Цели:
- расширить представления учащихся о профессиях сельскохозяйственного направления;
- коррегировать логическое мышление на основе анализа и синтеза посредством упражнения «Реклама профессий»;
- воспитывать положительную мотивацию к профессиям сельскохозяйственного направления.
Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, овощи, шишки, корзиночки, фотографии детей на пришкольном участке, деформированные тексты, ватман, ножницы, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Вводная часть
Организационный момент
– Здравствуйте, уважаемые телезрители!
– В эфире начинает работу «Профессиональный
канал». И я его ведущая – Мария Викторовна.
– Я приветствую участников и гостей.
– Уважаемые гости, участниками нашей передачи
«Профессиональный канал» являются учащиеся 9
классов «Илирской школы-интернат», которым
предстоит сделать трудный, но правильный выбор,
выбор профессии, который определит их дальнейшую
судьбу.
Тема и цель занятия
– Как не ошибиться с выбором профессии?
– Как найти достойную работу?
– Где я могу реализовать свои профессиональные
качества?
– Расскажем о профессиях сельскохозяйственного
направления.
– Это и многое другое.
– Но не менее полезное вы узнаете на нашем...
– «Профессиональном канале».
Знакомство с темой и целью занятия
– А сейчас послушайте, пожалуйста, содержание
нашего разговора на сегодняшней встречи.
– Через несколько минут на нашем канале для вас
рубрика «Новости».
– Затем вашему вниманию рубрика «Профессия». В
этой рубрике я расскажу о профессиях
сельскохозяйственного направления.
– Далее для вас в эфире развлекательная рубрика
«Музыкальная пауза».
– Интересную и полезную информацию вы получите,
просмотрев рубрику «Реклама профессии»
– По окончании передачи рубрика «Куда пойти
учиться». Итак, начнём.
II. Основная часть
1) «Новости»
– Итак, на нашей передачи рубрика «Новости». Я
совместно с классными руководителями школы
изучили профессиональные интересы ребят
разных классов школы. И что же у нас получилось?
– Учащиеся с пятого по седьмой класс хотят быть
воспитателями, милиционерами, чтобы навести
порядок, учителями; чтобы всех учить,
фотомоделями, певицами и бизнесменами.
По результатам анкетирования восьмиклассники
хотят стать каменщиками, плотниками, малярами,
рабочими по уходу за животными.
У учащихся 9 классов на первое место по
престижности выходят такие специальности, как,
каменщик, штукатур-маляр, слесарь, плотник,
столяр.
Рубрика «Новости» подошла к завершению, и мы
переходим к следующей рубрики «Профессия»
2) Рубрика «Профессия»
В вашей жизни наступил ответственный этап
выбора будущей профессии. Все мы знаем, что
профессий очень много и определиться вам в своем
выборе задача очень трудная.
И поэтому нам, сегодня хотелось поговорить о
профессиях сельскохозяйственного направления.
Какие профессии сельскохозяйственного
направления вы уже знаете?
Посмотрите, какое множество профессий!
Все ли профессии знаем?
Мы освежили свою память и вспомнили множество
разнообразных профессий и специальностей.
– А сегодня нам хотелось бы рассказать о
профессиях овощевода и цветовода.
– Что эта за профессия?
– Какую работу выполняет овощевод и цветовод?
Давайте, внимательно посмотрим.
Рассказ о профессиях овощевода и цветовода
Слово овощевод – состоит из двух слов: овоще и
вод.
Овоще понятно. Какое слово можно подобрать к
слову «вод»? – (К слову «вод» можно подобрать
слова – водить, разводить).
Значит овощевод – это человек, который разводит,
выращивает разнообразные овощные культуры.
А теперь на примере овощевода давайте разберем
слово цветовод.
Слово цветовод из скольких слов состоит? (слово
цветовод состоит из двух слов)
Из каких слов? (слово цветовод состоит из слов
«цвето» и «вод»).
Какие слова можно подобрать к слову «вод» –
разводить.
Тогда цветовод, это кто? (цветовод – это человек,
который разводит цветы).
Чем же занимается овощевод?
Надо рыхлить почву, пропалывать посадки,
подсыпать грунт, работать с удобрениями,
подготавливать семена овощных культур к посеву и
высеивать их овощными сеялками или вручную,
собирать урожай, подвозить овощи к месту укладки
и укладывать, подготавливать их для первичной
обработки и хранения.
В профессии овощевода выделяют две
специальности:
– овощевод открытого грунта
– овощевод закрытого грунта
Овощевод открытого грунта это человек, который
работает под открытом небом: в поле, и на грядках.
А овощевод закрытого грунта – это человек,
который работает в теплицах, в парниках.
Чтобы стать настоящим профессионалом,
овощеводу нужно иметь много качеств, начиная
от физической выносливости и ловкости до
ответственности и терпения.
Вы узнаете: особенности сортов овощных культур; виды удобрений и способы их внесения в почву; условия и способы хранения овощных культур.
Вы научитесь: хорошо разбираться в свойствах семян, подготавливать семена к посеву; выращивать рассаду; бороться с сорняками и вредителями овощных культур.
Свои знания вы можете применить: работая в теплицах, на фермерских хозяйствах; будучи хозяйкой своего дома – вырастить овощные культуры по всем правилам науки.
Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о профессии овощевода.
3) Фильм о профессии овощевода
Вы посмотрели фильм. Ребята, про овощевода, какого грунта открытого или закрытого говорилось в фильме?
Творческим натурам подойдет работа цветовода, которая состоит в выращивание цветов. Они участвуют в планировке зеленых насаждений, делают гряды, рыхлят почву, вносят удобрения. Когда посеяны семена или высажена рассада, почву снова рыхлят, уничтожают сорняки, поливают, удобряют. Чтобы придать растению определенную форму, его прищипывают и пасынкуют. Для сохранения четкого рисунка клумб и газонов их подстригают, прореживают, срезают отцветшие соцветия, подвязывают к колышкам хрупкие растения.
4) Основными качествами, которыми должен обладать цветовод:
- Цветовод должен обладать хорошо развитой зрительной памятью и воображением, ведь ему нужно помнить сотни образов и оттенков цветов и запахов.
- Чтобы создать ансамбль из растений, он должен различать их тончайшие цветовые оттенки.
- Хороший глазомер помогает планировке посадок, устройстве клумб.
- Выбирать эту профессию можно людям, любящим природу и обладающим хорошим эстетическим вкусом.
Вы узнаете: особенности цветочных растений; условия произрастания и правила оформления территорий; сроки проведения и технику выполнения работ по выращиванию цветочных растений.
Вы научитесь: выполнять основные работы по подготовке почвы для посева и посадки цветочных растений; подготавливать к посеву семена цветочных культур; озеленять усадьбу, двор, комнату, квартиру.
Цветоводы работают в теплицах,
питомниках и на опытных участках, в парках,
скверах.
Профессия цветовода связана еще с одной
профессией. А какой вы знаете. Еще в 8 классе вы
изучали элективный курс, который вам помог в
оформлении ваших пришкольных участков.
Что это за курс? (Это курс называется «Основы
ландшафтного дизайна»), а профессия ландшафтный
дизайнер.
– В нашей школе проходит каждый год конкурс «Как
прекрасен мир», где все мы становимся с вами
цветоводами.
– Где вы высаживаете свои цветы?
– Вы красиво оформляете свои участки, ухаживаете
за ними в течении всего лета.
– Посмотрите, немножко на экран. Мне хочется вам
напомнить какими прекрасными цветоводами мы с
вами являемся.
– Давайте, немного вспомним.
– О каких профессиях мы сейчас говорили?
– Итак, поговорим о профессии овощевод.
– Какую работу выполняет овощевод?
– Какие специальности входят в профессию
овощевода?
– Какими профессиональными качествами он должен
обладать?
– Зачем нужна физическая выносливость?
– А какую работу выполняет цветовод?
– Какими профессиональными качествами цветовод
должен обладать?
– Заинтересовали ли Вас профессии овощевода и
цветовода? Почему?
Вывод: Хорошо, молодцы, правильно ответили на вопросы, определили какую работу, выполняет овощевод и цветовод, определили их профессиональные качества.
– Но нам необходимо продолжить дальше.
– На этом наша рубрика «Профессия»
заканчивается.
5) Развлекательная рубрика «Музыкальная пауза» (дети исполняют частушки о профессиях)
– После нашей содержательной беседы мы вам предлагаем немного отдохнуть. Сейчас, дорогие ребята. Объявляется музыкальная пауза. Наши девушки из 9 классов приготовили частушки.
Мы, Илирские девчата,
Очень весело живем.
И сейчас мы вам со сцены
Про профессии споем…Профессий много есть на свете,
Но мы выбрали лишь ту,
Что всех старше на планете,
Посвятив себя труду!Во саду и в огороде
Поработать я люблю!
То цветочки сажаю
То картошечку рыхлю!Мы пололи сорняки,
Не боясь колючек,
Среди нас, поверьте нет
Нежных белоручек.Я люблю сажать картошку,
И другие овощи.
Посажу горох, капусту
И не надо помощи.Украшаем школу мы,
Садим мы одни цветы.
Стала школа, как невеста,
Несказанной красоты.Мы пропели вам частушки,
Как мы здорово живём.
Любим мы друзья трудиться,
О профессиях поём.
III. Заключительная часть
– А сейчас на нашем канале рубрика
«Реклама профессий».
– Конечно, выбрать свое место в мире профессий –
непросто. Это сложная проблема для многих
молодых людей. Не все ребята знают о профессиях
овощевода и цветовода, им необходимо помочь в
этом. Для этого необходимо прорекламировать
данные профессии. В помощь вам даются конверты. В
них деформированные тексты о профессиях,
необходимо составить связный рассказ о
профессии.
Учащиеся 9 «а» класса расскажут о профессии
цветовода. Учащиеся 9 «б» расскажут о
профессии овощевода.
Все профессии представлены. Спасибо
участникам! Молодцы!
Рубрика «Куда пойти учиться»
– А сейчас на нашем канале рубрика «Куда
пойти учиться».
– Получить профессию овощевода вы можете в
профессиональных училищах Иркутской области.
Таких училищ – 4:
- Профессиональное училище №51 п.Кильметей Зиминский район
- Профессиональное училище № п.Центральный Хазан Зиминский район
- Профессиональное училище №с.Кутулик Аларский район
- Профессиональное училище №55 п.Железнодорожный Усольский район.
На базе этих училищ созданы все условия для
получения теоретических и практических знаний. К
большему сожалению эти училища не готовят на
профессию цветовода. Но приобретенные знания в
стенах школы вам пригодятся в оформлении
своего участка и уюта в вашем доме.
После окончания обучения студентам
предоставляется возможность пойти работать,
устроиться на работу.
По последним данным Иркутской области
существует много фермерских хозяйств, которые
нуждаются в работниках сельскохозяйственного
направления.
На территории Иркутской области находятся 2
крупных фирмы.
Это ЗАО «фирма Ангара» г.Усть-Илимск, и ООО «фирма
Пурсей» г. Братск.
А также более мелкие, такие как индивидуальный
предприниматель Поташов С.А. с. Александровка,
индивидуальный предприниматель Яковеня В.В. с.
Гуран. Главной деятельностью фирм является
овощеводство и растеневодство (выращивание
овощей разных культур и цветов как комнатных так
и для открытого грунта).
На этом рубрика «Куда пойти учиться»
закончилась.
Подведение итогов
– Дорогие друзья! Наша передача заканчивает
свою работу.
– О каких, профессиях мы говорили?
– Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные
знания?
Рефлексия «Урожай собирай»
– Для каждого овощевода и цветовода важен,
какой он урожай соберет. Вот мы сейчас будем
собирать наш урожай вот эти корзиночки.
– Если у вас появилось желание получить
профессии сельского хозяйства, выбираем любой
овощ и складываем вот эту корзиночку.
– Если нет, то шишку.
Подсчет результатов.
– Скоро дорогие ребята вы закончите школу и перед вами станет сложный выбор профессии. Я хочу, чтобы вы выбрали именно ту, которая приносила бы вам удовольствие. Думаю, что выбирая профессии сельскохозяйственные не пожелаете. Вам, безусловно, пригодятся знания, полученные на наших занятиях в вашей самостоятельной жизни.
– Поблагодарим наших гостей.
– До новых встреч!