Внеклассная работа по предмету (на материале английского языка)

Разделы: Иностранные языки


Проблемы повышения эффективности обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, развития умения учащихся работать самостоятельно, смещение акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся. Одним из действенных способов, способствующих успешному усвоению иностранного языка, является внеклассная работа по предмету.

Внеклассная работа по иностранному языку включает в себя такую систему, при которой каждый учащийся, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделить преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Внеклассная работа дает возможность экономии времени обучения за счет положительного эмоционального настроя учащихся и повышения у них скорости познавательных процессов, активизации речемыслительной деятельности, повышения успеваемости, качества знаний.

К формам проведения внеклассной работы относятся: конференция, диспут, дискуссия, беседа, экскурсия, заочное путешествие, викторина и т.д. Эти формы наиболее эффективны для выявления знаний учащихся, активизации процесса обучения и воспитания и ускорения усвоения знаний и умений учащимися [3, с. 181].

При организации внеклассной работы по иностранному языку следует учитывать специфику данного учебного предмета, который во многом отличается от овладения родным языком и от других учебных дисциплин. Иностранный язык требует ежедневной и систематической работы и четко поставленные цели обучения. Данные цели должны быть понятны для учащихся с тем, чтобы происходило развитие их речемыслительной деятельности. Внеклассная работа может помочь учащимся осознать и достичь эти цели, при этом она должна учитывать потребности всех школьников – не только способных или заинтересованных, но и тех, кому этот предмет дается с трудом, или чьи интересы лежат в области других предметов.

Для поддержания постоянного интереса учащихся к иностранному (английскому) языку учителю необходимо обдумывать структуру каждого внеклассного мероприятия: какие приемы, наглядные и технические средства следует применить, как решить практические, общеобразовательные и воспитательные задачи, как организовать свою деятельность и деятельность учащихся. Данные мероприятия, организуемые по тематическому принципу, позволяют осуществить более глубокий контроль учащихся.

При организации внеклассной работы по английскому языку следует учитывать возрастные психологические особенности учащихся. Знание особенностей их возрастного коммуникативного развития дает возможность применять соответствующую форму внеклассной работы, помогает при выборе учебно-коммуникативных задач, организации обучения различным видам речевой деятельности и решении основной цели обучения – формирования личности учащихся [2, с. 41].

В основе функционирования системы внеклассной работы по любому предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание, формы, методы, направление педагогического воздействия на личность, характер связи отдельных элементов системы. Целесообразно выделить наиболее значимые принципы внеклассной работы по иностранному (английскому) языку:

  • принцип связи с жизнью;
  • принцип коммуникативной активности;
  • принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности с уроками английского языка;
  • принцип учета возрастных особенностей учащихся;
  • принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
  • принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по английскому языку [1].

При использовании внеклассной работы по английскому языку и системы лекций, зачетов и семинаров учитель получает планируемый результат: учащиеся овладевают общеучебными навыками (самостоятельная работа с книгой, лекцией, аутентичными текстами), конструктивным уровнем знаний, ориентируются на деятельностный подход в обучении (усваиваются не только знания, но и способы мышления и деятельности).

На наш взгляд, рационально использовать разнообразные формы внеклассной работы с привлечением учащихся разных возрастных групп.

Учащиеся начального звена показывают свои знания, умения и навыки в счете и знании лексики, обучающиеся среднего звена состязаются в знании грамматики, а старшеклассники берут интервью у присутствующих и сами отвечают на задаваемые вопросы. Привлечение учащихся из разных классов позволяет создать преемственность поколений и привести обучение английскому языку в последовательную систему.

Внеклассная работа по английскому языку дает реальную пользу для активизации речемыслительной деятельности и отражается на результатах обучения:

  • значительно улучшается четкость работы класса;
  • каждый учащийся, работая на посильном для него уровне трудности, лучше осознает свои ближайшие цели;
  • применение внеклассной работы дает возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки;
  • наличие хорошо успевающих учащихся заставляет учителя постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможность их развития;
  • повышается число школьников, выбирающих английский язык для сдачи экзамена, участвующих в городских и областных олимпиадах, поступающих в высшие учебные заведения на факультет иностранных языков;
  • в беседах с учащимися, поступивших на факультет иностранных языков, отмечается, что им легко адаптироваться к вузовской системе обучения;
  • учащиеся легко овладевают конкретными приемами работы и умеют переносить их на изучение любого предмета.

Таким образом, на основании практической деятельности мы можем сказать, что разнообразные формы внеклассной работы по английскому языку вызывают интерес у учащихся, способствуют формированию их речемыслительных способностей, познавательной активности, умения работать самостоятельно.

Литература:

  1. Белова А.В. Психолого-педагогические основы внеклассной работы по английскому языку [Электронный ресурс] // URL: http://lib.podelise.ru/docs/2374/index-2777.html (дата обращения: 15.10.2013)
  2. Конышева А.В. Общие положения организации внеклассной работы по иностранному языку // Материалы III научно-практической конференции учителей средних общеобразовательных школ. – Новополоцк, 2000. – С. 39-43
  3. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания. Конспект лекций. – М.: Изд-во «Высшее образование», 2006. – 206 с.