Разработка урока химии на тему "Углеводороды". 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цели урока:

  • Учебная: обобщить и привести в систему сведения о классах углеводородов.
  • Развивающая: развитие мыслительных операций: сравнение, сопоставление, анализ, обобщение; развитие пространственного воображения учащихся.
  • Воспитательная: организовать активную работу учащихся; умение работать вместе в команде, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.

ХОД УРОКА

I. Организация урока

Здравствуйте. Посмотрели друг на друга, улыбнулись, сели. Сегодня на    уроке мы должны выполнить много заданий. Тема нашего урока  «Углеводороды». Мы повторим все свойства углеводородов. Поприветствуйте партнеров по лицу и партнеров по плечу.

II. Повторение пройденного материала. Конэрс

– Ребята,на ваших столах лежат карточки с заданиями. Выберите карточку и   выполните  задание в тетрадях. Кто выполнил задание, подбирает угол, название которого соответствует тематике вашего задания. Посмотрите названия углов. Углы: предельные углеводороды, этиленовые углеводороды, диеновые углеводороды и этины.
Учитель: Объясните, почему выбрали именно этот угол? (Обсуждение).
– А теперь образуйте пару в данном углу и проведем Релли Робин  (Два участника  поочередно обмениваются короткими ответами в виде списка).
– Молодцы! Далее нам следует выполнить  ТАЙМД -ПЭА-ШЭА. 30 секунд времени на ответ каждого. Начинает первым тот, у которого длинные волосы. (Дети говорят 30 секунд)
– Попросим ответить участника №2, а участник №1 слушает.
Учитель: Айгуль, что сказал твой партнер Лилия? и т. д.
Дети, а сейчас найдите пару не из своего угла. Проведем  опять  ТАЙМД-ПЭА-ШЭА. Начинает тот, у которого светлее волосы. (Дается опять 30 секунд на каждого)
Молодцы! Сели. Продолжаем повторение.
– А сейчас посмотрим ваши презентации, вспомним свойства углеводородов и заполним таблицу в тетрадях.

Обобщение и систематизация знаний об углеводородах

Признаки сравнения

Классы углеводородов

Алканы

Алкены

Алкадиены

Алкины

Общая формула        
Особенности строения        
Структурные формулы двух первых представителей гомологического ряда        
Типы изомерии        
Номенклатура        
Нахождение в природе        
Реакции  горения        
Реакции разложения        
Реакции замещения        
Реакции присоединения        
Реакция полимеризации        
Обесцвечивание бромной воды, раствора перманганата калия        

– Вспомните именные реакции. Напишите на доске уравнения реакций (реакция Вюрца, Кучерова).

 

Имя какого ученого носит эта реакция? Какие вещества получают с помощью этой реакции?

– Имя какого ученого носит эта реакция? Какое вещество получено с помощью этой реакции? Назовите его.

Напишите формулы веществ.

1,3-бутадиен
1,3-дихлорпропан
2,2-диметилбутин

МИКС-ФРИЗ-ГРУП (учащиеся смешиваются под музыку, замирают, когда музыка прекращается и объединяются в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос).

  • Сколько связей между атомами углерода в этане?
  • Сколько связей между атомами углерода в этилене?
  • Сколько связей между атомами углерода в диеновых углеводородах?
  • Сколько связей между атомами углерода  в  ацетилене?.
  • Сколько пи связей в этине?
  • Сколько атомов водорода в бутане?
  • Сколько атомов углерода в бутине?

III. Итог урока

– Вспомним, какие классы углеводородов мы повторили?

Билетик на выход.

V. Рефлексия (запишите и сдайте учителю)

Мне на уроке понравилось ...
Я сегодня на уроке понял  ...
Мне на уроке было трудно ...
Я доволен (не доволен) участием на уроке.