В твоих руках, учитель, наш XXI век,
А веком, как известно, правит человек,
Который созидает, творит и создает,
Который за собою всегда вперед ведет!
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
Организация внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в кадетской школе-интернате – направлена на укрепление и сохранение здоровья школьников, которая формирует у родителей и школьников ответственный взгляд и убеждение в деле сохранения собственного здоровья, осознание здоровья не только как смысла жизни, но и как ресурса для повседневной деятельности.
Говоря о системе работы по укреплению здоровья школьников, я четко для себя определила цель, задачи, принципы и основные направления в своей работе.
Цель моей педагогической деятельности – организовать физическое воспитание с кадетами таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышение его уровня.
С учетом цели были поставлены следующие задачи:
- Организационные:
- создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
- создание основы для нормального роста и полноценного развития учащихся, путем целесообразной двигательной активности и закаливающих мероприятий;
- организация сотрудничества педагогов, детей, родителей.
- Методические:
- использование в работе современных педагогических технологий, направленных на сохранение, укрепление физического, психического, нравственного здоровья учащихся.
- использование руководств по здоровому образу жизни, специальной литературы и консультаций специалистов;
- Воспитательные:
- воспитать всесторонне и гармонично развитую личность
- Оздоровительные:
- коррекция отклонений физического развития
- улучшить психоэмоциональное состояние учащихся
Невозможно повлиять на изменение, улучшение условий образовательной среды, но я могу через уроки, занятия спортом, установить взаимодействие с семьей, помочь укреплению и сохранению здоровья детей. Сохранять и укреплять здоровье детей можно по-разному: беседами, стандартными мероприятиями и т.д. Но самый действенный мой метод – сделать здоровьесбережение главным стилем своей педагогической деятельности.
Организация внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы включает в себя:
1. Участие в различных конкурсах (в которых
ребята смогли бы принять участие, стараюсь
заинтересовать, поддержать, помочь в
исследовательской деятельности).
2. Разработка проекта «На площадку в выходной –
мы выходим всей семьей» для совместной досуговой
деятельности взрослых и детей.
3. Компьютерная поддержка, которая позволяет
вывести внеурочную работу на качественно новый
уровень, повысить статус учителя, использовать
различные виды деятельности, эффективнее
использовать внеурочное время.
4. Проведение спортивных секций по видам спорта
для обеспечения выступления команд во
внешкольных соревнованиях.
5. Беседы с родителями, где предлагаю
индивидуальные рекомендации по дальнейшему
физическому развитию детей.
6. Проведение мониторинга личных результатов
спортивных выступлений кадетов на соревнованиях
разного уровня.
7. Организация и проведение
физкультурно-оздоровительных и
спортивно-массовых мероприятий.
8. Пропаганда физкультуры и спорта.
9. Воспитание у своих учащихся такой же
преданности к занятиям физической культурой и
спортом.
10. Оказание помощи одаренным детям при
подготовке к олимпиадам по физической культуре.
11. Передача своего опыта работы коллегам, молодым
специалистам.
С 1985 года работаю в школе учителем физической культуры. С 2009 года работаю в муниципальной бюджетной общеобразовательной школе-интернате «Кадетская школа-интернат. Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 29 лет. Веду уроки с 5 по11 классы, спортивные секции по видам спорта: баскетбол, волейбол, общая физическая подготовка, направленные на подготовку учащихся к соревнованиям различного уровня и приобретению навыков для будущей профессии, физкультурно-оздоровительную и спортивно-массовую работу.
Итогом многолетней работы, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье учащихся, но и привить основы здорового образа жизни – вот моя главная задача.
Стараюсь не только хорошо проводить уроки физической культуры, но и большое внимание уделяю внеклассной работе. Организую для детей во внеурочное время занятия в спортивных секциях по видам спорта, обеспечиваю выступления команд во внешкольных соревнованиях, провожу соревнования по различным видам спорта внутри школы, причем таким образом, чтобы в них могло принять участие как можно больше учащихся.
Учитываю интересы и способности учащихся при создании спортивных секций, кружков. Провожу индивидуальные беседы с родителями и предлагаю рекомендации по дальнейшему физическому развитию детей. Отслеживаю личные результаты спортивных выступлений учащихся на соревнованиях разного уровня.
Ежегодно организую спортивные мероприятия и праздники: «Осенний и весенний кроссы», «Дни здоровья», «Веселые старты», «Один день из жизни солдата», «Папа, мама и я – спортивная семья». Большой популярностью для учащихся пользуются первенства школы-интерната по игровым видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол). Опыт, приобретенный на мероприятиях школьного уровня, позволяет добиваться высоких результатов семейным командам на муниципальных соревнованиях.
Управлением образования совместно с телеканалом СТС с целью популяризации физической культуры и здорового образа жизни принято решение об организации и проведения соревнований «Папа, мама и я – спортивная семья» на муниципальном уровне. Вот уже в течение трех лет являюсь главным секретарем данного мероприятия.
Традиционно вначале и в конце учебного года провожу тестирование уровня физической подготовленности учащихся и учителей, которые позволяют выбрать наиболее оптимальные физические нагрузки каждому ученику (учителю) для индивидуальных занятий или занятий в школьных секциях.
Веду индивидуальные карты физического
развития учащихся, регулирую
индивидуальную физическую нагрузку учащихся на
уроках физкультуры в зависимости от уровня
подготовки ребенка, для дальнейшего физического
совершенствования и укрепления здоровья
предлагаю индивидуальные домашние задания на
отработку тех или иных навыков.
В школе на протяжении пяти лет веду спортивные
секции по видам спорта: волейбол, баскетбол,
общая физическая подготовка. Охват детей этими
формами дополнительного образования составляет
96%, что позволяет добиваться высоких результатов
на спортивных состязаниях различного уровня.
Решением руководителя Нижнекамского муниципального района возрожден комплекс ГТЗО («Готов к труду и защите Отечества»), который активизировал и повысил заинтересованность учащихся в занятиях физической культурой и спортом. Мои учащиеся стремятся успешно выполнить требования комплекса ГТЗО, о чем свидетельствует высокий процент выполнения требований комплекса выпускниками школы. По окончанию учебного года мои учащиеся ежегодно получают сертификаты ГТЗО.
Хорошо налажена внеклассная работа по патриотическому воспитанию: Дни призывника, Дни воинской славы России; тактические игры на местности, соревнования по военно-прикладным видам спорта.Эти формы учебно-воспитательной работы проводятся целенаправленно. Тем самым уменьшается разрыв между теоретическими практико-прикладными компонентами патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами школы-интерната. В этом году с учащимися 7-8 классов (в составе 20 человек) участвовали на VI Всероссийской спартакиаде по военно-спортивному многоборью «Призывники России – 2013». Отлично прошли практические и теоретические этапы и были приглашены на финальные соревнования, как лучшие общеобразовательные учреждения РФ. Из 100 лучших общеобразовательных учреждений России кадеты заняли 12 место.
Много интересных и содержательных мероприятий проводится в рамках недели физической культуры: это конкурсы кроссвордов, сочинения о спортивных кумирах, презентации, соревнования, встречи со спортсменами города.
Большое внимание уделяю участию в творческих и интеллектуальных конкурсах республиканского, всероссийского и международного уровня, где кадеты показывают высокий уровень подготовленности и занимают призовые места.
Проведение спортивных занятий предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности учителя. Для достижения высоких результатов с учащимися учитель сам должен быть в прекрасной спортивной форме. Поэтому сама продолжаю постоянно работать над совершенствованием своих физических качеств, участвую в соревнованиях по легкой атлетике, плаванию, волейболу, настольному теннису. Занимаю призовые места. Считаю, своей обязанностью пропаганду физической культуры и спорта среди учащихся и воздействую личным примером, имею разряд кандидата в мастера спорта по спортивной гимнастике.
Разнообразие учебной и внеклассной работы по предмету, приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом, выявление и развитие их способностей, помогает им найти себя, а иногда и свою профессию. Мои выпускники, после окончания института, работают учителями физкультуры в школах города Нижнекамска. Исаков Юрий Алексеевич работает в СОШ №7. Является президентом городской федерации по волейболу. Газетдинов Альберт Рашитович работает учителем физической культуры в лицее № 35. Является главным судьей Спартакиады работников общеобразовательных учреждений города Нижнекамска.
В кадетской школе-интернате являюсь наставником молодых педагогов Мухамадеева Рустама Даниловича, Искакова Расима Фанхатовича, Мифтахова Руслана Рустамовича, которые наряду с уроками физкультуры ведут спортивно-оздоровительную работу в управлении по делам молодежи и спорта, на станции юных туристов.
Оказываю помощь одаренным детям школ города в центре для одаренных детей, при подготовке к республиканским олимпиадам по физической культуре, в которых они показывают отличные результаты, занимая призовые места. Провожу дополнительные занятия по спортивной гимнастике: разучиваю акробатические элементы и соединения для вольных упражнений. Назначена главным судьей городской Олимпиады по физкультуре (раздел гимнастика).
Являюсь руководителем кустового методического объединения учителей физической культуры городаи методического объединения школы спортивно-эстетического направления. Передаю свой опыт работы коллегам, являюсь наставником молодых педагогов школы.
Специфика внеклассной работы позволяет мне в большей степени осуществлять принцип индивидуального подхода к учащимся, расширять и углублять программу материалов, направлять учащихся на творческую поисковую деятельность.
Обобщение педагогического опыта, мониторинг результатов тестирования и анализ физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы позволил мне создать учебно-материальную базу для совершенствования внеклассной работы с учащимися.
Анализируя свою деятельность, смело могу сказать, что моя система работы является оптимальной в условиях новой школы, благоприятно влияет на личность учащихся и дает стабильно положительные результаты. Реализация содержания разработанной мной педагогической модели позволила значительно улучшить и расширить круг интересов и мотивационно-ценностных ориентаций в области физкультурно-оздоровительной деятельности более чем в 2 раза. Повысился процент учащихся регулярно посещающих занятия по физкультуре, происходит укрепление опорно-двигательного аппарата, сократилось число пропусков уроков по болезни, развиваются физические качества ребенка, повышается работоспособность, понижается утомляемость.
Нет на свете ничего невозможного, а уж тем более в школе. Стараюсь быть учителем творческим, инициативным, не останавливаться на достигнутом результате. Каждое внеклассное мероприятие – это поиск новых, наиболее эффективных методов, приемов обучения, воспитания, развития.
Убеждена, что творческий подход к работе, а именно, разработка и реализация образовательных здоровьесберегающих программ, проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий могут реально помочь не только физическому, но и духовному становлению ребенка.