Цель: формирование и расширение представлений о горных породах и полезных ископаемых и об их использовании.
Задачи:
- познакомить учащихся с группами горных пород по происхождению, с их свойствами и применением;
- создать условия для развития навыков исследовательской деятельности;
- способствовать формированию активной жизненной позиции, чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности каждого за конечный результат.
Оборудование:
- Презентация
- Физическая карта
- Набор для исследования
- Учебник
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
– Ребята, я загадаю загадки, а вы попробуйте их разгадать. (Слайды 1-4)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина.)Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Соль)Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несёт в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Каменный уголь)
– Что объединяет эти объекты? (Полезные
ископаемые)
– А что такое полезные ископаемые? (Горные
породы и минералы).
– Догадались, о чем мы с вами будем говорить? И
тема нашего урока – «Каменное царство». (Слайд 5)
– А что вы знаете о глине, граните, соли, каменном
угле?
– Что вам хочется узнать про эти полезные
ископаемые?
– Люди, каких профессий занимаются научными
исследованиями? (Учёные)
– А в чем заключается их работа?
– Вот сейчас и вы будете учеными. В своих
лабораториях вы проведете исследования и
сделаете открытия.
– С чего вы начнете свои исследования? (Рассмотреть,
прочитать, проделать какие то опыты)
– Итак, чем же вы сейчас займетесь?
3. Изучение нового материала
Исследовательская работа.
Цель: определить состояние и свойства гранита, соли, каменного угля и глины.
– На столах лежат листочки с инструкцией по
изучению свойств материалов неживой природы.
Сейчас в своих лабораторий вашим группам
предстоит определить свойства гранита, соли,
каменного угля, глины; сделать вывод об их
происхождении (образовании).
Но сначала вспомним правила работы в группах.(Ответы
детей)
Работа в группах:
1 группа – соль
2 группа – глина
3 группа – каменный уголь
4 группа – гранит (слайд 4)
Дети, используя карточку инструкцию, выполняют исследовательскую работу.
Состав и свойства | Гранит | Соль | Каменный уголь | Глина |
Твёрдое, жидкое или газообразное | твёрдое | твёрдое | твёрдое | твёрдое |
Однородное вещество или смесь веществ | смесь веществ | однородное | смесь веществ | однородное |
Цвет | красный серый |
белый | черный | серый |
Раскалывается с трудом или легко (прочность) | прочное | непрочное | непрочное | непрочное |
Растворимое или нерастворимое | нерастворимое | растворимое | нерастворимое | нерастворимое |
Защита своих исследований (Слайд 5)
– А теперь сравним полученные результаты. По каким общим признакам можно классифицировать эти горные породы на две группы? (Познакомить учащихся с происхождением горных пород и минералов)
Горные породы (Слайд 6)
гранит соль
глина
уголь
Магматические Осадочные
Дети читают на карточках.
Горные породы рождались по-разному. Одни
рождались в глубине Земли и вместе
с раскаленной выносились к поверхности, в
земную кору. Остыв, они образовывали на глубине
скопления гранита, базальта, разных руд.
Осадочные – это породы, которые появились в
результате того, что в морях и океанах оседали
на дно остатки разных живых организмов. За
миллионы лет они образовали огромные скопления.
Осадочные породы образовались так же и в
результате разрушения гор. Солнце , вода и ветер
превращали их в мелкие частицы. Попав в
водоемы, они постепенно оседали и в определенных
условиях превращались в твердые горные породы.
– Сравнив свойства гранита, соли, глины
и каменного угля, мы можем сделать вывод: горные
породы образуются по-разному.
4. Физминутка
Тихо все ребята встали.
Руки дружно все подняли,
Развели их в стороны,
Посмотрели, ровно ли,
Опустили разом вниз,
Тихо, тихо все садись.
– Что еще мы не сказали про эти полезные
ископаемые? (Где применяются?)
– А чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к
учебнику.(Про каменный уголь, соль в
энциклопедии).Стр.92-94. Читаем и ищем ответ на
вопрос.
(Работа в группах)
Ответы детей сопровождаются слайдами.
Показать на карте месторождения
– В Волгоградской области тоже есть
«солёное» озеро Эльтон, а недалеко, в Калмыкии –
озеро Баскунчак.
5. Закрепление материала
– Итак, ребята. Вы очень хорошо поработали в своих лабораториях, узнали много интересного о горных породах. И я вам сейчас предлагаю выполнить задание на карточках. Я уверенна, что вы с ним справитесь.
Карточка № 1
Полезные ископаемые разделить на группы (по применению человеком)
Каменный уголь, известняк, малахит, торф, природный газ, каменная соль, гранит, глина, железная руда, рубин, песок, изумруд, нефть, медный колчедан, мрамор
Название группы | Полезные ископаемые |
Строительство | |
Топливо | |
Промышленность |
– Ребята, а вы все объекты распределили? Почему?
А хотите узнать больше про эти горные породы и
минерала. Подготовьте на следующий урок
сообщения . На перемене подойдете и мы
распределим, кто о чем будет готовить сообщение.
– Ребята, а вы знаете, что в природе существует
около 4000 тысяч минералов. Давайте об этом
прочитаем в учебнике на стр. 94. (Слайды)
6. Рефлексия (Слайд)
– Ваша работа напоминала труд учёного-исследователя с той только разницей, что вы исследовали уже открытое, а учёный исследует неизвестное.
- Сегодня на уроке мы познакомились ...
- Мне было трудно ...
- Я сомневался ...
- Мне понравилось ...
- Я доволен ...