке. (Слайд №11) Оценивает работу на уроке. |
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Поднимают руку. |
Умение структурировать знания,
оценивать процесс и результаты деятельности. Умение выражать свои мысли. Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. |
|
Домашнее задание (записано на слайде). | 1 минута | Комментирует ДЗ. | Записывают ДЗ в дневниках. |
Возможные риски:
а) нехватка времени на выполнение письменных заданий и составление кластера; б) однотипность ответов или вариантов выполнения заданий.
Способы решения проблем:
а) решение проблемных вопросов на последующих уроках; б) совместное решение нестандартных ситуаций и аргументированность путей решения.