Цель урока: создать условия для проверки усвоения состава чисел первого десятка, понимания смысла арифметических действий “сложение” и “вычитание”, умения чертить отрезки заданной длины; уровня владения навыками счёта.
- Планируемые результаты (предметные): знать состав чисел первого десятка; понимать смысл арифметических действий “сложение” и “вычитание”; уметь чертить отрезки заданной длины.
Универсальные учебные действия
(метапредметные):
уметь осуществлять контроль
по результату в отношении многократно
повторяемых действий с опорой на образец
выполнения; совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический
настрой.
– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас очень необычный урок. Я думаю, что он вам очень понравится и вы будете все активно участвовать в нём. Сегодня на уроке мы с вами закрепим приёмы устных вычислений, будем решать задачи изученных видов. (Слайд 1) Эта тема очень важная, она вам пригодится в старших классах, поэтому на уроке нужно быть внимательным и хорошо работать. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Посмотрите на них сейчас, чтобы вы потом не отвлекались, улыбнитесь друг другу. Желаю вам успеха, будьте внимательными и старательными! (Слайд 2)
2. Постановка задач урока.
– Сегодня мы с вами отправляемся в сказку, угадайте: в какую? Узнали героя сказки? (на доске – колобок). (Слайд 3)
– А кто помнит, как начиналась сказка? (Слайд 4 и слайд 5)
– А вот что с ним происходило в дороге мы сейчас и узнаем.
– Катился Колобок, катился и вдруг заскучал. И решил он немного посчитать устно, а мы с вами давайте ему поможем.
3. Устный счёт.
1) Задачи в стихах
а) На забор взлетел петух
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (3)б) Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)в) 6 орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ежик повстречал
И еще 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10)г) Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
А скольким еще не спится? (5)
д) Мы ходили на базар, выбирали там товар:
3 морковки, 2 петрушки, тыква, свёкла, сельдерей.
Сколько будет овощей?е) Вот задумал ёж друзей пригласить на юбилей.
Пригласил 2 медвежат, 3 зайчат и 5 бельчат.
Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей?ж) Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (10)з) Все ли здесь цыплятки – детки,
Надо сосчитать наседке:
6 – на грядках, 3 – во ржи.
Сколько их всего, скажи? (9)
2. Индивидуальная работа.
1) У доски (по цепочке) “заселяют” числами “домик” (состав чисел первого десятка). Используется модель “Засели домик”
_ – 1 = 8 | 10 – _ = 8 | 7 – _ = 7 | ||
_ + 1 = 3 | _ – 2 = 6 | _ + 0 = 3 | ||
5 + _ = 6 | _ – 2 = 7 | 4 – _ > 0 | ||
7 + _ = 8 | 7 + _ = 9 | _ – 0 = 5 |
2) Увеличь каждое число на 2:
1, 2, 6, 7, 8.
3) Уменьши каждое число на 1:
3, 5, 7, 8.
4) Назови "соседей" чисел 3, 7, 5, 4, 8, 9.
5) Найди закономерность и продолжи ряд: 1, 3, 5, 8, 6, 4.
6) Посмотрите на фигуры и скажите, какая из них лишняя и почему? (Слайд 6)
– Молодцы ребята, все задания выполнили правильно.
(Слайд 7)
– И вдруг: навстречу ему заяц: “Колобок, колобок! Я тебя съем!”…
– Ребята, поможем колобку убежать от зайца?
4. Систематизация знаний.
– Записываем число: 2 февраля.
На минутке чистописания пропишем цифру 9. (Слайд 8)
- Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать чуть ниже вершины правого верхнего угла клетки. Ведем вверх, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз до середины клетки, закругляем и ведем вверх, к началу овала, затем ведем вниз, закругляем на середине нижней клетки, закругляем влево, чуть выше нижней стороны клетки.
- Молодцы, а вот вам задание от зайца:
5. Математический диктант:
- Над озером летали 6 стрекоз. Прилетели еще 2. Сколько стрекоз стало летать над озером?
- На озере у лягушки расцвело 7 белых кувшинок, а желтых кубышек на 3 больше. Сколько желтых кубышек расцвело на озере?
- 8 котят грелись на солнышке, потом 3 котёнка ушли в тенёк. Сколько котят осталось на солнышке?
- У пиявки 6 подружек лягушек и 3 друга– карасика. Сколько всего друзей у пиявки?
- Муравьишка сорвал 7 ромашек, а васильков на 4 меньше. Сколько васильков сорвал Муравьишка?
(Проверка: 8, 10, 5, 9, 3.) (Слайд 9)
– А теперь давайте дадим отдохнуть вашим глазкам.
6. Физминутка для глаз
(Оранжевое солнце) (Слайд 10)– Побежал колобок дальше, навстречу ему волк: “Колобок. Колобок, я тебя съем!”… (Слайд 11)
– Вот беда! Что же будет, если волк съест нашего колобка?
– Кто помочь колобку готов?
7. Работа с геометрическим материалом.
(см, дм)
– Назовите меньшую единицу длины.
– Вот вам карточки, на которых начерчен отрезок, измерьте его, напишите над отрезком, сколько он сантиметров,
1 ряд: найдите сумму ваших отрезков.
2 ряд: найдите разность ваших отрезков.
(Защита работ).
– Молодцы! Помогли убежать колобку.
8. Объяснение нового материала. Решение составной задачи.
(Слайд 12)
- Катится колобок, а навстречу ему медведь: “Какой ты аппетитный колобок! Пожалуй, я тебя съем!”… – Что же делать, ребята? Если мы сейчас не поможем колобку, то медведь и впрямь его съест! Нам надо срочно справиться с задачей, которую предложил мишка. – (Слайд 13)
- Повторим: из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ.)
- Прочитайте задачу.
– О чём говорится в задаче? Назовите условие и вопрос задачи.
– Какой это вид задачи? (на нахождение суммы).
– Что известно в задаче?
– Что нужно найти?
(Делается краткая запись.)
– Что надо знать, чтобы найти сколько вместе съели Малыш и Карлсон?
– Мы знаем сколько плюшек съел Малыш?
– А Карлсон?
– Мы можем это найти?
– Каким действием?
– А когда мы узнаем, сколько плюшек съел Карлсон, мы сможем ужнать сколько плюшек они съели вместе?
– Каким действием?
РАБОТА УЧЕНИКА У ДОСКИ.
М. – З
К. – ? – НА 2 П Б.
3=2=5(П.)
3=5=8(п,)
Ответ: 5 плюшек.
– Молодцы! Помогли колобку, не съел его медведь.
– Покатился колобок дальше. Устал наш колобок и решил он отдохнуть.
– Давайте и мы отдохнём.
9. Музыкальная физминутка
. (цыплятки) (Слайд 14)– Катится колобок, а навстречу ему лиса: “Колобочек, колобочек, пухленький бочочек, я тебя съем!”… (Слайд 15)
– Ребята, надо срочно помочь нашему колобку, пока эта хитрая коварная лиса его не съела. (Слайд 16)
10. Задание:
– Решите примеры, а ответы расположите в порядке возрастания и прочитайте слово.
4 – 2 + 3 = …ц | 5 + 3 – 4 = …и | 6 – 4 + 1 = …н |
3 + 4 – 1 = …а | 7 + 1 – 6= … м | 8 + 0 – 7 =…у |
– Какое слово получилось? (УМНИЦА). (Слайд 17)
– С заданием мы справились, а значит помогли колобку и от лисы убежать, и в нашей сказке она его не съела. Колобок вас всех благодарит и говорит вам “СПАСИБО” (Слайд 18)
– Правильно, сегодня вы стали ещё умнее.
11. Самостоятельная работа с книгой.
12. Итог урока. Рефлексия.
– Что мы сегодня делали на уроке?
– Мы слушали? да.
– Мы решали примеры? Да.
– Мы говорили? Да.
– Мы решали задачу? Да.
– Мы писали? Да.
– Задачу какого вида мы решали?
– Почему она называется составной?
13. Самооценка
– Что понравилось на уроке? У вас на столе лежат смайлики. Возьмите их , пожалуйста, и нарисуйте ему тот ротик, который соответствует вашему настроению и вашей работе на уроке.
1. Урок понравился.
Я справился со всеми заданиями.
Я доволен собой.2. Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими.
Мне было трудно, но я справился.3. Задания на уроке оказались слишком трудные.
Мне нужна помощь!
– А сейчас мы подсчитаем жетончики, кто же их набрал больше всех?
– Справились с работой на отлично:
– Молодцы!
– Немного не дотянули до них:
– Мы будем надеяться, что на следующем уроке вы будете работать лучше.
– А чтобы вы не болели и могли получать новые и интересные знания на каждом уроке, я хочу угостить вас витаминами. (Учитель раздает витамины).