Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, в условиях школы-интерната

Разделы: Школьная психологическая служба


В структуре хронических заболеваний, заболевание центральной нервной системы занимает одно из первых мест. Имеющиеся нарушения вызывают затруднения в работе с детьми этой категории.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это тяжелое заболевание нервной системы, которое нередко приводит к инвалидности ребенка. За последние годы оно стало одним из наиболее распространенных заболеваний нервной системы у детей. В среднем 6 из 1000 новорожденных страдают церебральным параличом (от 5 до 9 в разных регионах страны).

По данным Госкомитета РФ на начало 2002 г. на учете в России состояли 658,1 тыс. детей – инвалидов в возрасте до 18 лет, что почти на 60 тыс. больше, чем в 1998 г. Каждый десятый ребенок – инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей до 14 лет болезни опорно-двигательного аппарата составляли в 1990г. 91,7тыс. случаев (впервые установленный диагноз), в 1995 г. — 547 тыс., а в 2001 г. — 741 тыс. случаев. Согласно сообщению пресс-службы ведомства, по данным на 2010 год в стране насчитывается 71 429 детей с ДЦП в возрасте 0-14 лет и 13 655 детей с таким диагнозом в возрасте 15-17 лет. По информации министерства, в 2009 году диагноз ДЦП был впервые поставлен 7 409, в 2010 году – 6 978 детям.

На сегодняшний день по данным ФГУ “ЦНИИОИЗ Минздравсоцразвития РФ” число больных детей с заболеванием детский церебральный паралич по Уральскому федеральному округу составляет:

 

Субъект федерации

Зарегистрированных больных детей от 0 – 14 лет с диагнозом впервые установленным

Абсолютные числа

На 100. 00 детского населения

2007

2008

2007

2008

 

Уральский федеральный округ

641

718

34.1

38.1

 

Свердловская область

185

189

29.4

29.9

ДЦП возникает вследствие органического поражения центральной нервной системы под влиянием различных неблагоприятных факторов, воздействующих во внутриутробный (пренатальный) период, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в ранний постнатальный период). Наибольшее значение в возникновении ДЦП придают сочетанию поражения мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. При этом наиболее тяжело страдают “молодые” отделы мозга — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. Детский церебральный паралич проявляется в виде различных двигательных, психических и речевых нарушений. Ведущими в клинической картине детского церебрального паралича являются двигательные нарушения, которые часто сочетаются с психическими и речевыми расстройствами, нарушениями функций других анализаторных систем (зрения, слуха, глубокой чувствительности), судорожными припадками.

Это обстоятельство заставляет в последнее десятилетие ученых склониться к тому, чтобы сосредоточить внимание на помощи детям с детским церебральным параличом через обеспечение их всеми возможными условиями, средствами и вспомогательными приспособлениями для их социальной адаптации (К.А. Семенова, 2007).

За последнее десятилетие научные представления об особенностях развития детей с детским церебральным параличом расширились и уточнились.

Выявление и накопление новых фактов связано с тем, что дошкольное и школьное образование стали получать дети с тяжелыми проявлениями заболеваний, которые до середины 90-х годов XX в. считались необучаемыми.

В научных исследованиях б0-х-90-х годов XX в. широко представлены работы изучения познавательных, речевых, личностных особенностей детей и подростков с легкими проявлениями заболевания (Е.Ф. Архипова, Э.С. Калижнюк, И.И. Панченко, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова и др.). Именно эти дети составляют основной контингент специальных образовательных учреждений для детей с церебральным параличом (специальные школы VI вида для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата).

Школа-интернат “Эверест” реализует следующие основные общеобразовательные программы:

– для детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

– для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью;

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие двигательные нарушения, на другом — минимальные. Психические и речевые расстройства, так же как и двигательные, имеют разную степень выраженности, и может наблюдаться целая гамма различных сочетаний. (Приложение №1)

Таким образом, целью психолого-медико-педагогической работы в соответствии со Стандартом второго поколения является создание комплексной помощи детям с нарушением опорно – двигательного аппарата в освоении основной образовательной программы общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, способствующих успешной социальной адаптации и реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Цель: создание условий для более успешного прохождения кризисных моментов обучающимися и воспитанниками в период адаптации при поступлении в школу, при переходе в пятый класс и на этапе подготовки и сдачи выпускных экзаменов.

Задачи:

  1. Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными нарушением опорно-двигательного аппарата;
  2. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  3. Создание условий, способствующих освоению детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
  4. Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с нарушением опорно-двигательного аппарата с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
  5. Разработка и организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженными трудностями в психическом развитии, сопровождаемые поддержкой классного руководителя или воспитателя;
  6. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Микляева А. В. Румянцева П. В. выделяют следующие причины дезадаптации относительно каждого возрастного этапа развития. (Приложение №2)

Направления деятельности:

Диагностическая работа.

Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом представляет существенные трудности в связи с многообразием проявлений нарушений двигательного, психического и речевого развития этих детей. Двигательные нарушение в сочетании с нарушениями зрения и слуха, неразборчивая речь затрудняют организацию обследования ребенка и ограничивают возможности применения экспериментальных методик и тестовых заданий.

Психолого-педагогическая диагностика детей с ДЦП решает несколько задач.

  • ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
  • комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
  • определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;
  • изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
  • изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;
  • изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата;

Коррекционно-развивающая работа.

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. Необходима их общая позиция при обследовании, лечении, психолого-педагогической и логопедической коррекции.

Коррекционно-развивающая работа с детьми, страдающим ДЦП, решает следующие задачи:

  • выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка и психокоррекцию его поведения;
  • социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием! или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности.

Основными задачами коррекционно-педагогической работы в школьном возрасте являются:

  • последовательное развитие познавательной деятельности и коррекция ее нарушений;
  • коррекция высших корковых функций;
  • воспитание устойчивых форм поведения и деятельности;
  • профилактика личностных нарушений;
  • профессиональная ориентация;

Группы на коррекционные индивидуальные и малогрупповые занятия комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений. Продолжительность занятий 25–30 минут.

Консультативная работа включает:

  • выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата, единых для всех участников образовательного процесса;
  • консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

  • различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей таких детей.

Взаимодействие с семьей.

Эффективность работы с инвалидом вследствие поражения опорно-двигательного аппарата находится в тесной зависимости от наличия социальной, психологической и медицинской помощи его семье. В этой помощи семья нуждается постоянно, независимо от возраста больного. Более того, по мере взросления ребенка возрастает значение психологической помощи, так как ситуация в семье непрерывно усложняется. Огромна роль здорового психологического климата в семье, где растет инвалид с детства вследствие ДЦП. Отсюда важность психотерапевтической и психокоррекционной работы с семьей инвалида.

Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка. Родители — важнейшие участники педагогической работы, организуемой с ребенком, особенно если он по тем или иным причинам не посещает образовательное учреждение. Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, его возможности и перспективы развития.

Основные направления в работе с семьёй представляются следующими:

  • гармонизация семейных взаимоотношений;
  • установление правильных детско-родительских отношений;
  • помощь в адекватной оценке возможностей ребенка (как физических, так и психологических);
  • помощь в решении личных проблем (чувство неполноценности, вины), связанных с появлением аномального ребенка;
  • обучение элементарным методам психологической коррекции (аутогенной тренировке, элементам игротерапии, сказкотерапии и т.п)
  • помощь в выборе профессии и места получения профессионального образования;

Задачи психолого-медико-педагогического сопровождения в период адаптации различны.

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и “умения учиться”, развитие творческих способностей. (Приложение № 3)

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. (Приложение № 4)

Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости. (Приложение № 5)

Таким образом, можно сделать следующий выводадаптированный учащийся, имеющий нарушения опорно-двигательного аппарата – это учащийся, приспособленный к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов в новой для него школьной среде с учетом компенсаторных возможностей.

Универсальными адаптационными характеристиками человека принято считать:

  • умение общаться и выстраивать совместную деятельность с другими;
  • эмоциональная устойчивость;
  • адекватное отношение к себе и другим;
  • развитая рефлексия;
  • адекватная мотивация деятельности.

Необходимые умения и навыки, определяющие, успешность адаптации:

  • умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
  • умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
  • умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
  • навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
  • навыки уверенного поведения;
  • навыки совместной (коллективной) деятельности;
  • навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
  • навыки самоподдержки;
  • навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.

Планируемые результаты:

Результатом коррекции и развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата считается успешное освоение основной образовательной программы, освоение жизненно значимых компетенций:

  • развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладение навыками коммуникации;
  • дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
  • осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

Приложение 6