Цель: воспитание и усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, любви и уважения к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Задачи:
- Обучающие:
- формировать углубленные знания о своей семье;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
- активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье (красивая, ласковая, нежная, добрая, трудолюбивая, седая, старенькая, строгий, сильный, смелый, храбрый, мудрый, семья);
- продолжать формировать умение вести диалог.
- Развивающие:
- развитие речи, логического мышления, наглядно-образного восприятия, познавательной активности;
- развивать диалогическую речь;
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе (нежная мама, смелый папа и т.д.);
- закреплять знания о родственных связях слов (семья, семейный, семьянин; дом, домик, домашний );
- развивать понимание логико-грамматических конструкций; изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( мамочка, братик, сестричка и т.д.);
- Воспитательные:
- воспитывать любовь к семье, родному дому, уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга, желание высказывать свои чувства близким людям,
- воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Методы:
- словесный (художественное слово – стихи Т. Нужиной «Есть чудо в природе», Т.Травника «Две бабушки, два дедушка», О.Ковалевой «Семья – это важно», диалог, вопросы, объяснение, обращение к опыту ребенка (составление генеалогического древа, рассматривание семейных альбомов,);
- наглядный (демонстрационный – высказывание Л.Н.Толстого, китайского философа Конфуция, толковые словари С.Ожегова, Д.Н. Ушакова, рассматривание слайдов – «семья», «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «брат», «сестра».
- игровой (словесная игра, воображаемая ситуация (создание «дома счастья» для «сердца семьи», дидактические игры «Расскажи о близких людях», «Вежливые слова», « Кто кем приходится», сюрпризный момент с микрофоном – «волшебный» голос );
- практический (самостоятельная деятельность детей: наполнение «сердца» качествами – здоровьем, радостью, добротой, дружбой; создание «дома счастья» из кирпичиков – «понимание», «уважение», «труд», «веселье»; показ способа действия, физминутка «Дом», пение песни «Нам песня строить и жить помогает»)
Приемы:
- организации детей на занятии подгрупповой, индивидуальной;
- активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемные ситуации)
- обучения (словесный образец педагога; обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности детей; оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО)
Материалы и оборудование:
- высказывание Л. Н. Толстого;
- высказывание китайского философа Конфуция;
- компьютер, проектор, экран , магнитофон, микрофон,
- макет «чудо-сердца»;
- маленькие сердечки с надписями : «здоровье», «радость», «доброта», «дружба»;
- кирпичики для постройки дома счастья с надписями: «понимание», «уважение», «труд», «веселье»;
- крыша с надписью «любовь»;
- маленькие сердечки по количеству детей для поощрения в конце занятия;
- музыкальное сопровождение: свадебный марш Мендельсона; музыка: И. Дунаевского, слова: В. Лебедева-Кумача«Нам песня строить и жить помогает»; музыка-релакс для создания эмоционального настроя.
Предварительная работа: чтение
определения слова «семья» в известных толковых
словаряхрусского языка С. И. Ожегова, В.И. Даля, и
Ушакова.
рассматривание семейных альбомов с
фотографиями; беседа по фотографиям; создание
генеалогического древа семьи, рассказы детей о
членах своей семьи; рисование «Моя семья», «Мой
дом»; разучивание индивидуальных стихов; чтение
художественной литературы Т. Агибалова « В
семейном кругу», А. Шилов «Что может быть семьи
дороже?», О. Бундур «Семья»; рассказы А.Куприна
«Бедный принц», И. Бунина «Снежный бык»
Л. Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
– Сегодня на нашем занятии мы поговорим о самом дорогом, что есть у каждого человека – о семье и о родном доме.
(Звучит свадебный марш Мендельсона.)
– Под звуки этой музыки скрепляли свой союз
ваши мамы и папы. Этот момент считается днём
рождения вашей семьи.
– Вслушайтесь в слово «семья». Скажите,
пожалуйста, о чем может говорить нам это слово? (Ответы:
когда все вместе, когда все счастливы, когда
много людей и т.д.)
– А что написано о семье в словаре Ожегова? (Чтение
определения семьи в словаре).
– А теперь скажите мне, зачем человеку семья? (Жить
вместе, помогать друг другу, чтобы были дети,
защищать, заботиться друг о друге и т.д.)
– Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? (Дружной,
трудолюбивой, уважать друг друга, любить друг
друга, понимать и т. д.)
(Рассуждения детей, ответы должны быть
полными).
– Посмотрите, сколько много причин мы назвали для
чего нужна семья.
– Давайте вспомним и расскажем стихи о семье.
Дети читают стихи:
Есть чудо в природе,
Поверьте друзья,
И знают в народе,
Что это – семья.Две бабушки, два дедушки,
Родители и я –
Вот так и получается
Обычная семья.Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Дидактическая игра «Расскажи о близких людях»
– А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Показывается слайд – мама
Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая,
ласковая, нежная, умная, требовательная…
Слайд – папа
Папа (какой?) – строгий, умный, сильный…
Слайд – бабушка
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, отзывчивая,
ласковая, доброжелательная, седая…
Слайд – дедушка
Дедушка (какой?) – старый, мудрый, седой…
Слайд – сестра
Сестра (какая?) – весёлая, задорная, непоседливая,
старшая, младшая, маленькая, большая…
Слайд – брат
Брат (какой?) – сильный, слабый, маленький,
большой, старший, младший, подвижный…
Дидактическая игра «Кто кем приходится»
– А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
- Мальчик для папы и мамы кто?
- Мальчик для дедушки и бабушки?
- Девочка для папы и мамы?
- Девочка для дедушки и бабушки?
- Папа для дедушки и бабушки?
(Ответы детей)
– Молодцы!
– Ребята вы верите в чудеса? (Ответы детей.)
– Я предлагаю вам увидеть чудо.
Звучит «сказочная музыка», используя микрофон для создания эффекта волшебства, я произношу:
Если в чудо веришь,
Мы о нём расскажем.
Если в чудо веришь,
Мы его покажем.
Чудеса повсюду есть –
Их не перечесть,
Но для вас особое
Чудо из Чудес!
Открывается занавес, перед детьми стоит макет «Чудо-Сердце»
– Когда всё хорошо, сердце семьи бьётся спокойно. Какими чувствами наполнено такое сердце? Как вы думаете?
Ответы детей, нахождение и составление сердца из моделей:
Здоровье
Хорошо здоровым быть!
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!!!
Радость
Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.
Доброта
Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
В свое сердце добро ты впусти.
Дружба
– О дружбе есть прекрасная пословица:
«Друг за друга держаться, ничего не бояться».
– Как вы понимаете эту пословицу? (Ответ: если
быть дружными, то никакая беда не страшна; быть
вместе.)
– Наше сердце наполнено такими важными нужными
чувствами-качествами! И, конечно, сердцу нужен
дом, в котором оно будет счастливо.
Физминутка «Дом»
«Мы построим дом большой, – руки вверх
Будут стены, будет крыша, – показывают стены и
крышу, руками
Будем счастливы мы в нем. – обнимаем себя
Станем в гости мы ходить, – ходьба на месте
Будем всех мы вас любить. – руки вытягиваем
вперёд
Приходите в гости к нам, – руки вперёд и к себе
Будем рады всем друзьям». – улыбаемся и машем.
– Сегодня мы с вами станем строителями и будем строить дом, в котором будет жить сердце семьи – это дом счастья.
– Существует легенда об удивительной семье. Семья эта состояла из ста человек и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя страны. И он решил посетить эту семью. Когда он убедился, что всё это правда, он спросил старца: «Как вам удаётся жить не обижая друг друга?». Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот прочитал и удивился. Сто раз было написано слово «понимание».
Дети находят и ставят кирпичик «Понимание».
Кирпичик – «уважение».
Вопрос: а что же такое уважение? (Ответ: помогать старшим, слушаться, вежливо обращаться друг другу.)
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Каждый ребёнок наполняет шкатулку вежливым словом.
– Молодцы, как много вы знаете вежливых слов.
Никогда не забывайте их использовать в общении с
людьми.
– Вы говорили, что семья должна быть
трудолюбивой, значит, нам нужен кирпичик «труда».
Ставится кирпичик «труд»
– А когда работа спорится? (Когда весело, когда поем песню)
Звучит отрывок из песни: (воспитатель поет вместе с детьми)
Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.
И крышей нашего дома будет «любовь».
Любви всегда везде есть место!
С ней никогда не будет тесно!
Любовь людей соединяет,
Руками нежно обнимает
И молодых и стариков,
Всем на земле даёт свой кров.
– Молодцы! Вы наполнили сердце семьи чудесными чувствами, построили для него дом счастья!
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите
на членов своей семьи? (Дети называют все
качества: Добро, радость, веселье, хорошее
настроение, любовь и т.д.).
– А как вы думаете, почему у вас возникают такие
чувства? (Потому, что вы любите своих родителей,
мама и папа любят вас).
– И как сказалкитайский мыслитель и философ
Конфуций: «Государство – это большая семья, а
семья – это маленькое государство. И держится
оно на любви и детях».
Здесь дети играют,
Тепло и уют.
Здесь в жизнь провожают,
Но прежде – дают.
Семья это – дети,
И пусть на планете,
И в памяти сердца и в детских очах,
Всегда остается
Доброе солнце,
Светлая нежность – семейный очаг!
Итог занятия
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
– Дети, понравилось вам наше занятие? Что вам больше всего запомнилось? Мне тоже понравилось с вами заниматься, вы так много знаете о своих семьях, как заботится о них, беречь их, умеете рассказывать стихи, дружно играть. Я хочу подарить вам по маленькому сердечку, на память о сегодняшнем занятии.
– Молодцы! Спасибо вам!
Литература:
- Программа «Воспитание маленького волжанина» научный руководитель – Е.С. Евдокимова.
- «Говорим правильно» О.С. Гамзяк.
- Толковые словари С.И.Ожегова, В.И. Даля и Ушакова.