Урок окружающего мира по теме "Каменное царство". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: формирование и расширение  представлений о горных породах и полезных ископаемых и об их использовании.

Задачи:

  • познакомить учащихся с группами горных пород по происхождению, с их свойствами и применением;
  • создать условия для развития навыков исследовательской деятельности;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.

Оборудование:

  • Презентация
  • Физическая карта
  • Набор для исследования
  • Учебник

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний учащихся

– Ребята, я загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать. (Слайды 1-4)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Соль)

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)

– Что объединяет эти объекты? (Полезные ископаемые)
– А что такое полезные ископаемые? (Горные породы и минералы).
– Догадались, о чем мы с вами будем говорить? И тема нашего урока – «Каменное царство». (Слайд 5)
– А что вы знаете о глине, граните, соли, каменном угле?
– Что вам хочется узнать про эти полезные ископаемые?
– Люди, каких профессий занимаются научными исследованиями? (Учёные)
– А в чем заключается их работа?
– Вот сейчас и вы будете учеными. В своих лабораториях вы проведете исследования  и сделаете открытия. 
– С чего вы начнете свои исследования? (Рассмотреть, прочитать, проделать какие то опыты)
– Итак, чем же вы сейчас займетесь?

3. Изучение нового материала

Исследовательская работа.

Цель: определить состояние и свойства гранита, соли, каменного угля и глины.

– На столах лежат листочки с инструкцией по изучению свойств материалов неживой природы. Сейчас в своих лабораторий   вашим группам предстоит определить свойства гранита, соли, каменного угля, глины; сделать вывод об их происхождении (образовании).
Но сначала вспомним правила работы в группах.(Ответы детей)

Работа в группах:

1 группа – соль
2 группа – глина
3 группа – каменный уголь
4 группа – гранит (слайд 4)

Дети, используя карточку инструкцию, выполняют исследовательскую работу.

Состав и свойства Гранит Соль Каменный уголь Глина
Твёрдое, жидкое или газообразное твёрдое твёрдое твёрдое твёрдое
Однородное вещество или смесь веществ смесь веществ однородное смесь веществ однородное
Цвет красный
серый
белый черный серый
Раскалывается с трудом или легко (прочность) прочное непрочное непрочное непрочное
Растворимое или нерастворимое нерастворимое растворимое нерастворимое нерастворимое

Защита своих исследований (Слайд 5)

– А теперь сравним полученные результаты. По каким общим признакам можно классифицировать эти горные породы на две группы? (Познакомить учащихся с происхождением горных пород и минералов)

Горные породы     (Слайд 6)
гранит                      соль
                                    глина
                                    уголь
Магматические               Осадочные

Дети читают на карточках.

Горные породы рождались по-разному. Одни рождались в глубине Земли и вместе с раскаленной выносились к поверхности, в земную кору. Остыв, они образовывали на глубине скопления гранита, базальта, разных руд.
Осадочные – это породы, которые появились в результате  того, что в морях и океанах оседали на дно остатки разных живых организмов. За миллионы лет они образовали огромные скопления. Осадочные породы образовались так же и в результате разрушения гор. Солнце , вода и ветер превращали их  в мелкие частицы. Попав в водоемы, они постепенно оседали и в определенных условиях превращались в твердые горные породы.
Сравнив свойства гранита, соли, глины и каменного угля, мы можем сделать вывод: горные породы образуются по-разному.

4. Физминутка

Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.

– Что еще мы не сказали про эти полезные ископаемые? (Где применяются?)
– А чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к учебнику.(Про каменный уголь, соль  в энциклопедии).Стр.92-94. Читаем и ищем ответ на вопрос.
(Работа в группах)
Ответы детей сопровождаются слайдами.
Показать на карте месторождения
В Волгоградской области тоже есть «солёное» озеро Эльтон, а недалеко, в Калмыкии – озеро Баскунчак.

5. Закрепление материала

– Итак, ребята. Вы очень хорошо поработали в своих лабораториях, узнали много интересного о горных породах. И я вам сейчас предлагаю выполнить задание на карточках. Я уверенна, что вы с ним справитесь.

Карточка № 1

Полезные ископаемые разделить на группы (по применению человеком)

Каменный уголь, известняк, малахит,  торф, природный газ, каменная соль, гранит, глина, железная руда, рубин,  песок, изумруд,  нефть, медный колчедан, мрамор

Название группы Полезные ископаемые
Строительство  
Топливо  
Промышленность  

– Ребята, а вы все объекты распределили? Почему? А хотите узнать больше про эти горные породы и минерала. Подготовьте на следующий урок сообщения . На перемене подойдете и мы распределим, кто о чем будет готовить сообщение.
– Ребята, а вы знаете, что в природе существует около 4000 тысяч минералов. Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 94. (Слайды)

6. Рефлексия (Слайд)

– Ваша работа напоминала труд учёного-исследователя с той только разницей, что вы исследовали уже открытое, а учёный исследует неизвестное.

  • Сегодня на уроке мы познакомились ...
  • Мне было трудно ...
  • Я сомневался ...
  • Мне понравилось ...
  • Я доволен ...