Тип урока. Формирование новых знаний. Длительность: 40 минут.
Технологии обучения: задачная форма обучения; проблемно-исследовательская.
Цель урока: используя ранее изученный материал научиться выполнять арифметические действия – сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями; переход к сложению и вычитанию обыкновенных дробей с разными знаменателями, развивать познавательный интерес к математике.
Задачи:
обучающие: (формирование познавательных и логических УУД – универсальных учебных действий) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, разными знаменателями;
развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; учить кратковременному расслаблению во время умственной работы;
воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т.е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется.
Задачная форма организации предметного материала состоит из следующих этапов:
План
№ | Этап урока | Время (в мин.) |
|
1 | Организационный момент | 2 | |
2 | Проверка домашнего задания | 1 | |
3 | Решение предметной задачи (актуализация темы и мотивация темы) | Берется одна предметная задача, в которой спрятано некоторое понятие, которое должен освоить ребенок. Желательно, чтобы эта задача соотносилась с историческим контекстом, была подобна той, что решали люди сформировавшие искомое понятие | 7 |
4 | Анализ, выделение главного отношения (изучение нового материала) | В ходе групповой работы ученики при помощи учителя должны выделить в предметной задаче искомое теоретическое понятие | 4 |
5 | Моделирование (буквенная запись сложения и вычитания обыкновенных дробей) | Понятие обязательно должно быть переведено в рисунок, схему. Необходимо заметить, что такая способность перевода объекта с одного знакового языка на другой является одной из фундаментальных психических способностей человека | 4 |
6 | Физпауза | 2 | |
7 | Варьирование модели | Необходимо выстроить действия, которые можно выполнять с данным понятием, оно должно стать для ребенка “операционным” | 5 |
8 | Практическая часть | Самостоятельная работа | 5 |
9 | Контрольно-оценочный акт | Решение частных задачи для рефлексии освоенного способа и приобретения навыка использования построенного теоретического понятия | 7 |
10 | Рефлексия | 3 |
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение обыкновенных дробей. На практике применим знания. В конце урока проверим, как вы поняли эту тему, а также я попрошу вас самостоятельно оценивать свою работу на уроке, насколько вы прикладываете усилия, работаете ли вы в полную силу.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, одним из заданий на дом было начертить окружность радиуса 8 см, и разделить ее на 12 равных частей. Покажите каждый свою работу.
3. Решение предметной задачи. (Актуализация темы и мотивация темы).
А) (на доске записана дробь и стихотворение с пропусками).
Каждый может за версту
Видеть дробную ……….
Над чертой ……… . Знайте!
Под чертою …………. .
Дробь такую непременно
Надо звать ……………. .
Б) 19, 157, ?
Фронтальная беседа по вопросам:
- Что вы видите в этой записи? (числа)
- Какие числа?
- Какие действия вы учились выполнять с натуральными числами, начиная с первого класса?
- Выберите из этой записи дробные числа и назовите их.
- Какие действия вы уже научились выполнять с дробными числами?
В) Приведите дроби к знаменателю 30: .
4. Анализ, выделение главного отношения (создание проблемной ситуации).
А) Выполните действия: 19 + 39 = 157 – 94 = последние два примера учащиеся не могут решить, не хватает знаний. Но у них есть окружность, разделенная на 12 равных частей. Закрасить сначала 1/12 часть круга, затем 7/12 части, в общем какая часть окружности закрасилась?
- Ребята, кто пояснит, чем мы сейчас занимаемся?
О: Мы складываем обыкновенные дроби. Мы знаем, что можно сложить, но не можем сформулировать как.
В: Я вас правильно поняла
В: Попробуйте сформулировать проблему
О: Мы не можем придумать правило для сложения.
В: Что мы хотим отобразить в нем?
О: Утверждение, закон, по которому складывают обыкновенные дроби.
В: Что можно поместить в ответ?
О: а) поместить рисунок; б) записать ответ в виде дроби.
В: Какой вариант ответа самый точный:
О: запись ответа в виде дроби.
5. Моделирование (буквенная запись сложения и вычитания обыкновенных дробей)
сформулировать правило
- Какие были трудности?
- Что помогло в выполнении задания?)
Чтобы вы настроились на рабочий лад, я предлагаю вам выполнить следующие задания.
Слайд
1 - =
1 – 6/12 =
1 – 15/21 =
- Смоделируйте буквенную запись.
6. Физпауза.
7. Варьирование модели.
а) Найдите закономерность и заполните таблицу (5 мин. на размышление).
* | ||||
* | * | |||
1 | 1 | 1 | * | 1 |
(При проверке данного задания – вопрос: какая закономерность? Докажите, что эта закономерность выполняется и в четвёртом столбце)
Найдите сумму двух чисел:
Можно ли их сложить? Составьте буквенную запись такого сложения, словесную формулировку правила.
Выполните действия:
а)
б)
в)
г)
9. Самостоятельная работа
1. Выполните действия:
а) ;
б) 1-
в)
2. Сравните дроби (вместо звёздочки поставьте нужный знак).
а)
б)
в)
3. Решите уравнение.
а)
б)
10. Рефлексия
Учитель: Ребята вот и подходит к концу наш урок. Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели, почему, что было трудным на уроке, как с эти можно бороться? Подумайте и поставьте себе за свой труд и работу отметку, поставьте сами, эту отметку никто из ребят не увидит, попробуйте быть честным с самим собой. Полностью ли вы участвовали в работе на уроке? Что нужно сделать, чтобы результат был лучше?
11. Задание на дом:
п. 24, с. 119 № 425, 426, 427.
Учитель: Я думаю вам, ребята, будет
интересно решить такую задачу самим
http://fcior.edu.ru/card/9020/zadanie-v-kartinkah-po-teme-slozhenie-i-
vychitanie-drobey-s-odinakovymi-znamenatelyami-k1.html#