Разработка урока географии по теме "Атмосфера". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


Цели и задачи:

  • Образовательные:
    • обобщить знания по теме;
    • установить взаимосвязь между состоянием атмосферы  (погодными явлениями, особенностями климата разных поясов) и населением Земли, его хозяйственной деятельностью;
    • сформировать представления о влиянии хозяйственной деятельности населения на состояние атмосферы;
    • определить главные экологические проблемы воздушной оболочки планеты и пути их решения.
  • Развивающие:
    • развивать навык исследовательской деятельности через анализ картографического материала, материалов  учебника и дополнительной литературы; установление причинно – следственных связей
    • развивать умение работать по предложенному плану;
    • развивать умение применять полученные по теме знания в новых  учебных ситуациях;
    • развивать умение выявлять причины и сущность экологических проблем, связанных с изменениями в атмосфере;
    • развивать коммуникативные компетенции при работе с ППС и МГ.
  • Воспитательные:
    • формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему  миру;
    • воспитание экологической ответственности, мышления и сознания, как черты личности.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивационный АОЗ. Фронтальная беседа для постановки Ц и З урока

Презентация. Слайд №1 Слайд № 2.

Демонстрация слайдов под звучание песни «У природы нет плохой погоды…»
– Почему урок я начала с этой песни?
– Что такое «погода»?
– Что называется «климатом»?
– В какую погоду вы чувствуете себя хорошо, комфортно?
– Согласны ли вы, что у природы плохой погоды не бывает?
– Почему с благодарностью надо принимать любое время года?
– Может ли человек что-то изменить, влиять на атмосферу?
– А влияет ли на человека атмосфера?
– Давайте обобщим наши знания по теме «Атмосфера», исследовав взаимодействие человека и атмосферы.
Слайд № 3.
– Запишите тему урока «Атмосфера и человек».
– Какие задачи мы должны решить на уроке?
Слайд № 4.
– Как взаимодействуют человек и атмосфера?
– Какие последствия имеет это взаимодействие для человека и для атмосферы?

 

Просмотр иллюстраций разных явлений погода и времен года.

Участие в беседе

 

 

 

 

Запись даты, темы урока
Формулировка  Ц и З урока

2. Реализация и осознание новых 1. Актуализация опорных знаний

– Восстановим основные  знания по теме.

Слайд № 4. Подумай и ответь:

– Почему атмосферу называют газообразной оболочкой Земли?
– Какой газ необходим всем живым организмам?
– С помощью какого газа происходит  процесс фотосинтеза и сохраняется тепло атмосферы?
– Какой газ защищает от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей Солнца?

Слайд №5. Обсудите в ППС и найдите ответ:

– Почему с высотой температура воздуха понижается, ведь, удаляясь от Земли, мы приближаемся к Солнцу – источнику тепла?
Возможно ли следующее: Земля вращается вокруг Солнца, а смены времен года не происходит?

Слайд №6. Определите приборы (в МГ).

– Какой элемент погоды измеряется, в каких единицах? (Изображение флюгера, термометра, снегомерной рейки, гигрометра, барометра, осадкомера)

Слайд №7. Определите климатический пояс. Покажите на карте.

1. Сухой и жаркий климат. Осадков 100-200 мм.
2. Выделяются 4 времени года. Лето теплое, зима холодная.
3. В течение года постоянно высокая температура и очень влажно.
4. Сухой и холодный климат в течение года.
5. Летом действуют тропические ВМ, поэтому жарко и сухо, зимой – умеренные, поэтому прохладно и влажно.
6. Выделяются влажный (когда приходит экваториальная ВМ) и сухой (когда приходит тропическая ВМ) сезоны года.

ИМД
Участие в общем обсуждении

 

Обсуждение в ППС

 

Обсуждение в МГ, формулировка ответа
Отчет групп

 

Обсуждение в группах, работа с картой климатических поясов.

 

Отчет групп

2. Коллективное исследование влияния атмосферы на человека, его жизнь и деятельность (по заданиям в МГ)

Слайд № 8 Влияние атмосферы на человека.

– Результаты предлагаю записывать в таблицу.

Слайд № 9

Влияние атмосферы на человека

Влияние человека на атмосферу

   

Слайд № 10

  • Почтите тему и цель микроисследования.
  • Познакомьтесь с литературой, картами.
  • Ответьте на вопросы.
  • Сделайте выводы.
Вычерчивание таблицы
Карточки-задания для работы в группах

1 группа

Тема: Внешний вид людей. Расы.

Цель исследования: изучить различия людей по внешним признакам; установить причины такого различия; определить роль атмосферы.

Задания:

1. В учебнике 6 класса прочтите 1 и 2 части  параграфа 59, с.174-176.

2. Ответьте на вопросы:

– На какие группы делится население Земли по внешним признакам?
– Какие особенности внешнего вида имеет каждая группа?
– В каких частях Земли проживает люди каждой группы?
– Почему внешний вид людей, проживающих в разных климатических поясах, различен?

3. Сделайте вывод: Какую роль играет состояние атмосферы в разных климатических поясах на формирование  внешнего  облика  людей?

4. Подготовьте выступление от группы.

2 группа

Тема: Влияние атмосферы на образ жизни и    жилище человека.

Цель исследования:

  • познакомиться с  образом  жизни людей и видом жилищ в разных климатических поясах;
  • установить причины  различия;
  • определить роль атмосферы.

Задания:

1. В книге «По  материкам и океанам» прочтите тексты на с.51 (2 том) «Эскимосы Аляски» и на с.73 (1 том) «Маленькие хозяева большого леса».
Прочтите дополнительную информацию к теме.
2. Ответьте на вопросы:
– Какие народы ведут оседлый образ жизни? Почему?
– В каком климатическом поясе живут эти народы?
– Какие народы ведут кочевой образ жизни? Почему?
– В каких климатических поясах живут эти народы?
– Какое жилище имеют люди, проживающие в разных  климатических поясах?
3. Сделайте вывод: Какую роль играет состояние атмосферы в разных климатических поясах на формирование  образа жизни и жилищ  людей?
4. Подготовьте выступление от группы.

Дополнительная информация к заданию № 2.

Север. Зона субарктического климатического пояса

Жилище северных народов приспособлено для кочевой жизни. Жители Севера в основном занимаются рыболовством и оленеводством. Оленям нужны новые пастбища и людям часто приходится менять место жительства, кочевать. На крайнем севере нет строительного леса. Жилище строят из снега (иглу) или шкур животных (чум).

Лесная зона. Умеренный климатический пояс

Жилище – бревенчатая ИЗБА. Люди занимаются охотой, заготовкой грибов, ягод, заготовкой древесины в лесу, земледелием, животноводством. Ведут оседлый образ жизни. Дома строятся прочно и надолго. Строительный материал – дерево. В деревянном доме тепло, легко дышится.

Степи и пустыни. Юг умеренного пояса

Степи занимают большие пространства. Казахи, монголы  занимаются скотоводством, выращивают овец и коз. Кочевой образ жизни необходим для того, чтобы прокормить скот на новых пастбищах. Жилище называют ЮРТА. Это временное жилище. Оно легко собирается и переносится.

Пустыни. Тропический пояс

Арабские народы кочуют по пустыне, в поисках воды и травы для овец, Передвигаются на верблюдах. Чтобы укрыться от ночного холода и дневного зноя – ставят шатры из тонкого войлока (его делают из шерсти овец).

Экваториальный пояс

В тропическом лесу вечное лето. Но бывает и сезон обильных дождей, поэтому люди строят дома на специальных бревнах, поднимают их выше от земли, чтобы вода дождевая не затопляла жилище. В этой части планеты дома строят из тропических растений. Там не нужны толстые бревна из сосны, как в Сибири, где холодно. Здесь тепло и жилище больше нужно для спасения от жары, палящего солнца. В таком доме тоже удобно жить, хотя оно построено из ветвей и листьев тропических деревьев.

3 группа

Тема: Влияние атмосферы на занятие земледелием.

Цель исследования:

  • познакомиться с культурами, которые выращивает человек  в разных климатических поясах;
  • установить причины  различия;
  • определить роль атмосферы.

Задания:

1. Прочтите дополнительную информацию к теме.

2. Определите на комплексных картах в атласе 7 класса, какие культуры выращивают:

С.16. – арабы в тропическом поясе (оазисы Сахары)?
С.21 – бразильцы в субэкваториальном поясе Южной Америки?
С.24 – американцы в умеренном поясе Северной Америки?
С.32 –  индийцы  и шриланкийцы в субэкваториальном поясе Азии?

3. Ответьте на вопросы:

– Почему народы разных климатических поясов выращивают разные земледельческие культуры?
– Можно ли вырастить чай и кофе в умеренном поясе, пшеницу–в тропическом?
– В каком поясе невозможно занятие земледелием? Почему?
– Всегда ли можно получить хороший урожай?

4. Сделайте вывод: Как влияет  атмосфера на занятия человека земледелием?

5.  Подготовьте выступление от группы.

Дополнительная информация к заданию № 3.

Известно, что климатические условия оказывают заметное влияние на  хозяйственную деятельность человека.             Существенно зависит от метеорологических условий земледелие, формы которого совершенно различны в различных климатических зонах.
В пределах одной и той же зоны продуктивность земледелия может изменяться в соответствии с особенностью метеорологического режима отдельных районов. Повсеместно продуктивность сельского хозяйства в большей или меньшей степени колеблется во времени в зависимости от изменений погоды и климата. Особенно значительна изменчивость урожая зерновых культур в областях с континентальным климатом неустойчивого увлажнения.
В последние годы в связи с быстрым ростом численности населения производство продовольствия должно расти. В этих условиях любые колебания климата, уменьшающие урожаи, могут иметь тяжелые последствия.
Необходимы строить теплицы там, где климат холодный; оросительные каналы там, где климат сухой или бывают засухи.

4 группа

Тема: Влияние атмосферы на занятие  животноводством.

Цель исследования:

  • познакомиться с отраслями животноводства, которые развивает человек  в разных климатических поясах;
  • установить причины  различия;
  • определить роль атмосферы.

Задания:

1. Определите на комплексных картах в атласе 7 класса на с.30 и 31, в каких климатических поясах занимаются:

Оленеводством
Овцеводством
Верблюдоводством
Свиноводством
Разведением крупного рогатого скота

2. Ответьте на вопросы:

– Что является главным для жизни и роста домашних животных?
– Почему народы разных климатических поясов выращивают разных животных в домашнем хозяйстве?
– Подумайте, где выращивают лам?

3. Сделайте вывод: Как влияет  атмосфера на животноводство?

4.  Подготовьте выступление от группы.

5 группа

Тема: Влияние атмосферы на питание и одежду  человека.

Цель исследования:

  • определить одежду, продукты питания, необходимые для рациона людей, проживающих в разных климатах;
  • установить причины  различия;
  • определить роль атмосферы.

Задания:

1. Прочтите в энциклопедии «Большая книга знаний» на с.81 статью «Пища и продукты»  и дополнительный материал.

2. Ответьте на вопросы:

– Какие вещества необходимы организму человека? В каких продуктах они находятся?
– Одинаковое ли количество энергии и тепла человек использует в теплом и холодном климате?
– Может ли быть одинаковым рацион питания для людей разных климатических зон? Почему?
– Какую одежду носят люди, живущие в разном климате?
– Какие развлечения и забавы  есть у людей разных климатических поясов?

3. Сделайте вывод: Как влияет  атмосфера на рацион питания человека, его одежду, развлечения?

4. Подготовьте выступление от группы.

6 группа

Тема: Влияние атмосферы на здоровье и  самочувствие людей.

Цель исследования:

  • определить роль атмосферы;
  • установить причины  различия.

Задания:

1. Прочтите в энциклопедии «Большая книга вопросов и ответов» на с.305 статью «Как загрязнение влияет на здоровье человека», материал на с.149-151 в «Большой энциклопедии «почемучек», текст на с.44 «Хрестоматии по географии материков и океанов» дополнительный материал.

2. Ответьте на вопросы:

– Какие явления погоды могут привести к стрессам у человека?
– Какие заболевания могут возникнуть при загрязнении воздуха?
– В каком климате быстрее распространяются болезнетворные бактерии, вызывающие кишечные и инфекционные заболевания?
– В какую погоду пожилые люди чувствуют недомогание?
–  Какие явления погоды и климата могут привести к голоду и смерти людей?

3. Сделайте вывод: Как влияет  атмосфера на здоровье, самочувствие и жизнь людей?

4. Подготовьте выступление от группы.

Работа в шести МГ по заданиям, оформленных на карточках.
– Подведем итог 1 части нашего исследования:

Слайд № 17

  • Влияет ли атмосфера и процессы, которые в ней происходят, на человека?
  • В чем проявляется это влияние?
  • Назовите благоприятные и неблагоприятные последствия этого влияния.

3) Влияние человека и его деятельности на состояние атмосферы

– Изучение влияние человека на атмосферу провела творческая группа учеников, получив опережающее задания. Ребята определили главные проблемы, возникшие в атмосфере и составили слайд-программы с отчетами («Кислотные дожди», «Глобальное потепление климата». «Уменьшение озонового слоя», «Атмосфера городов»

Отчет групп по темам исследования с использованием иллюстративного материала, подготовленного учителем, на слайдах
Заполнение таблицы
Участие в общем обсуждении
– Подведем итог 2 части нашего исследовании:

Слайд № 18

  • Влияет ли  человек на атмосферу?
  • В чем проявляется это влияние?
  • Назовите благоприятные и неблагоприятные последствия этого влияния.

4) Подведение итога коллективного исследования – анализ данных заполненной таблицы

  • Как взаимодействуют человек и атмосфера?
  • Какие последствия имеет это взаимодействие для человека и для атмосферы?
Знакомство со слайд-программами, составленными учениками: анализ полученных данных в таблице, обсуждение

Просмотр презентаций

Заполнение второго столбика таблицы.

Анализ полученных данных в таблице, обсуждение

3. Рефлексия Слайд № 19 (стихи)

О человек! Земное ты создание.
Включи на «пятую» свое сознание.
Храни свой дом – планету голубую.
Единственную, не найдешь такую!
Ты думай далеко вперед,
Тогда планета не умрет!

– Мы пришли к выводу, что человек изменяет состав атмосферы, влияет на ее состояние и таким образом угрожает здоровью и жизни всего человечества.
Подумайте, как каждый из нас может уменьшить вредное воздействие на атмосферу. Дома составьте проект «Мой личный вклад в улучшение состояния атмосферы»

 

 

 

 

 

 

Запись домашнего задания