Технологическая карта урока русского языка "Синтаксический марафон". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок закрепления знаний при изучении отдельных тем раздела “Синтаксис и пунктуация”.

Цель урока: обобщение и закрепление знаний и умений обучающихся по теме “Синтаксис и пунктуация”.

Задачи урока:

образовательные: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме “Синтаксис и пунктуация” (основные понятия синтаксиса: словосочетание, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, постановка знаков препинания на письме);

развивающие: развивать интерес к предмету; учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия; развивать память и мышление; развивать умение выделять главное (составление схем предложений); развивать речь (учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему);

воспитательные: убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний правил постановки знаков препинания; формировать правильное отношение к слову.

Планируемые результаты:

Предметные

Знать: основные понятия синтаксиса; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщении,

Уметь: опознавать основные единицы синтаксиса, анализировать предложение с точки зрения структуры (простое или сложное); закрепить умение производить разбор словосочетаний, определять тип и вид связи; ставить знаки препинания при письме; выполнять синтаксический и пунктуационный разборы.

Личностные: самооценка учебной деятельности, умение связывать цель учебной деятельности с мотивом (для чего?).

Метапредметные:

Умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий; осуществлять самоконтроль, самокоррекцию; оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других; учиться работать в паре; формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения; извлекать необходимую информацию из различных источников; использовать полученные на уроке знания в жизни.

Основные понятия темы: Синтаксис, пунктуация, словосочетание (глагольное,именное), простое и сложное предложения, члены предложения (главные и второстепенные), однородные члены предложения, знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разборы.

Межпредметные связи: Литература, физическая культура, речь и культура общения.

Ресурсы:

основные Учебник “Русский язык”, 5 класс. Авторы: А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева, Г.К. Лидман-Орлова ;

дополнительные: мультимедийный проектор, компьютер; плакат-кластер, индивидуальные (для каждого ряда) карточки с дидактическим заданием.

ФОУД – формы организации учебной деятельности:
Ф – фронтальная.
И – индивидуальная.
П – парная.
Г– групповая.
К – коллективная.

Технологическая карта урока русского языка “Синтаксический марафон”

Этап урока

Время

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

Организационный этап 1 минута К Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся.

5 минут К Выдвигает проблему. Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу названия урока (Слайд №1). Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока через задание-разминку.

(Слайд №2-3)

Обучающиеся комментируют смысл словосочетания “синтаксический марафон”, объясняют причины такого названия.

Высказывают предположения, о чем может на уроке пойти речь.

Целеполагание, планирование учебной деятельности. Формулирование проблемы; анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятия; поиск и выделение необходимой информации.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Актуализация знаний. 3 минуты К Учитель предлагает вспомнить все изученные на данном этапе пятиклассниками темы раздела “Синтаксис и Пунктуация”.

Организует фронтальный опрос по угаданным в процессе разминки словам.

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы. Умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках

Обобщение и систематизация знаний. 5 минут Г Проводит по рядам синтаксическую устную пятиминутку, предлагая определить члены предложения. (Слайд №4) Определяют, какими членами предложения

являются выделенные слова, делают вывод о том, какими частями речи выражены и что обозначают.

Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; смысловое чтение.
Применение знаний и умений в новой ситуации. 6 минут К Организует работу по сравнению и обобщению словосочетаний. (Слайд №5) Прочитывают, соблюдая интонацию; сравнивают словосочетания по структуре; называют “лишнее”, аргументируют. Умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, сравнение, обобщение; внимательное чтение.
  5 минут И (Слайд №6.)

Организует индивидуальную работу учеников

у доски.

Анализируют и оценивают индивидуальную работу одноклассника у доски.  
  1 минута К Организует физкультминутку. (Слайд№7) Выполняют упражнения физкультминутки.  
  7 минут Г Игра “Марш-бросок” (Слайд№8) по рядам. На выданном листе бумаги пишут словосочетания с предложенными словами, используя разные виды связи (согласование и управление). Умение структурировать знания, работать в команде.
  5 минут И Составление кластера по предложенному стихотворению.

(Слайд№9)

На выданных листах пишут главную информацию об однородных членах предложения. Умение структурировать знания, работать индивидуально.
      Вызывает 4-х учащихся к доске с целью выявить однородные члены и составить схему.

(данное задание может использоваться как дополнительное)

(Слайд№10)

Определяют однородные члены, их синтаксическую роль, составляют схему своего предложения. Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 3 минуты   Организует работу по исправлению ошибок, если они были. Комментируют ошибки. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка качества и уровня усвоения; прогнозирование.

Смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Умение оценивать действия одноклассников.

Рефлексия учебной деятельности. 3 минуты   Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. (Слайд №11)

Оценивает работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Поднимают руку.

Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

Умение выражать свои мысли.

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.

Домашнее задание (записано на слайде). 1 минута   Комментирует ДЗ. Записывают ДЗ в дневниках.  

Возможные риски:

а) нехватка времени на выполнение письменных заданий и составление кластера; б) однотипность ответов или вариантов выполнения заданий.

Способы решения проблем:

а) решение проблемных вопросов на последующих уроках; б) совместное решение нестандартных ситуаций и аргументированность путей решения.

Презентация