Цель: приобщение детей к деятельности в области музыка по теме: «8 Марта».
Задачи:
- Образовательная: обобщить уточнению представления о празднике, о музыкальных понятиях; познакомить детей с нотами.
- Развивающая: развитие музыкально-творческих способностей; формирование музыкального вкуса через игры, пение, слушание, движение марш.
- Воспитательная: воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности.
Словарная работа: ввести в активный словарь слова нотный стан, скрипка, скрипичный ключ, ноты – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обогащать словарь детей словами.
Оборудование: для оформления – островки с названием нот из бумаги; для занятия – экран, мультимедиа, ноутбук, островки нот, платочки – невидимки, река (две верёвки), колокольчики, островки в форме фасолей, скворец из бумаги, ноты из бумаги для сюрпризного момента, освежитель воздуха, искусственная сирень, 2 конверта с заданиями, карта путешествия.
Предварительная работа: знакомство с детьми, изготовление бейджика каждому ребёнку.
Методы и приёмы:
- путешествие по островам;
- марш;
- слушание;
- танец;
- дидактическая игра на внимание «Что лишнее?»;
- игра «Собери цветы», игра на муз. инструментах, игра с платочком;
- демонстрация карты;
- объяснение, беседа, диалог;
- чтение стихов, загадок;
- разучивание исполнение песни;
- разучивание и выполнение танцевальных движений.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка, стоит дворец, входят Нотный стан и Нкрипка.
Нотный стан и Скрипка:
В царство музыки попали,
Наши гости – господа.
Скрипка: Я – царица музыки – скрипка,
Нотный стан: А я нотный стан тогда.
Скрипка:
Музыка звучит повсюду,
Всюду музыка слышна,
Как приятно наслаждаться
Музыкой моей всегда.
Нотный стан:
Что же, ведь я тоже главный,
Музыку напишешь без меня?!
Нет, конечно, это знает каждый,
Это только музыку любя.
Скрипка: Тс-с! Господа, сюда идёт, скорее, нет, она плывёт.
Нотный стан: Смотрите… (шёпотом) королева СКРИПИЧНЫЙ КЛЮЧ! (звучит музыка).
Королева скр.ключ: (читаю стих)
Ключ имеет каждый дом –
Деревянный и кирпичный.
И у ноток ключик есть,
Называется СКРИПИЧНЫЙ.
– Здравствуйте, гости! Здравствуйте дети! Разрешите мне начать музыкальное занятие в подготовительной при школе группе. Я приглашаю вас в путешествие. В какое? В музыкальное! Идём…
Нотный стан: Постойте, постойте.
Королева: Что случилось?
Нот.стан: Мы ведь не сказали вам самое главное. Мы будем путешествовать, а как и почему узнаете, когда угадаете загадку.
Скрипка: (загадывает загадку о нотах)
Пять ступенек – лесенка,
На ступеньках – песенка,
Семь ребят на лесенке
Заиграли песенки. (Ноты)
Нотный стан: Конечно – это ноты, вот они. (Показывает на себя)
Королева: Давайте их пропоём (до, ре,
ми, фа, соль, ля, си) А какая музыка или песня, какой
праздник и утренник без нот, а ведь скоро 8 марта (грустят)
Чтобы прийти к нашей цели и собрать все ноты,
нужно пройти испытания, выполняя задания, мы
будем переходить с одного островка нот к
другому. Победителя на каждом островке ждёт
награда – сюрприз. Договорились?
Дети: Да.
Королева: А помогут нам в этом, мои лучшие друзья – уважаемая Скрипка и благородный Нотный стан.
Скрипка: А вот вам и карта, чтобы правильно найти островки и задания к ним.
Королева: В музыке существует есть 6 этапов: марш, движения, слушание, пение, танец, игра. Видите (смотрят карту), вдалеке первый остров «ДО». До него нужно До маршировать. Попробуем.
Дети: (все маршируют)
Королева: Смотрите, здесь лежит конверт (раскрываем конверт, читаем) Назовите слова и использованием ноты «ДО». Например: ДОм.
Дети: (называют) ДОрогой, ДОрога, леДОк.
Нотный стан: Хорошо поиграли, вручаем ноту «ДО», что лучше назвал слова.
Скрипка: (играет смычком, все хлопают)
Королева: Молодцы, давайте посмотрим карту (смотрят, встают в круг), куда же идти дальше? Перед нами река (два шнурка), а там островок нотки «РЕ»,нужно реку переплыть. Готовы? Поплыли (движения руками) . Здесь нужно решить задачу,давайте решать.
Игра «Убери лишнее» (7 муз.ин и 3 фрукта).
– А сейчас сосчитайте музыкальные инструменты. Молодцы!
Нотный стан: Нотой «РЕ» награждается…
Скрипка: (играет на скрипке)
Королева: Идём дальше. Что в карте
(смотрят). Нам нужно прийти к своей цели,
слышите… птицы поют, значит недалеко остров
«МИ», как мило они поют, это наверно прилетели
скворцы (звучит пение птиц),а вот и скворец,
посмотрите, у него задание для нас, попади в
мишень, а там загадка (угадывают загадку).
Нотный стан: Молодцы! Вручаю ноту «МИ».
Скрипка: (играет)
Королева: Давайте, ребята посмотрим карту. Остров «ФА». Как к нему прийти? Что тут написано…, волшебные платочки-невидимки?!
Скрипка: Так вот же они! (Раздаёт)
Королева: Платочки одеваем, глазки закрываем.
Нотный стан: (раскладываем фасоль и соль, со словами песни).
Королева: Снимайте платочки, открывайте глазки, ребята. Что это? (Показываю листы). Мы попали сразу на два острова СОЛЬ и ФАСОЛЬ, так из них можно сделать отличный салат. А на них что-то написано. Какие-то цифры и слова. Посмотрите, что-то получилось. Какая-то песня?
1) мама; 2) первое; 3) слово; 4) главное; 5) слово; 6) в каждой; 7) судьбе
– Это же песня из рекламы «Киндер сюрприз»!!! Давайте споём отрывок этой песни. А ты, Скрипка, раздай нам колокольчики. Мы в припеве будем играть на колокольчиках.
(Учат и исполняют 1 куплет песни «Мама – первое слово» )
Нотный стан: Молодцы, ребята. Вручаю медали ФА и СОЛЬ за лучшее исполнение.
Скрипка: (играет)
Королева: Двигаемся дальше. Что у нас на карте? Ищем остров «ЛЯ»! здесь какой – то конверт?
(Читает лист из конверта)
ПЛЯсовую заведём,
С вами вместе в пЛЯс пойдём.
Придётся танцевать.
(Звучит плясовая, разучиваем движения и танцуем)
Нотный стан: Молодцы и с этим заданием справились, вручаем ноту «ЛЯ».
Скрипка: (играет)
Королева: Почти все ноты собрались, не хватает лишь одной «СИ». Давайте посмотрим в карту. Солнце нарисовано, ярко светит, как весной, много цветов нарисовано, все женщины любят цветы.
Нотный стан: (Брызгает освежителем воздуха с запахом Сирени незаметно)
Королева: Чувствуйте? Какой приятный аромат! Смотрите, дети остров ноты «СИ», Сирень растёт, цветёт, благоухает. Давайте поиграем в игру «Собери букет» (играем в игру)
Нотный стан: Хорошо поиграли. Медаль получает… (тот, у кого нет медали)
Скрипка: (играет)
Королева: А вот и всё ноты в сборе, мы их все собрали. Давайте пропоём. (Дети встают в том порядке, как получили медаль-ноту и поют нотный стан). Длинный путь мы прошли. Когда все ноты собрались, мы можем исполнить любую мелодию, сочинить любую песню, создавать музыкальные шедевры и дарить людям радость. (читаю стих)
Я хочу увидеть музыку
Я хочу услышать музыку
Что такое это музыка?
Расскажите мне скорей
Птичьи трели эта музыка
И капели это музыка
Есть особенная музыка
В тихом шелесте ветвей.
Видишь лист кленовый кружится
Тихо кружится под музыку
Видишь тучка в небе хмурится
Будет музыка дождя
И у ветра и у солнышка
И у тучки и у дождика
И у маленького зёрнышка
Тоже музыка своя.
– На этом наше путешествие закончилось, до свидания.
Дети под музыку выходят из зала.