Урок математики по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока. Формирование новых знаний. Длительность: 40 минут. 

Технологии обучения: задачная форма обучения; проблемно-исследовательская.

Цель урока: используя ранее изученный материал научиться выполнять арифметические действия – сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; переход к сложению и вычитанию обыкновенных дробей с разными знаменателями, развивать познавательный интерес к математике. 

Задачи: 

обучающие: (формирование познавательных и логических УУД – универсальных учебных действий) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, разными знаменателями;

развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; учить кратковременному расслаблению во время умственной работы;

воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т.е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. 

Задачная форма организации предметного материала состоит из следующих этапов:

План

Этап урока   Время
(в мин.) 
1 Организационный момент   2
2 Проверка домашнего задания   1
3 Решение предметной задачи (актуализация темы и мотивация темы) Берется одна предметная задача, в которой спрятано некоторое понятие, которое должен освоить ребенок. Желательно, чтобы эта задача соотносилась с историческим контекстом, была подобна той, что решали люди сформировавшие искомое понятие 7
4 Анализ, выделение главного отношения (изучение нового материала) В ходе групповой работы ученики при помощи учителя должны выделить в предметной задаче искомое теоретическое понятие 4
5 Моделирование (буквенная запись сложения и вычитания обыкновенных дробей) Понятие обязательно должно быть переведено в рисунок, схему. Необходимо заметить, что такая способность перевода объекта с одного знакового языка на другой является одной из фундаментальных психических способностей человека 4
6 Физпауза   2
7 Варьирование модели Необходимо выстроить действия, которые можно выполнять с данным понятием, оно должно стать для ребенка “операционным” 5
8 Практическая часть Самостоятельная работа 5
9 Контрольно-оценочный акт Решение частных задачи для рефлексии освоенного способа и приобретения навыка использования построенного теоретического понятия 7
10 Рефлексия   3

1. Организационный момент. 

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение обыкновенных дробей. На практике применим знания. В конце урока проверим, как вы поняли эту тему, а также я попрошу вас самостоятельно оценивать свою работу на уроке, насколько вы прикладываете усилия, работаете ли вы в полную силу. 

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, одним из заданий на дом было начертить окружность радиуса 8 см, и разделить ее на 12 равных частей. Покажите каждый свою работу.

3. Решение предметной задачи. (Актуализация темы и мотивация темы).

А) (на доске записана дробь и стихотворение с пропусками).

Каждый может за версту
Видеть дробную ……….
Над чертой ……… . Знайте!
Под чертою …………. .
Дробь такую непременно
Надо звать ……………. .

Б) 19, 157, ?

Фронтальная беседа по вопросам:

- Что вы видите в этой записи? (числа)

- Какие числа?

- Какие действия вы учились выполнять с натуральными числами, начиная с первого класса?

- Выберите из этой записи дробные числа и назовите их.

- Какие действия вы уже научились выполнять с дробными числами?

В) Приведите дроби к знаменателю 30: .

4. Анализ, выделение главного отношения (создание проблемной ситуации).

А) Выполните действия: 19 + 39 = 157 – 94 = последние два примера учащиеся не могут решить, не хватает знаний. Но у них есть окружность, разделенная на 12 равных частей. Закрасить сначала 1/12 часть круга, затем 7/12 части, в общем какая часть окружности закрасилась?

- Ребята, кто пояснит, чем мы сейчас занимаемся?

О: Мы складываем обыкновенные дроби. Мы знаем, что можно сложить, но не можем сформулировать как.

В: Я вас правильно поняла

     

В: Попробуйте сформулировать проблему

О: Мы не можем придумать правило для сложения.

В: Что мы хотим отобразить в нем?

О: Утверждение, закон, по которому складывают обыкновенные дроби.

В: Что можно поместить в ответ?

О: а) поместить рисунок; б) записать ответ в виде дроби.

В: Какой вариант ответа самый точный:

О: запись ответа в виде дроби.

5. Моделирование (буквенная запись сложения и вычитания обыкновенных дробей)

сформулировать правило

- Какие были трудности?

- Что помогло в выполнении задания?) 

Чтобы вы настроились на рабочий лад, я предлагаю вам выполнить следующие задания.

Слайд

1 - =

1 – 6/12 =

1 – 15/21 =

- Смоделируйте буквенную запись.

6. Физпауза.

7. Варьирование модели.

 а) Найдите закономерность и заполните таблицу (5 мин. на размышление).

*
* *
1 1 1 * 1

(При проверке данного задания – вопрос: какая закономерность? Докажите, что эта закономерность выполняется и в четвёртом столбце)

Найдите сумму двух чисел:

Можно ли их сложить? Составьте буквенную запись такого сложения, словесную формулировку правила.

Выполните действия:

а)

б)

в)

г)

9. Самостоятельная работа

1. Выполните действия:

а) ;

б) 1-

в)

2. Сравните дроби (вместо звёздочки поставьте нужный знак).

а)

б)

в)

3. Решите уравнение.

а)

б)

10. Рефлексия 

Учитель: Ребята вот и подходит к концу наш урок. Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели, почему, что было трудным на уроке, как с эти можно бороться? Подумайте и поставьте себе за свой труд и работу отметку, поставьте сами, эту отметку никто из ребят не увидит, попробуйте быть честным с самим собой. Полностью ли вы участвовали в работе на уроке? Что нужно сделать, чтобы результат был лучше? 

11. Задание на дом: 

п. 24, с. 119 № 425, 426, 427. 

Учитель: Я думаю вам, ребята, будет интересно решить такую задачу самим 
http://fcior.edu.ru/card/9020/zadanie-v-kartinkah-po-teme-slozhenie-i-
vychitanie-drobey-s-odinakovymi-znamenatelyami-k1.html#