Профориентационное занятие на тему "Профессии сельскохозяйственного направления"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • расширить представления учащихся о профессиях сельскохозяйственного направления; 
  • коррегировать логическое мышление на основе анализа и синтеза посредством упражнения «Реклама профессий»;
  • воспитывать положительную мотивацию к профессиям сельскохозяйственного направления.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, овощи, шишки, корзиночки, фотографии детей на пришкольном участке, деформированные тексты, ватман, ножницы, фломастеры.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вводная часть

Организационный момент

– Здравствуйте, уважаемые телезрители!
– В эфире начинает работу «Профессиональный канал». И я его ведущая – Мария Викторовна.
– Я приветствую участников и гостей.
– Уважаемые гости, участниками нашей передачи «Профессиональный канал» являются учащиеся 9 классов «Илирской школы-интернат», которым предстоит сделать трудный, но правильный выбор, выбор профессии, который определит их дальнейшую судьбу.

Тема и цель занятия

– Как не ошибиться с выбором профессии?
– Как найти достойную работу?
– Где я могу реализовать свои профессиональные качества?
– Расскажем о профессиях сельскохозяйственного направления.
– Это и многое другое.
– Но не менее полезное вы узнаете на нашем...
– «Профессиональном канале».

Знакомство с темой и целью занятия

– А сейчас послушайте, пожалуйста, содержание нашего разговора на сегодняшней встречи.
– Через несколько минут на нашем канале для вас рубрика «Новости».
– Затем вашему вниманию рубрика «Профессия». В этой рубрике я расскажу о профессиях сельскохозяйственного направления.
– Далее для вас в эфире развлекательная рубрика «Музыкальная пауза».
– Интересную и полезную информацию вы получите, просмотрев рубрику «Реклама профессии»
– По окончании передачи рубрика «Куда пойти учиться». Итак, начнём.

II. Основная часть

1) «Новости»

– Итак, на нашей передачи рубрика «Новости». Я совместно с классными руководителями школы изучили профессиональные интересы  ребят разных классов школы. И что же у нас получилось?
– Учащиеся с пятого по седьмой класс хотят быть воспитателями, милиционерами, чтобы навести порядок, учителями; чтобы всех учить, фотомоделями, певицами и бизнесменами.
По результатам анкетирования восьмиклассники хотят стать каменщиками, плотниками, малярами, рабочими по уходу за животными.
У учащихся 9 классов на первое место по престижности выходят такие специальности, как, каменщик, штукатур-маляр, слесарь, плотник, столяр.
Рубрика «Новости» подошла к завершению, и мы переходим к следующей рубрики «Профессия»

2)  Рубрика «Профессия»

В вашей жизни наступил ответственный этап выбора будущей профессии. Все мы знаем, что профессий очень много и определиться вам в своем выборе задача очень трудная.
И поэтому нам, сегодня хотелось поговорить о профессиях сельскохозяйственного направления.
Какие профессии сельскохозяйственного направления вы уже знаете?
Посмотрите, какое множество профессий!
Все ли профессии знаем?
Мы освежили свою память и вспомнили множество разнообразных профессий и специальностей.
– А сегодня нам хотелось бы рассказать о профессиях овощевода и цветовода.
– Что эта за профессия?
– Какую работу выполняет овощевод и цветовод?
Давайте, внимательно посмотрим.

Рассказ о профессиях овощевода и цветовода

Слово овощевод – состоит из двух слов: овоще и вод.
Овоще понятно. Какое слово можно подобрать к слову «вод»? – (К слову «вод» можно подобрать слова – водить, разводить).
Значит овощевод – это человек, который разводит, выращивает разнообразные овощные культуры.
А теперь на примере овощевода давайте разберем слово цветовод.
Слово цветовод из скольких слов состоит? (слово цветовод состоит из двух слов)
Из каких слов? (слово цветовод состоит из слов «цвето» и «вод»).
Какие слова можно подобрать к слову «вод» – разводить.
Тогда цветовод, это кто? (цветовод – это человек, который разводит цветы).
Чем же занимается овощевод?
Надо рыхлить почву, пропалывать посадки, подсыпать грунт, работать с удобрениями, подготавливать семена овощных культур к посеву и высеивать их овощными сеялками или вручную, собирать урожай, подвозить овощи к месту укладки и укладывать, подготавливать их для первичной обработки и хранения.
В профессии овощевода выделяют две специальности:

– овощевод открытого грунта
– овощевод закрытого грунта

Овощевод открытого грунта это человек, который работает под открытом небом: в поле, и на грядках. А овощевод закрытого грунта – это человек, который работает в теплицах, в парниках.
Чтобы стать настоящим профессионалом, овощеводу  нужно иметь много качеств, начиная от физической выносливости и ловкости до ответственности и терпения.

Вы узнаете: особенности сортов овощных культур; виды удобрений и способы их внесения в почву; условия и способы хранения овощных культур.

Вы научитесь: хорошо разбираться в свойствах семян, подготавливать семена к посеву; выращивать рассаду; бороться с сорняками и вредителями овощных культур.

Свои знания вы можете применить: работая в теплицах, на фермерских хозяйствах; будучи хозяйкой своего дома – вырастить овощные культуры по всем правилам науки.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о профессии овощевода.

3) Фильм о профессии овощевода

Вы посмотрели фильм. Ребята, про овощевода, какого грунта открытого или закрытого говорилось в фильме?

Творческим натурам подойдет работа цветовода, которая состоит в выращивание цветов. Они участвуют в планировке зеленых насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. Когда посеяны семена или высажена рассада, почву снова рыхлят, уничтожают сорняки, поливают, удобряют. Чтобы придать растению определенную форму, его прищипывают и пасынкуют. Для сохранения четкого рисунка клумб и газонов их подстригают, прореживают, срезают отцветшие соцветия, подвязывают к колышкам хрупкие растения.

4) Основными качествами, которыми должен обладать цветовод:

  • Цветовод должен обладать хорошо развитой зрительной памятью и воображением, ведь ему нужно помнить сотни образов и оттенков цветов и запахов.
  • Чтобы создать ансамбль из растений, он должен различать их тончайшие цветовые оттенки.
  • Хороший глазомер помогает планировке посадок, устройстве клумб.
  • Выбирать эту профессию можно людям, любящим природу и обладающим хорошим эстетическим вкусом.

Вы узнаете: особенности цветочных растений; условия произрастания и правила оформления территорий; сроки проведения и технику выполнения работ по выращиванию цветочных растений.

Вы научитесь: выполнять основные работы по подготовке почвы для посева и посадки цветочных растений; подготавливать к посеву семена цветочных культур; озеленять усадьбу, двор, комнату, квартиру.

Цветоводы работают в теплицах, питомниках и на опытных участках, в парках, скверах.
Профессия цветовода связана еще с одной профессией. А какой вы знаете. Еще в 8 классе вы изучали элективный курс, который вам помог в оформлении ваших пришкольных участков.
Что это за курс? (Это курс называется «Основы ландшафтного дизайна»), а профессия ландшафтный дизайнер.
– В нашей школе проходит каждый год конкурс «Как прекрасен мир», где все мы становимся с вами цветоводами.
– Где вы высаживаете свои цветы?
– Вы красиво оформляете свои участки, ухаживаете за ними в течении всего лета.
– Посмотрите, немножко на экран. Мне хочется вам напомнить какими прекрасными цветоводами мы с вами являемся.
– Давайте, немного вспомним.
– О каких профессиях мы сейчас говорили?
– Итак, поговорим о профессии овощевод.
Какую работу выполняет овощевод?
– Какие специальности входят в профессию овощевода?
– Какими профессиональными качествами он должен обладать?
– Зачем нужна физическая выносливость?
– А какую работу выполняет цветовод?
– Какими профессиональными качествами цветовод должен обладать?
– Заинтересовали ли Вас профессии овощевода и цветовода? Почему?

Вывод:  Хорошо, молодцы, правильно ответили на вопросы, определили какую работу, выполняет овощевод и цветовод, определили их профессиональные качества.

– Но нам необходимо продолжить дальше.
– На этом наша рубрика «Профессия»  заканчивается.

5) Развлекательная рубрика «Музыкальная пауза» (дети исполняют частушки о профессиях)

– После нашей содержательной беседы мы вам предлагаем немного отдохнуть. Сейчас, дорогие ребята. Объявляется музыкальная пауза. Наши девушки из 9 классов приготовили частушки.

Мы, Илирские девчата,
Очень весело живем.
И сейчас мы вам со сцены
Про профессии споем…

Профессий много есть на свете,
Но мы выбрали лишь ту,
Что всех старше на планете,
Посвятив себя труду!

Во саду  и в огороде
Поработать я люблю!
То цветочки сажаю
То картошечку рыхлю!

Мы пололи сорняки,
Не боясь колючек,
Среди нас, поверьте нет
Нежных белоручек.

Я люблю сажать картошку,
И другие овощи.
Посажу горох, капусту
И не надо помощи.

Украшаем  школу мы,
Садим мы одни цветы.
Стала школа, как невеста,
Несказанной  красоты.

Мы пропели вам частушки,
Как мы здорово живём.
Любим мы друзья трудиться,
О профессиях поём.

III. Заключительная часть

– А сейчас на нашем канале рубрика «Реклама профессий».
– Конечно, выбрать свое место в мире профессий – непросто. Это сложная проблема для многих молодых людей. Не все ребята знают о профессиях овощевода и цветовода, им необходимо помочь в этом. Для этого необходимо прорекламировать данные профессии. В помощь вам даются конверты. В них деформированные тексты о профессиях, необходимо составить связный рассказ о профессии.
Учащиеся 9 «а» класса расскажут о профессии цветовода. Учащиеся 9 «б»  расскажут о профессии овощевода.
Все профессии представлены. Спасибо участникам!  Молодцы!

Рубрика «Куда пойти учиться»

– А сейчас на нашем канале  рубрика «Куда пойти учиться».
– Получить профессию овощевода вы можете в профессиональных училищах Иркутской области. Таких училищ – 4:

  • Профессиональное училище  №51 п.Кильметей Зиминский район
  • Профессиональное училище №  п.Центральный Хазан Зиминский район
  • Профессиональное училище №с.Кутулик Аларский район
  • Профессиональное училище №55 п.Железнодорожный Усольский район.

На базе этих училищ созданы все условия для получения теоретических и практических знаний. К большему сожалению эти училища не готовят на профессию цветовода. Но приобретенные знания в стенах школы вам пригодятся  в оформлении своего участка и уюта в вашем доме.
После окончания обучения студентам предоставляется возможность пойти работать, устроиться на работу.

По последним данным Иркутской области существует много фермерских хозяйств, которые нуждаются в работниках сельскохозяйственного направления.
На территории Иркутской области находятся 2 крупных фирмы.
Это ЗАО «фирма Ангара» г.Усть-Илимск, и ООО «фирма Пурсей» г. Братск.
А также более мелкие, такие как индивидуальный предприниматель Поташов С.А. с. Александровка, индивидуальный предприниматель Яковеня В.В. с. Гуран. Главной деятельностью фирм является овощеводство и растеневодство (выращивание овощей разных культур и цветов как комнатных так и для открытого грунта).
На этом рубрика «Куда пойти учиться» закончилась.

Подведение итогов

– Дорогие друзья! Наша передача заканчивает свою работу.
– О каких, профессиях мы говорили?
– Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные знания?

Рефлексия «Урожай собирай»

– Для каждого овощевода и цветовода важен, какой он урожай соберет. Вот мы сейчас будем собирать наш урожай вот эти корзиночки.
– Если у вас появилось желание получить профессии сельского хозяйства, выбираем любой овощ и складываем вот эту корзиночку.
– Если  нет, то шишку.

Подсчет результатов.

– Скоро дорогие ребята вы закончите школу и перед вами станет сложный выбор профессии. Я хочу, чтобы вы выбрали  именно ту, которая приносила бы вам удовольствие. Думаю, что выбирая профессии сельскохозяйственные не пожелаете. Вам,  безусловно, пригодятся знания, полученные на наших занятиях в вашей самостоятельной жизни.

– Поблагодарим наших гостей.
– До новых встреч!