Цели и задачи:
- Образовательные:
- обобщить знания по теме;
- установить взаимосвязь между состоянием атмосферы (погодными явлениями, особенностями климата разных поясов) и населением Земли, его хозяйственной деятельностью;
- сформировать представления о влиянии хозяйственной деятельности населения на состояние атмосферы;
- определить главные экологические проблемы воздушной оболочки планеты и пути их решения.
- Развивающие:
- развивать навык исследовательской деятельности через анализ картографического материала, материалов учебника и дополнительной литературы; установление причинно – следственных связей
- развивать умение работать по предложенному плану;
- развивать умение применять полученные по теме знания в новых учебных ситуациях;
- развивать умение выявлять причины и сущность экологических проблем, связанных с изменениями в атмосфере;
- развивать коммуникативные компетенции при работе с ППС и МГ.
- Воспитательные:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- воспитание экологической ответственности, мышления и сознания, как черты личности.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
1. Мотивационный | АОЗ. Фронтальная беседа для
постановки Ц и З урока Презентация. Слайд №1 Слайд № 2. Демонстрация слайдов под звучание песни «У
природы нет плохой погоды…» |
Просмотр иллюстраций разных явлений погода и времен года. Участие в беседе
Запись даты, темы урока |
|||
2. Реализация и осознание новых | 1. Актуализация опорных знаний – Восстановим основные знания по теме. Слайд № 4. Подумай и ответь: – Почему атмосферу называют газообразной
оболочкой Земли? Слайд №5. Обсудите в ППС и найдите ответ: – Почему с высотой температура воздуха
понижается, ведь, удаляясь от Земли, мы
приближаемся к Солнцу – источнику тепла? Слайд №6. Определите приборы (в МГ). – Какой элемент погоды измеряется, в каких единицах? (Изображение флюгера, термометра, снегомерной рейки, гигрометра, барометра, осадкомера) Слайд №7. Определите климатический пояс. Покажите на карте. 1. Сухой и жаркий климат. Осадков 100-200 мм. |
ИМД Участие в общем обсуждении
Обсуждение в ППС
Обсуждение в МГ, формулировка ответа
Обсуждение в группах, работа с картой климатических поясов.
Отчет групп |
|||
2. Коллективное исследование
влияния атмосферы на человека, его жизнь и
деятельность (по заданиям в МГ) Слайд № 8 Влияние атмосферы на человека. – Результаты предлагаю записывать в таблицу. Слайд № 9
Слайд № 10
|
Вычерчивание таблицы | ||||
Карточки-задания для работы в
группах 1 группа Тема: Внешний вид людей. Расы. Цель исследования: изучить различия людей по внешним признакам; установить причины такого различия; определить роль атмосферы. Задания: 1. В учебнике 6 класса прочтите 1 и 2 части параграфа 59, с.174-176. 2. Ответьте на вопросы: – На какие группы делится население Земли по
внешним признакам? 3. Сделайте вывод: Какую роль играет состояние атмосферы в разных климатических поясах на формирование внешнего облика людей? 4. Подготовьте выступление от группы. 2 группа Тема: Влияние атмосферы на образ жизни и жилище человека. Цель исследования:
Задания: 1. В книге «По материкам и океанам» прочтите
тексты на с.51 (2 том) «Эскимосы Аляски» и на с.73 (1
том) «Маленькие хозяева большого леса». Дополнительная информация к заданию № 2. Север. Зона субарктического климатического пояса Жилище северных народов приспособлено для кочевой жизни. Жители Севера в основном занимаются рыболовством и оленеводством. Оленям нужны новые пастбища и людям часто приходится менять место жительства, кочевать. На крайнем севере нет строительного леса. Жилище строят из снега (иглу) или шкур животных (чум). Лесная зона. Умеренный климатический пояс Жилище – бревенчатая ИЗБА. Люди занимаются охотой, заготовкой грибов, ягод, заготовкой древесины в лесу, земледелием, животноводством. Ведут оседлый образ жизни. Дома строятся прочно и надолго. Строительный материал – дерево. В деревянном доме тепло, легко дышится. Степи и пустыни. Юг умеренного пояса Степи занимают большие пространства. Казахи, монголы занимаются скотоводством, выращивают овец и коз. Кочевой образ жизни необходим для того, чтобы прокормить скот на новых пастбищах. Жилище называют ЮРТА. Это временное жилище. Оно легко собирается и переносится. Пустыни. Тропический пояс Арабские народы кочуют по пустыне, в поисках воды и травы для овец, Передвигаются на верблюдах. Чтобы укрыться от ночного холода и дневного зноя – ставят шатры из тонкого войлока (его делают из шерсти овец). Экваториальный пояс В тропическом лесу вечное лето. Но бывает и сезон обильных дождей, поэтому люди строят дома на специальных бревнах, поднимают их выше от земли, чтобы вода дождевая не затопляла жилище. В этой части планеты дома строят из тропических растений. Там не нужны толстые бревна из сосны, как в Сибири, где холодно. Здесь тепло и жилище больше нужно для спасения от жары, палящего солнца. В таком доме тоже удобно жить, хотя оно построено из ветвей и листьев тропических деревьев. 3 группа Тема: Влияние атмосферы на занятие земледелием. Цель исследования:
Задания: 1. Прочтите дополнительную информацию к теме. 2. Определите на комплексных картах в атласе 7 класса, какие культуры выращивают:
3. Ответьте на вопросы: – Почему народы разных климатических поясов
выращивают разные земледельческие культуры? 4. Сделайте вывод: Как влияет атмосфера на занятия человека земледелием? 5. Подготовьте выступление от группы. Дополнительная информация к заданию № 3. Известно, что климатические условия оказывают
заметное влияние на хозяйственную
деятельность человека.
Существенно
зависит от метеорологических условий
земледелие, формы которого совершенно различны в
различных климатических зонах. 4 группа Тема: Влияние атмосферы на занятие животноводством. Цель исследования:
Задания: 1. Определите на комплексных картах в атласе 7 класса на с.30 и 31, в каких климатических поясах занимаются:
2. Ответьте на вопросы: – Что является главным для жизни и роста
домашних животных? 3. Сделайте вывод: Как влияет атмосфера на животноводство? 4. Подготовьте выступление от группы. 5 группа Тема: Влияние атмосферы на питание и одежду человека. Цель исследования:
Задания: 1. Прочтите в энциклопедии «Большая книга знаний» на с.81 статью «Пища и продукты» и дополнительный материал. 2. Ответьте на вопросы: – Какие вещества необходимы организму
человека? В каких продуктах они находятся? 3. Сделайте вывод: Как влияет атмосфера на рацион питания человека, его одежду, развлечения? 4. Подготовьте выступление от группы. 6 группа Тема: Влияние атмосферы на здоровье и самочувствие людей. Цель исследования:
Задания: 1. Прочтите в энциклопедии «Большая книга вопросов и ответов» на с.305 статью «Как загрязнение влияет на здоровье человека», материал на с.149-151 в «Большой энциклопедии «почемучек», текст на с.44 «Хрестоматии по географии материков и океанов» дополнительный материал. 2. Ответьте на вопросы: – Какие явления погоды могут привести к
стрессам у человека? 3. Сделайте вывод: Как влияет атмосфера на здоровье, самочувствие и жизнь людей? 4. Подготовьте выступление от группы. |
Работа в шести МГ по заданиям, оформленных на карточках. | ||||
– Подведем итог 1 части нашего
исследования: Слайд № 17
3) Влияние человека и его деятельности на состояние атмосферы – Изучение влияние человека на атмосферу провела творческая группа учеников, получив опережающее задания. Ребята определили главные проблемы, возникшие в атмосфере и составили слайд-программы с отчетами («Кислотные дожди», «Глобальное потепление климата». «Уменьшение озонового слоя», «Атмосфера городов» |
Отчет групп по темам исследования с
использованием иллюстративного материала,
подготовленного учителем, на слайдах Заполнение таблицы Участие в общем обсуждении |
||||
– Подведем итог 2 части нашего
исследовании: Слайд № 18
4) Подведение итога коллективного исследования – анализ данных заполненной таблицы
|
Знакомство со слайд-программами,
составленными учениками: анализ полученных
данных в таблице, обсуждение Просмотр презентаций Заполнение второго столбика таблицы. Анализ полученных данных в таблице, обсуждение |
||||
3. Рефлексия | Слайд № 19 (стихи)
– Мы пришли к выводу, что человек изменяет
состав атмосферы, влияет на ее состояние и таким
образом угрожает здоровью и жизни всего
человечества. |
Запись домашнего задания |