Методическая разработка урока физики по теме "Изучение плавания судов"

Разделы: Физика


Актуальность.

  1. Современная Россия обладает уникальной сетью водных путей сообщения, которые обеспечивают экономическое, социальное и экологическое благополучие населения.
  2. В связи с ростом числа техногенных транспортных происшествий становится актуальным вопрос обеспечения безопасности эксплуатации водного транспорта, что без научно-технического обеспечения невозможно реализовать.

Цели урока.

  1. Изучить условия плавания судов.
  2. Рассмотреть характеристики судов.
  3. Уметь обосновывать исторические факты с помощью представлений о плавании судов.

Задачи урока.

  1. Используя технологическую карту, научить описывать транспортное средство.
  2. Развить конструкторские навыки при создании модели корабля.
  3. Изучить понятие грузоподъёмность, водоизмещение, ватерлиния, осадка, тоннаж.
  4. Сформировать научное мировоззрение, расширить кругозор.
  5. Физическое обоснование крушения Титаника.

Оборудование:

  1. Модель корабля.
  2. Компьютерная презентация.
  3. Ноутбук.
  4. Весы с разновесами.
  5. Контейнер с водой.
  6. Линейка, карандаш.
  7. Технологическая карта “Паспорт технического средства” (ПТС).

Пояснительная записка

Мной разработана технологическая карта урока (ТК), которая называется “паспорт технического средства”.

ТК включена в систему урока для реализации принципа: “учителю-удобно, ученику-понятно”.

ТК – это система заданий, включающая: информационную таблицу (задание№2), описания практических заданий (задание№6,7), творческое задание ( №1,5), задание, которое носит межпредметный характер (задание №4), расчётные задачи на применение знаний по силе Архимеда и плаванию тел (№3,8).

На выполнение каждого задания отводится определённое время, учитель озвучивает его.

Регламент урока

№ пп

Этап урока

Время

1 Организационный момент. 1 мин.
2 Мотивация. 2 мин.
3 Актуализация знаний. 2 мин
4 Изучение нового.  
Задание №1 2 мин.
Задание №2 3мин.
Задание №3 5мин.
Задание №4 10 мин.
Задание №5 5 мин.
Задание №6 4 мин
Задание №7 7мин.
5 Осознание. 3 мин.
6 Разбор домашнего задания. 1 мин.

Ход урока

Организационный момент.

Проверяю готовность к уроку, наличие моделей кораблей, заранее приготовленные учащимися.

Мотивация.

Учитель. Сегодня на уроке мы попробуем себя в роли инженеров, которые конструируют корабли. Перед нами стоит нелёгкая задача – спустить судно на воду и отправить его в далёкое плавание. Для этого необходимо заполнить паспорт вашего технического средства. Будем использовать технологическую карту. В конце урока все паспорта сдаются на “экспертизу”.

Актуализация знаний.

Учитель. Вспомним условия плавания тел в жидкости. (Слайд2).

Человек с глубокой древности научился перемещаться по воде: на обломках деревьев, брёвнах, плотах, лодках. Первые деревянные суда появились в древнем Египте (около 3000 лет до н.э.)

Постепенно от плавающего бревна люди перешли к сложным конструкторским решениям. Одним из таких сложных сооружений являлся пассажирский лайнер “Титаник” (сл.3).

Изучение нового материала.

Для его постройки были использованы материалы плотность которых больше плотности воды, однако это не помешало ему плыть в течение трёх дней пока не случилась трагедия. Почему огромные корабли могут плыть?

Учащиеся. В них есть пустоты.

Учитель. А как называется ваше судно? Выполните задание №1 из технологической карты (сл.4).

Рисунок 1

Титаник был предназначен для перевозки людей. А для каких целей можно использовать ваше судно? Рассмотрите классификацию судов (сл.5). Выполните задание №2 (сл.6)

Как известно Титаник затонул, не завершив свой первый и последний рейс. Причина крушения – огромное плавающее тело, что это? (сл.7)

Объект называют “чёрный айсберг” (сл.8). Размеры и масса айсберга огромные. Однако такая огромная глыба не тонет. Вспомним ещё раз условия плавания айсберга (сл.9)

Оказывается, большая часть айсберга была скрыта под водой. Рассчитаем этот объём. (Сл.10). Выполните задание №3.

Конструкция Титаника была очень ложной, но существуют основные части корабля. Перечислим их (сл.11).

Рисунок 2

Выполните задание №4 (сл.12). Знание основных частей и пропорций судна – главное условие безопасного плавания. Существуют и другие способы безопасной эксплуатации корабля. Например, конструкторы при строительстве Титаника использовали различные методы разноуровневой защиты (сл.13).

Рисунок 3

А какие средства безопасности использовали вы при постройке вашего судна? Выполните задание №5 (сл.14).

Важной характеристикой корабля является ватерлиния. (сл.15). Выполните задание №6

Изучите характеристики судов (сл.16-18). Выполните задание №7. (сл.19)

Рисунок 4

Осознание.

Учитывая все характеристики корабля и правила техники безопасности подумайте и дайте физическое обоснование крушения Титаника (сл.20).

Проверим правильность ваших предположений. Причина гибели Титаника:

  1. Грузоподъёмность не соответствует условиям техники безопасности (не достаточное количество спасательных шлюпок) (сл.21).
  2. Пробоина ниже ватерлинии привела к нарушению условия плавания тела.
  3. Из-за нарушения целостности конструкции корабля стала увеличиваться сила тяжести. Корабль пошёл ко дну.

Официально признанной версией причин крушения можно считать следующее: (сл.22)

  1. Высокая скорость.
  2. Погодные условия.
  3. Игнорирование предупреждений.
  4. Некачественные материалы.

Домашнее задание:

  1. Выучить параграф “изучение плавания судов”.
  2. Из технологической карты выполнить задание №8. Карты собираю на следующем уроке. Дома ребята корректируют свои чертежи.
  3. Для желающих на дополнительную оценку задание – подготовить сообщение: “плавание живых организмов”.

Литература для учащихся.

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват.учеб.заведенй. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. – М.: Триада-Литера, 1994.
  3. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
  4. http://class-fizika.narod.ru/

Литература для учителя.

  1. Разумовский В.Г. Современный урок физики в средней школе. – М.:Просвещение,1999.
  2. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват.учеб.заведенй. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1. – М.: Триада-Литера, 1994.
  4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.
  5. http://class-fizika.narod.ru/
  6. http://www.dissercat.com/content/obespechenie-bezopasnosti-plavaniya-rechnykh-sudov-v-ogranichennykh-farvaterakh#ixzz2pyp3pBkG

Презентация

Приложение 1

Приложение 2