Интегрированный урок (математика + информатика) по теме "Решение задач на движение". 4-й класс

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 4


Цели урока:

Учебные: способствовать совершенствование вычислительных навыков; закрепить знание связи между величинами (скоростью, временем и расстоянием); формировать умение анализировать и решать задачи; углублять знания детей о космосе; продемонстрировать применение изучаемого предмета, его необходимость во многих сферах жизни; отрабатывать навыки работы с мышью, умение работать в текстовом редакторе Word.

Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать память, внимание, мышление, математическую речь, умение пользоваться математической терминологией, повышать интерес к математике за счет активизации работы детей на уроке.

Воспитывающие: воспитывать гордость за свою страну, граждан России, уважительное отношение к товарищам; развивать ответственность, самостоятельность.

Оборудование: рабочие листы, презентационное сопровождение урока (Приложение 3), компьютеры, проектор.

“Полет – это математика!” В. Чкалов.

Ход урока

I. Организационный момент

Ребята, давайте улыбнёмся друг другу. Я очень рада видеть ваши улыбки. Надеюсь, работать на уроке будет интересно. Каждый из вас узнает что-то новое, познавательное.

II. Вводная беседа

Учитель. Ребята! Какой праздник отмечает наша страна в апреле? (День космонавтики).

Учитель: В честь какого события ознаменовали этот праздник? (12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос).

Учитель: Кто был этот человек?

Учитель: Действительно, 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты.

Это мечта смогла осуществиться благодаря знаниям и стараниям инженеров и конструкторов, которые создали первый космический аппарат. А вы знаете, как звали как главного конструктора корабля “Восток”? (Сергей Королев).

Учитель: Ребята, вспомните, какой выпускник нашей школы был участником проектирования корабля “Восток”.

(Василий Васильевич работал заместителем начальника производства завода, а затем заместителем главного конструктора Сергея Павловича Королева и был непосредственным участником проектирования и изготовления корабля “Восток”, на котором летал Ю.А.Гагарин).

Учитель: Быстродействующие электронные вычислительные машины только в наше время точно и в короткий срок сделали необходимые расчеты для подготовки и осуществления запуска ракеты. Ребята, кто из вас мечтает стать космонавтом?

Учитель: И в наше время развивается наука, и кто знает, может быть и вы полетите в космос или сделаете необходимые расчеты для освоения еще неизвестных планет. А что же вам в этом поможет?   (Хорошее знание математики и вычислительной техники).

“Чтобы космонавтом стать, надо много – много знать”

III. Основная часть

Учитель: Настоящие космонавты проходят большую предполетную подготовку: тренируются на специальных аппаратах, изучают множество наук, и, конечно, им очень необходима математика. И сегодня на уроке мы проверим вашу готовность к совершению открытий.

1. Устный счет.

– Итак, проверим, как будущие космонавты умеют быстро считать в уме, в космосе разное может случиться, возможно, придется быстро принимать решение и делать срочные вычисления. Кто согласен поднимает вверх звездочки.

  • Ракета за 3 с пролетает 18 км.   Сколько километров она пролетит за 1 с? (6)
  • В созвездии Большая Медведица 7 звезд, в созвездии Малая Медведица – столько же. Сколько всего звезд в двух созвездиях? (14)
  • На Луне все предметы становятся легче в 6 раз. Сколько весит камень на Земле, если на Луне он весит 2 кг? (12 кг)
  • Скорость самолета 360 км/ч, а скорость ракеты 720 км/ч. Во сколько раз скорость ракеты больше скорости самолета?(в 2 раза)

Считаете вы хорошо.

Учитель: Ребята! Почему наша Солнечная система получила такое название? (Солнце находится в центре, а планеты вращаются вокруг пего, поэтому система и получила название “Солнечная”).

2. Работа на компьютерах

Учитель: Правильно. Сейчас поработаем на компьютере. Расположите планеты по диагонали в том порядке, как они движутся вокруг Солнца. Расстояние от каждой планеты до Солнца написано на фотографиях планет. Наша Вселенная занимает огромное пространство, поэтому расстояние между планетами измеряются миллионами километров (работа на компьютерах) (Приложение 1)

Учитель: Посмотрите на экран. Проверьте, у вас так получилось. Кто перечислит планеты Солнечной системы?

Учитель: Назовите самую близкую планету к Солнцу. (Меркурий).

Учитель: На какое расстояние она удалена? (На 58 млн. км).

Учитель: А самая дальняя планета Плутон? (На 5950 млн. км).

3. Решение задач.

Учитель: Перейдем теперь к настоящим испытаниям. Садитесь за парты. И помните правило настоящих космонавтов:

Понапрасну не болтай,
Рассуждая – убеждай,
Здесь не нужен шум и гам –
Ты решай задачи сам.
Если же не сможешь вдруг,
Пусть придет на помощь друг.

Скажите: как найти скорость, если известно время и расстояние? Как надо находить расстояние? А время?

Учитель: Мы только стоим на пороге новой эры – космической. В других мирах, на других планетах – другое небо, другие звёзды. И человечество мечтает когда-нибудь посетить эти далекие-далекие миры. Вы, несомненно, слышали, что когда идет речь о жителях другой планеты, то говорят “марсиане” и неслучайно. Эта планета очень схожа с Землей по многим характеристикам. И люди стремятся изучить ее, желая найти жизнь на Марсе. Представьте себе, что когда-нибудь люди будут путешествовать на эту планету, и даже жить на ней. И как люди летают на самолетах ежедневно, так они будут летать и на ракетах. Представить это нам поможет задача.

“Две ракеты вылетели одновременно навстречу друг другу с Земли и с Марса. Расстояние между этими планетами 77 000 000 км. Скорость первой ракеты 29 000 км/ч, а скорость второй 48 000 км/ч. Через сколько времени они встретятся?”

Как лучше записать условие задачи?

Почему чертеж?

Решите задачу самостоятельно, сделав чертеж.

29 000 + 48 000 = 77 000 (км/ч)
77 000 000 : 77 000 = 100 (ч)

У кого так получилось? Кто решил по-другому?

IV. Физминутка.

Изменим вопрос, чтобы задача решалась большим количеством действий.

Какое расстояние будет между ракетами через 10 часов?

29 000 + 48 000 = 77 000 (км/ч)
77 000 * 10 = 770 000 (км)
77 000 000 – 770 000 = 76230000 (км)

V. Самостоятельная работа

Продолжаем нашу спецподготовку. (работа на компьютерах) (Приложение 2)

Нам пришло зашифрованное сообщение. Чтобы прочитать его, нужно выполнить еще одно задание – найти значения выражений. Выделить ячейки с правильным ответом другим цветом, написать слово другим шрифтом (работа в парах)

Рядом в скобках с вариантом ответа стоит буква, из этих букв нужно составить слово.

№ задания

Буквы соответствующие верным ответам

н

у

л

а

5 км 32 м + 4 км

7 км 37 м

5 км 37 м

9 км 32 м

5 км 72 м

64 дм 5 см - 30 дм 7 см

34 дм 9 см

33 дм 8 см

61 дм 5 см

60 дм 8 см

6 ч 45 мин + 9 ч 15 мин

16 ч

15 ч 55 мин

14 ч 56 мин

26 ч 30 мин

2ч – 34 мин

65 мин

120 мин

75 мин

86 мин

Что у вас получилось?

Луна – это спутник Земли.

Ракета долетит от Земли до Луны со скоростью 8 км/с за 42.500 сек. Чему равно расстояние между ними?

42.500 * 8= 340 000 км

Д/з

VI. Рефлексия

После посадки врачи проверяют состояние космонавтов. Я тоже хочу узнать, как вы чувствуете себя после нашей спецподготовки.

– Что узнали нового?

– Какие задания вам особенно понравилось выполнять, почему?

– А в каком задании было сложно?

“Многое из того, что вы узнали сегодня, ребята, пока лишь только мечты. Но за мечтой, фантазией всегда следуют научные поиски, исследования, эксперименты, то есть серьезная научная работа. И то, что сегодня казалось выдумкой, что было невозможным, станет действительностью завтра. Человечество вышло на звездные трассы несколько десятков лет назад, и все это время космические трассы зовут и манят людей, зовут в глубины Вселенной, к новым открытиям, к новым мирам!”

А сейчас на лестницу настроения прикрепите свою звёздочку на ту ступеньку, которая соответствует вашим чувствам, настроению, состоянию вашей души, что были у вас на протяжении всего урока.