Формирование УУД обучающихся через использование ИОР в урочной и внеурочной деятельности по предмету "Технология"

Разделы: Технология


В России, как и во многих других странах мирового сообщества, все большее внимание уделяется проблеме информатизации образования, которая рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации. Эта проблема является фундаментальной и важнейшей проблемой 21 века в силу следующих причин:

  • стремительное развитие процесса информатизации общества, которое является проявлением общей закономерности развития цивилизации. Сегодня этот процесс приобрел поистине глобальный характер и уже охватывает практически все развитые страны мира, в том числе и Россию. При этом информатизация общества влечет за собой многие радикальные социальные изменения и существенным образом изменяет практически все стороны жизни людей;
  • функциональные возможности и технические характеристики средств информатики, информационно-телекоммуникационных технологий в последние годы исключительно быстро растут, а их стоимость неуклонно снижается, что делает эти средства все более доступными для массового пользователя. Необходимо отметить, что эти возможности уже сегодня значительно опережают тот уровень подготовленности общества, который требуется для их эффективного использования, и это порождает еще одну социальную проблему – проблему развития новой информационной культуры общества, тесно связанную с проблемой развития сферы образования;
  • дальнейшее стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и широкое внедрение ее достижений в социальную практику привели к формированию совершенно новой информационной среды общества, которую современные философы называют инфосферой. Именно инфосфера будет определять основные черты информационного общества, той новой цивилизации, которая уже сегодня формируется в развитых странах и, с исторической неизбежностью, будет распространяться по всему миру.

Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Этот процесс инициирует:

  • во-первых, совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
  • во-вторых, совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;
  • в-третьих, создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации;
  • в-четвертых, создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Именно поэтому одна из 4-х междисциплинарных программ ФГОС направлена на  формирование ИКТ-компетентности обучающихся, что осуществимо только при создании информационных образовательных ресурсов, каккомплексного средства обучения, обеспечивающего все виды учебной деятельности и позволяющего осуществлять индивидуально-деятельностный подход к процессу целенаправленного формирования предметных и универсальных компетенций.    

Таким образом, необходимость применения в учебном процессе компьютерных средств и информационных технологий совершенно очевидна. Это позволяет перевести учебный процесс на качественно более высокий уровень. С помощью ИОР можно получать в различной форме учебную и справочную информацию, организовывать процессы усвоения знаний, приобретения умений и навыков самостоятельной учебной или практической деятельности; эффективно осуществлять контроль результатов обучения, тренаж, повторение; активизировать познавательную деятельность обучающихся; формировать определенные виды мышления.

Компоненты ИОР предмета «Технология»

Формирование и использование ИОР требует определенного технического оснащения учебного кабинета и школы в целом. Это оснащение проведено в нашей школе:

  • в каждом кабинете есть ПК, доступ к Интернету, плазменные телевизоры;
  • действует единая электронная сеть школы;
  • оборудован кабинет информатики, где можно проводить отдельные занятия, предусматривающие индивидуальное использование ПК обучающимися для выполнения учебных заданий.

На этой базе появилась возможность для создания ИОР по предмету технология, состоящего из четырех компонентов:

1. Содержательный методический и дидактический компонент, включающий рабочие программы, программы элективных курсов,  спецкурса и факультативов с использованием ПК, позволяющие повышать эффективность теоретических занятий, практических и творческих работ; электронный комплект технологических и информационных карт, опорных конспектов, электронные учебно-методические пакеты на уроки по творческому проектированию и моделированию костюма; презентации Microsoft Power Point – наглядность для уроков по формированию первоначальных знаний по темам; дидактические разработки-практикумы по выполнению лабораторных и практических работ, по выполнению творческих проектов с использованием программ Microsoft Power Point, Microsoft Excel, My Тest.

2. Контрольно-оценочный компонент – разработанные для занятий с использованием ПК электронные методы фиксации и оценивания результатов (электронные тесты в программе My Тest), а так же тестовые задания по всем темам курса.

3. Справочно-информационный компонент, состоящий из каталога Интернет источников (составленного при непосредственном участии обучающихся), где информация разделена по темам и направлениям.

4. Научный компонент, включающий наиболее интересные сообщения, рефераты, научно-исследовательские работы, творческие и социальные проекты обучающихся, а так же олимпиадные задания с решениями школьного, муниципального и регионального этапов ВОШ.

Формирование ИОР по технологии начиналось с содержательного компонента:  ПК использовался для составления программ, технологических карт, выполнения презентаций и дидактического материала к урокам. Затем ИТ были использованы в урочной и  внеурочной деятельности: инструментарий игровых программ по моделированию костюма, причесок и макияжа применялся как виртуальный конструктор на уроках и занятиях факультатива,  элективных курсов.  Формирование информационно-справочного  и научного компонентов ИОР по технологии началось с 2006 года, когда в кабинете технологии был установлен компьютер, но самое активное его пополнение осуществляется с 2007 году, так как школа получила доступ к Интернету. Установленные фильтры значительно снизили возможность доступа к Интернету в школе, но обучающиеся уже освоили самостоятельный поиск информации и осуществляют его  в домашних условиях.

Использование ИТ на уроках

Развитие и наполнение ИОР по предмету предполагает определенный уровень профессиональной подготовки педагога, курсы повышения квалификации Института развития образования Омской области по теме "Использование ИКТ при обучении технологии" позволили мне сделать очередной шаг в этом направлении. Была освоена методика выполнения электронных учебно-методических пакетов (ЭУМП) к урокам.

Урок-практическая работа "Художественное моделирование костюма" является итоговым уроком по теме "Композиция костюма", цель которого – закрепление умений и навыков по разработке модели костюма с использованием ПК (урок проводится в кабинете информатики). Для проведения данного урока разработан электронный учебно-методический пакет, который может использоваться учителями при подготовке к уроку и учащимися для самоподготовки. Пакет содержит презентацию "Вводный слайд", через гиперссылки которой можно выйти на следующие материалы урока:

  • Презентации, позволяющие повторить и закрепить опорные знания, необходимые для выполнения практической работы (эти презентации подготовлены учащимися по индивидуальным домашним заданиям)
  • Презентацию – инструктаж по выполнению практической работы
  • Презентация – тест 2-го уровня усвоения (в программе Microsoft Power Point) и электронный тест (в программе My Test) 1-го уровня усвоения для итогового контроля знаний
  • Технологическую карту и пособие по выполнению практической работы для учащихся
  • Технологическую карту – сценарий урока для учителя

Результатом практической работы является созданный учащимися на ПК файл (Microsoft Word), содержащий виртуальный эскиз костюма определенного назначения с его описанием и обоснованием выбора цветовой гаммы по типу внешности манекенщицы (Приложение 1).

По такому же принципу создан ЭУМП для урока-семинара  "Оформление и формы защиты творческого проекта". В ходе урока-семинара ученицы знакомятся с критериями оформления и защиты проекта, оценивают по критериям пробные защиты, используя для подсчета баллов таблицы  Microsoft Excel, что значительно убыстряет процесс оценивания (Приложение 2).

Роль данных уроков очень велика, т.к. они не только формируют знания и умения, необходимые для успешного выполнения творческих учебно-практических задач, но и создают условия для активной самостоятельной деятельности учащихся на стадии подготовки к урокам, позволяют внести элементы взаимообучения, взамооценки, самоконтроля. Использование средств ИКТ при подготовке  и проведении уроков способствовало расширению содержания предмета, осуществлению метапредметных связей, формированию навыков исследовательской деятельности. Это дало возможность комбинировать инновационные формы с традиционными, формировать коммуникативную, информационную компетентности, применить деятельностный подход к обучению, то есть более эффективно формировать предметные и универсальные учебные действия,  что очень важно в условиях введения ФГОС.

Новые образовательные стандарты предполагают учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся. Примером может служить практическая работа для 5 класса "Создание композиции прихваток в графическом редакторе Paint". Эта работа является  заданием 3-го уровня сложности, направленная на совершенствование ключевых знаний по выбору цветовой гаммы композиции с использованием  цветового круга и приобретение новых знаний по применению инструментов графического редактора. Это задание можно выполнить и без использования ИКТ, но потребуется гораздо больше времени на проработку вариантов, на выполнение рисунка и описание работы. Кроме того, качество схем и рисунков будет гораздо ниже и палитра красок будет менее разнообразной (Приложение 3).

Использование ИТ во внеурочной деятельности

ИТ эффективно  используются на занятиях факультатива для 7-х классов "Юный модельер" и элективных курсов для 8-х классов "Дизайн прически", "Макияж".

Результатом факультатива "Юный модельер" является коллекция из пяти моделей, причем семиклассницы имеют возможность не только создать эскизы костюмов, но и осуществить постановку показа мод на виртуальном подиуме, подбирая фонограмму, движения манекенщиц и дизайн подиума, то есть девочки в игровой форме  знакомятся с профессией художника-модельера.  Подведение итогов реализации программы факультатива проходит в форме деловой игры "Показ коллекций костюмов", в ходе которой юные модельеры представляют свои коллекции и проводят конкурсный показ. По итогам конкурса жюри, состоящее из учениц 10-11 классов, награждает дипломами победителя и призеров (Приложение 4).

На занятиях элективных курсов "Дизайн прически" и "Макияж" обучающиеся получают возможность подобрать прическу и выполнить макияж с учетом особенностей своей внешности, используя инструментарий обучающих цифровых программ (Приложение 5).

Вышеперечисленные конечные продукты факультативных занятий и элективных курсов могут быть выполнены только с использованием ИТ, причем виртуальное моделирование дает возможность в короткие сроки проработать множество  разнообразных вариантов и выбрать из них наиболее приемлемые.

УУД учащихся, формируемые в результате использования ИОР

Развитие умений по использованию ИОР в сочетании с предметными знаниями составляют основу для формирования ключевых компетенций, которые обеспечивают обучающимся не только наличие знаний, умений и навыков, но и готовность применять их в конкретной ситуации, актуальной в данный момент. Что позволяет осуществлять системный подход к формированию универсальных учебных действий на уроках технологии.
Использование ИОР способствует формированию следующих УУД:

  • Познавательных УУД:
    • использование различных приемов поиска информации в Интернете;
    • формирование собственного информационного пространства (создание системы папок и размещение в них нужных информационных источников);
    • создание наглядного материала к сообщениям, докладам с помощью цифровых инструментов;
    • создание графических объектов с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
    • моделирование объектов с помощью виртуальных конструкторов.
  • Личностных УУД:
    • повышение мотивации к обучению
  • Коммуникативных УУД:
    • организация групповой деятельности и своей индивидуальной деятельности в группе с использованием ИОР;
    • обмен информацией через электронную почту;
    • осуществление образовательного взаимодействия в информационном пространстве школы (получение и выполнение заданий, получение консультаций)
    • выступление перед аудиторией с видеоподдержкой
  • Регулятивных УУД:
    • организация своего учебного времени с использованием ИКТ;
    • осуществление самоконтроля и взаимоконтроля инструментами ИКТ

Перспективы совершенствования ИОР по технологии – в дальнейшем развитии всех компонентов. Например, в содержательном компоненте идет работа над электронным практикумом по всем лабораторным и практическим работам, а в дальнейшем планируется создание электронного учебника.  В контрольно-оценочном компоненте разрабатываются новые электронные тесты  и конкретные критерии для оценки и самооценки выполнения учебных заданий. При непосредственном участии обучающихся идет процесс постоянного пополнения  справочно-информационного и научного компонентов.  Кроме того, в недалеком будущем (после оснащения кабинета технологии необходимым оборудованием) планируется проведение видеоконсультаций для учеников.

Развитие умений по использованию ИОР в сочетании с предметными знаниями составляют основу для формирования ключевых компетенций, которые обеспечивают обучающимся не только наличие знаний, умений и навыков, но и готовность применять их в конкретной ситуации, актуальной в данный момент. Что позволяет осуществлять системный подход к формированию универсальных учебных действий на уроках технологии.

Совершенствование УУД происходит через применение элементов дистанционного обучения при подготовке учащихся к олимпиадам: выполняя творческие проекты к третьему туру Всероссийской олимпиады школьников, девочки отправляют свои файлы для проверки и получают индивидуальные консультации через электронную почту. В 2012-13 учебном году в муниципальном этапе ВОШ принимало участие 14 человек, из них 7 – прошли на региональный этап и рейтинг по оцениванию творческих проектов регионального этапа составил  среди 9-х классов – 5-е место при 25 участниках, а среди 10-11 классов – 3-е место при 40 участниках.

Благодаря ИОР, школьники имеют возможность принимать участие в дистанционных конкурсах. Например, участвуя в дистанционной олимпиаде по конструированию в 2012 и 1013 годах, которую проводит кафедра конструирования швейных изделий Омского государственного института сервиса, по итогам трех туров наши школьницы становились победителями и получали звание "Юный модельер". Девочки нашей школы являются постоянными участниками дистанционного Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ «Портфолио», в 2013 году пятеро школьниц стали победителями фестиваля в конкурсе «Учебный проект».

Использование ИОР позволяет учителю совершенствовать свой профессионализм через участие в телекоммуникационных проектах и Интернет-конференциях.

Эффективность применения ИОР в образовательном процессе подтверждена высоким качеством знаний обучающихся и  результатами участия в различных конкурсах (Приложение 6).

Формирование универсальных учебных действий, как важнейшего результата реализации стандарта, является одним из основных положений ФГОС. Это положение в свою очередь обусловлено потребностями современной цивилизации. Использование ИОР значительно увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИОР формирование УУД в объемах и измерениях, намеченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной школе.

Презентация