Урок математики по теме "Закрепление приемов устных вычислений, решение задач изученных видов". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель урока: создать условия для проверки усвоения состава чисел первого десятка, понимания смысла арифметических действий “сложение” и “вычитание”, умения чертить отрезки заданной длины; уровня владения навыками счёта.

  • Планируемые результаты (предметные): знать состав чисел первого десятка; понимать смысл арифметических действий “сложение” и “вычитание”; уметь чертить отрезки заданной длины.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

  • Регулятивные: уметь осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
  • Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • Познавательные: уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; владеть общим приёмом решения учебных задач.
  • Личностные: оценивают усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

– Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня у нас очень необычный урок. Я думаю, что он вам очень понравится и вы будете все активно участвовать в нём. Сегодня на уроке мы с вами закрепим приёмы устных вычислений, будем решать задачи изученных видов. (Слайд 1) Эта тема очень важная, она вам пригодится в старших классах, поэтому на уроке нужно быть внимательным и хорошо работать. У нас на уроке сегодня присутствуют гости. Посмотрите на них сейчас, чтобы вы потом не отвлекались, улыбнитесь друг другу. Желаю вам успеха, будьте внимательными и старательными! (Слайд 2)

2. Постановка задач урока.

– Сегодня мы с вами отправляемся в сказку, угадайте: в какую? Узнали героя сказки? (на доске – колобок). (Слайд 3)

– А кто помнит, как начиналась сказка? (Слайд 4 и слайд 5)

– А вот что с ним происходило в дороге мы сейчас и узнаем.

– Катился Колобок, катился и вдруг заскучал. И решил он немного посчитать устно, а мы с вами давайте ему поможем.

3. Устный счёт.

1) Задачи в стихах

а) На забор взлетел петух
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (3)

б) Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)

в) 6 орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ежик повстречал
И еще 4 дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке? (10)

г) Семь веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
А скольким еще не спится? (5)

д) Мы ходили на базар, выбирали там товар:
3 морковки, 2 петрушки, тыква, свёкла, сельдерей.
Сколько будет овощей?

е) Вот задумал ёж друзей пригласить на юбилей.
Пригласил 2 медвежат, 3 зайчат и 5 бельчат.
Посчитайте поскорей, сколько у ежа друзей?

ж) Вот 8 зайчат по дорожке идут.
За ними вдогонку двое бегут.
Так сколько ж всего по дорожке лесной
Торопится в школу зайчишек зимой? (10)

з) Все ли здесь цыплятки – детки,
Надо сосчитать наседке:
6 – на грядках, 3 – во ржи.
Сколько их всего, скажи? (9)

2. Индивидуальная работа.

1) У доски (по цепочке) “заселяют” числами “домик” (состав чисел первого десятка). Используется модель “Засели домик”

_ – 1 = 8   10 – _ = 8   7 – _ = 7
_ + 1 = 3   _ – 2 = 6   _ + 0 = 3
5 + _ = 6   _ – 2 = 7   4 – _ > 0
7 + _ = 8   7 + _ = 9   _ – 0 = 5

2) Увеличь каждое число на 2:

1, 2, 6, 7, 8.

3) Уменьши каждое число на 1:

3, 5, 7, 8.

4) Назови "соседей" чисел 3, 7, 5, 4, 8, 9.

5) Найди закономерность и продолжи ряд: 1, 3, 5, 8, 6, 4.

6) Посмотрите на фигуры и скажите, какая из них лишняя и почему? (Слайд 6)

– Молодцы ребята, все задания выполнили правильно.

 

(Слайд 7)

– И вдруг: навстречу ему заяц: “Колобок, колобок! Я тебя съем!”…

– Ребята, поможем колобку убежать от зайца?

4. Систематизация знаний.

– Записываем число: 2 февраля.

На минутке чистописания пропишем цифру 9. (Слайд 8)

  • Цифра 9 состоит из двух элементов: небольшого овала и большого правого полуовала. Начинаем писать чуть ниже вершины правого верхнего угла клетки. Ведем вверх, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз до середины клетки, закругляем и ведем вверх, к началу овала, затем ведем вниз, закругляем на середине нижней клетки, закругляем влево, чуть выше нижней стороны клетки.
  • Молодцы, а вот вам задание от зайца:

5. Математический диктант:

  1. Над озером летали 6 стрекоз. Прилетели еще 2. Сколько стрекоз стало летать над озером?
  2. На озере у лягушки расцвело 7 белых кувшинок, а желтых кубышек на 3 больше. Сколько желтых кубышек расцвело на озере?
  3. 8 котят грелись на солнышке, потом 3 котёнка ушли в тенёк. Сколько котят осталось на солнышке?
  4. У пиявки 6 подружек лягушек и 3 друга– карасика. Сколько всего друзей у пиявки?
  5. Муравьишка сорвал 7 ромашек, а васильков на 4 меньше. Сколько васильков сорвал Муравьишка?

(Проверка: 8, 10, 5, 9, 3.) (Слайд 9)

– А теперь давайте дадим отдохнуть вашим глазкам.

6. Физминутка для глаз (Оранжевое солнце) (Слайд 10)

– Побежал колобок дальше, навстречу ему волк: “Колобок. Колобок, я тебя съем!”…   (Слайд 11)

– Вот беда! Что же будет, если волк съест нашего колобка?

– Кто помочь колобку готов?

7. Работа с геометрическим материалом.

  • Видно длинным и долгим был путь Колобка.
  • Давайте вспомним, какие единицы измерения длины вы знаете?

(см, дм)

– Назовите меньшую единицу длины.

– Вот вам карточки, на которых начерчен отрезок, измерьте его, напишите над отрезком, сколько он сантиметров,

1 ряд: найдите сумму ваших отрезков.

2 ряд: найдите разность ваших отрезков.

(Защита работ).

– Молодцы! Помогли убежать колобку.

8. Объяснение нового материала. Решение составной задачи.

 

(Слайд 12)

  • Катится колобок, а навстречу ему медведь: “Какой ты аппетитный колобок! Пожалуй, я тебя съем!”… – Что же делать, ребята? Если мы сейчас не поможем колобку, то медведь и впрямь его съест! Нам надо срочно справиться с задачей, которую предложил мишка. – (Слайд 13)
  • Повторим: из каких частей состоит задача? (условие, вопрос, решение, ответ.) 
  • Прочитайте задачу.  

– О чём говорится в задаче? Назовите условие и вопрос задачи.

– Какой это вид задачи? (на нахождение суммы).

– Что известно в задаче?

– Что нужно найти?

(Делается краткая запись.)

– Что надо знать, чтобы найти сколько вместе съели Малыш и Карлсон?

– Мы знаем сколько плюшек съел Малыш?

– А Карлсон?

– Мы можем это найти?

– Каким действием?

– А когда мы узнаем, сколько плюшек съел Карлсон, мы сможем ужнать сколько плюшек они съели вместе?

– Каким действием?

РАБОТА УЧЕНИКА У ДОСКИ.

М. – З
К. – ? – НА 2 П Б.
3=2=5(П.)
3=5=8(п,)

Ответ: 5 плюшек.

– Молодцы! Помогли колобку, не съел его медведь.

– Покатился колобок дальше. Устал наш колобок и решил он отдохнуть.

– Давайте и мы отдохнём.

9. Музыкальная физминутка. (цыплятки) (Слайд 14)

– Катится колобок, а навстречу ему лиса: “Колобочек, колобочек, пухленький бочочек, я тебя съем!”… (Слайд 15)

– Ребята, надо срочно помочь нашему колобку, пока эта хитрая коварная лиса его не съела. (Слайд 16)

10. Задание:

– Решите примеры, а ответы расположите в порядке возрастания и прочитайте слово.

4 – 2 + 3 = …ц 5 + 3 – 4 = …и 6 – 4 + 1 = …н
3 + 4 – 1 = …а 7 + 1 – 6= … м 8 + 0 – 7 =…у

– Какое слово получилось? (УМНИЦА). (Слайд 17)

– С заданием мы справились, а значит помогли колобку и от лисы убежать, и в нашей сказке она его не съела. Колобок вас всех благодарит и говорит вам “СПАСИБО” (Слайд 18)

– Правильно, сегодня вы стали ещё умнее.

11. Самостоятельная работа с книгой.

12. Итог урока. Рефлексия.

– Что мы сегодня делали на уроке?

– Мы слушали?  да.        

– Мы решали примеры?  Да.

– Мы говорили?  Да.    

– Мы решали задачу?  Да.

– Мы писали?  Да.

– Задачу какого вида мы решали?

– Почему она называется составной?

13. Самооценка

– Что понравилось на уроке? У вас на столе лежат смайлики. Возьмите их , пожалуйста, и нарисуйте ему тот ротик, который соответствует вашему настроению и вашей работе на уроке.

1. Урок понравился.
Я справился со всеми заданиями.
Я доволен собой.

2. Настроение хорошее, но задания были не такими уж легкими.
Мне было трудно, но я справился.

3. Задания на уроке оказались слишком трудные.
Мне нужна  помощь!

– А сейчас мы подсчитаем жетончики, кто же их набрал больше всех?

– Справились с работой на отлично:

– Молодцы!

– Немного не дотянули до них:

– Мы будем надеяться, что на следующем уроке вы будете работать лучше.

– А чтобы вы не болели и могли получать новые и интересные знания на каждом уроке, я хочу угостить вас витаминами. (Учитель раздает витамины).

Презентация

Физминутка Оранжевое солнце

Цыплятки