В структуре хронических заболеваний, заболевание центральной нервной системы занимает одно из первых мест. Имеющиеся нарушения вызывают затруднения в работе с детьми этой категории.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны).
По данным Госкомитета РФ на начало 2002 г. на учете в России состояли 658,1 тыс. детей – инвалидов в возрасте до 18 лет, что почти на 60 тыс. больше, чем в 1998 г. Каждый десятый ребенок – инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей до 14 лет болезни опорно-двигательного аппарата составляли в 1990г. 91,7тыс. случаев (впервые установленный диагноз), в 1995 г. — 547 тыс., а в 2001 г. — 741 тыс. случаев. Согласно сообщению пресс-службы ведомства, по данным на 2010 год в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет. По информации министерства, в 2009 году диагноз ДЦП был впервые поставлен 7 409, в 2010 году – 6 978 детям.
На сегодняшний день по данным ФГУ “ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ” число больных детей с заболеванием детский церебральный паралич по Уральскому федеральному округу составляет:
Субъект федерации |
Зарегистрированных больных детей от 0 – 14 лет с диагнозом впервые установленным |
||||
Абсолютные числа |
На 100. 00 детского населения |
||||
2007 |
2008 |
2007 |
2008 |
||
Уральский федеральный округ |
641 |
718 |
34.1 |
38.1 |
|
Свердловская область |
185 |
189 |
29.4 |
29.9 |
ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. При этом наиболее тяжело страдают “молодые” отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.
Это обстоятельство заставляет в последнее десятилетие ученых склониться к тому, чтобы сосредоточить внимание на помощи детям с детским церебральным параличом через обеспечение их всеми возможными условиями, средствами и вспомогательными приспособлениями для их социальной адаптации (К.А. Семенова, 2007).
За последнее десятилетие научные представления об особенностях развития детей с детским церебральным параличом расширились и уточнились.
Выявление и накопление новых фактов связано с тем, что дошкольное и школьное образование стали получать дети с тяжелыми проявлениями заболеваний, которые до середины 90-х годов XX в. считались необучаемыми.
В научных исследованиях б0-х-90-х годов XX в. широко представлены работы изучения познавательных, речевых, личностных особенностей детей и подростков с легкими проявлениями заболевания (Е.Ф. Архипова, Э.С. Калижнюк, И.И. Панченко, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова и др.). Именно эти дети составляют основной контингент специальных образовательных учреждений для детей с церебральным параличом (специальные школы VI вида для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
Школа-интернат “Эверест” реализует следующие основные общеобразовательные программы:
– для детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;
– для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью;
Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. (Приложение №1)
Таким образом, целью психолого-медико-педагогической работы в соответствии со Стандартом второго поколения является создание комплексной помощи детям с нарушением опорно – двигательного аппарата в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, способствующих успешной социальной адаптации и реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Цель: создание условий для более успешного прохождения кризисных моментов обучающимися и воспитанниками в период адаптации при поступлении в школу, при переходе в пятый класс и на этапе подготовки и сдачи выпускных экзаменов.
Задачи:
- Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Создание условий, способствующих освоению детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- Разработка и организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженными трудностями в психическом развитии, сопровождаемые поддержкой классного руководителя или воспитателя;
- Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Микляева А. В. Румянцева П. В. выделяют следующие причины дезадаптации относительно каждого возрастного этапа развития. (Приложение №2)
Направления деятельности:
Диагностическая работа.
Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.
Психолого-педагогическая диагностика детей с ДЦП решает несколько задач.
- ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Коррекционно-развивающая работа.
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающим ДЦП, решает следующие задачи:
- выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
- организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием! или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности.
Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:
- последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений;
- коррекция высших корковых функций;
- воспитание устойчивых форм поведения и деятельности;
- профилактика личностных нарушений;
- профессиональная ориентация;
Группы на коррекционные индивидуальные и малогрупповые занятия комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Продолжительность занятий 25–30 минут.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата, единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей таких детей.
Взаимодействие с семьей.
Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, независимо от возраста больного. Более того, по мере взросления ребенка возрастает значение психологической помощи, так как ситуация в семье непрерывно усложняется. Огромна роль здорового психологического климата в семье, где растет инвалид с детства вследствие ДЦП. Отсюда важность психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей инвалида.
Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития.
Основные направления в работе с семьёй представляются следующими:
- гармонизация семейных взаимоотношений;
- установление правильных детско-родительских отношений;
- помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических);
- помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка;
- обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т.п)
- помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования;
Задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в период адаптации различны.
Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и “умения учиться”, развитие творческих способностей. (Приложение № 3)
Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. (Приложение № 4)
Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. (Приложение № 5)
Таким образом, можно сделать следующий вывод – адаптированный учащийся, имеющий нарушения опорно-двигательного аппарата – это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде с учетом компенсаторных возможностей.
Универсальными адаптационными характеристиками человека принято считать:
- умение общаться и выстраивать совместную деятельность с другими;
- эмоциональная устойчивость;
- адекватное отношение к себе и другим;
- развитая рефлексия;
- адекватная мотивация деятельности.
Необходимые умения и навыки, определяющие, успешность адаптации:
- умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
- умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
- умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
- навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
- навыки уверенного поведения;
- навыки совместной (коллективной) деятельности;
- навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
- навыки самоподдержки;
- навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Планируемые результаты:
Результатом коррекции и развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата считается успешное освоение основной образовательной программы, освоение жизненно значимых компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.