Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в подготовительной группе по теме "Сердце для счастья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: воспитание и усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, любви и уважения к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Задачи:

  • Обучающие:
    • формировать углубленные знания о своей семье;
    • вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей семье;
    • активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье (красивая, ласковая, нежная, добрая, трудолюбивая, седая, старенькая, строгий, сильный, смелый, храбрый, мудрый, семья);
    • продолжать формировать умение вести диалог.
  • Развивающие:
    • развитие речи, логического мышления, наглядно-образного восприятия, познавательной активности;
    • развивать диалогическую речь;
    • закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе (нежная мама, смелый папа и т.д.);
    • закреплять знания о родственных связях слов (семья, семейный, семьянин; дом, домик, домашний );
    • развивать понимание логико-грамматических конструкций; изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление;
    • учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( мамочка, братик, сестричка и т.д.);
  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к семье, родному дому, уважительное отношение друг к другу, умение слушать друг друга, желание высказывать свои чувства близким людям,
    • воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Методы:

  • словесный (художественное слово – стихи Т. Нужиной «Есть чудо в природе», Т.Травника «Две бабушки, два дедушка», О.Ковалевой «Семья – это важно», диалог, вопросы, объяснение, обращение к опыту ребенка (составление генеалогического древа, рассматривание семейных альбомов,);
  • наглядный (демонстрационный – высказывание Л.Н.Толстого, китайского философа Конфуция, толковые словари С.Ожегова, Д.Н. Ушакова, рассматривание слайдов – «семья», «мама», «папа», «бабушка», «дедушка», «брат», «сестра».
  • игровой (словесная игра, воображаемая ситуация (создание «дома счастья» для «сердца семьи», дидактические игры «Расскажи о близких людях», «Вежливые слова», « Кто кем приходится», сюрпризный момент с микрофоном – «волшебный» голос );
  • практический (самостоятельная деятельность детей: наполнение «сердца» качествами – здоровьем, радостью, добротой, дружбой; создание «дома счастья» из кирпичиков – «понимание», «уважение», «труд», «веселье»; показ способа действия, физминутка «Дом», пение песни «Нам песня строить и жить помогает»)

Приемы:

  • организации детей на занятии подгрупповой, индивидуальной;
  • активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемные ситуации)
  • обучения (словесный образец педагога; обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности детей; оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО)

Материалы и оборудование:

  • высказывание Л. Н. Толстого;
  • высказывание китайского философа Конфуция;
  • компьютер, проектор, экран , магнитофон, микрофон,
  • макет «чудо-сердца»;
  • маленькие сердечки с надписями : «здоровье», «радость», «доброта», «дружба»;
  • кирпичики для постройки дома счастья с надписями: «понимание», «уважение», «труд», «веселье»;
  • крыша с надписью «любовь»;
  • маленькие сердечки по количеству детей для поощрения в конце занятия;
  • музыкальное сопровождение: свадебный марш Мендельсона; музыка: И. Дунаевского, слова: В. Лебедева-Кумача«Нам песня строить и жить помогает»; музыка-релакс для создания эмоционального настроя.

Предварительная работа: чтение определения слова «семья» в известных толковых словаряхрусского языка С. И. Ожегова, В.И. Даля, и Ушакова.
рассматривание семейных альбомов с фотографиями; беседа по фотографиям; создание генеалогического древа семьи, рассказы детей о членах своей семьи; рисование «Моя семья», «Мой дом»; разучивание индивидуальных стихов; чтение художественной литературы Т. Агибалова « В семейном кругу», А. Шилов «Что может быть семьи дороже?», О. Бундур «Семья»; рассказы А.Куприна «Бедный принц», И. Бунина «Снежный бык»

Л. Н. Толстой говорил: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

– Сегодня на нашем занятии мы поговорим о самом дорогом, что есть у каждого человека – о семье и о родном доме.

(Звучит свадебный марш Мендельсона.)

– Под звуки этой музыки скрепляли свой союз ваши мамы и папы. Этот момент считается днём рождения вашей семьи.
– Вслушайтесь в слово «семья». Скажите, пожалуйста, о чем может говорить нам это слово? (Ответы: когда все вместе, когда все счастливы, когда много людей и т.д.)
– А что написано о семье в словаре Ожегова? (Чтение определения семьи в словаре).

– А теперь скажите мне, зачем человеку семья? (Жить вместе, помогать друг другу, чтобы были дети, защищать, заботиться друг о друге и т.д.)
– Какой должна быть семья? Что семью скрепляет? (Дружной, трудолюбивой, уважать друг друга, любить друг друга, понимать и т. д.)
(Рассуждения детей, ответы должны быть полными).
– Посмотрите, сколько много причин мы назвали для чего нужна семья.
– Давайте вспомним и расскажем стихи о семье.

Дети читают стихи:

Есть чудо в природе,
Поверьте друзья,
И знают в народе,
Что это – семья.

Две бабушки, два дедушки,
Родители и я –
Вот так и получается
Обычная семья.

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Дидактическая игра «Расскажи о близких людях»

– А какие же они, родные и дорогие нам люди? Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Показывается слайд – мама
Мама (какая?) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная…
Слайд – папа
Папа (какой?) – строгий, умный, сильный…
Слайд – бабушка
Бабушка (какая?) – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая…
Слайд – дедушка
Дедушка (какой?) – старый, мудрый, седой…
Слайд – сестра
Сестра (какая?) – весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая…
Слайд – брат
Брат (какой?) – сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный…

Дидактическая игра «Кто кем приходится»

– А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

  • Мальчик для папы и мамы кто?
  • Мальчик для дедушки и бабушки?
  • Девочка для папы и мамы?
  • Девочка для дедушки и бабушки?
  • Папа для дедушки и бабушки?

(Ответы детей)

– Молодцы!
– Ребята вы верите в чудеса? (Ответы детей.)

– Я предлагаю вам увидеть чудо.

Звучит «сказочная музыка», используя микрофон для создания эффекта волшебства, я произношу:

Если в чудо веришь,
Мы о нём расскажем.
Если в чудо веришь,
Мы его покажем.
Чудеса повсюду есть –
Их не перечесть,
Но для вас особое
Чудо из Чудес!

Открывается занавес, перед детьми стоит макет «Чудо-Сердце»

– Когда всё хорошо, сердце семьи бьётся спокойно. Какими чувствами наполнено такое сердце? Как вы думаете?

Ответы детей, нахождение и составление сердца из моделей:

Здоровье

Хорошо здоровым быть!
Красоте дивясь природной!!!
Вот тогда начнете жить!
Здорово здоровым быть!!!

Радость

Радость – это свет в окошке,
Радость – ягоды в лукошке,
Радость – тысяча улыбок,
Радость – стая мелких рыбок.
Радость в сердце жить должна.
Очень нам она нужна.

Доброта

Доброта непременно спасает весь мир
Помогает расти всем на свете
Чтобы людям гармонию, мир обрести
В свое сердце добро ты впусти.

Дружба

– О дружбе есть прекрасная пословица: «Друг за друга держаться, ничего не бояться».
– Как вы понимаете эту пословицу? (Ответ: если быть дружными, то никакая беда не страшна; быть вместе.)
– Наше сердце наполнено такими важными нужными чувствами-качествами! И, конечно, сердцу нужен дом, в котором оно будет счастливо.

Физминутка «Дом»

«Мы построим дом большой, – руки вверх
Будут стены, будет крыша, – показывают стены и крышу, руками
Будем счастливы мы в нем. – обнимаем себя
Станем в гости мы ходить, – ходьба на месте
Будем всех мы вас любить. – руки вытягиваем вперёд
Приходите в гости к нам, – руки вперёд и к себе
Будем рады всем друзьям». – улыбаемся и машем.

– Сегодня мы с вами станем строителями и будем строить дом, в котором будет жить сердце семьи – это дом счастья.

– Существует легенда об удивительной семье. Семья эта состояла из ста человек и в ней царили мир и согласие. Молва об этом долетела до правителя страны. И он решил посетить эту семью. Когда он убедился, что всё это правда, он спросил старца: «Как вам удаётся жить не обижая друг друга?». Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот прочитал и удивился. Сто раз было написано слово «понимание».

Дети находят и ставят кирпичик «Понимание».

Кирпичик – «уважение».

Вопрос: а что же такое уважение? (Ответ: помогать старшим, слушаться, вежливо обращаться друг другу.)

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Каждый ребёнок наполняет шкатулку вежливым словом.

– Молодцы, как много вы знаете вежливых слов. Никогда не забывайте их использовать в общении с людьми.
– Вы говорили, что семья должна быть трудолюбивой, значит, нам нужен кирпичик «труда».

Ставится кирпичик «труд»

– А когда работа спорится? (Когда весело, когда поем песню)

Звучит отрывок из песни: (воспитатель поет вместе с детьми)

Нам песня строить и жить помогает,
Она, как друг, и зовет, и ведет,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадет.

И крышей нашего дома будет «любовь».

Любви всегда везде есть место!
С ней никогда не будет тесно!
Любовь людей соединяет,
Руками нежно обнимает
И молодых и стариков,
Всем на земле даёт свой кров.

– Молодцы! Вы наполнили сердце семьи чудесными чувствами, построили для него дом счастья!

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

– Какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи? (Дети называют все качества: Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь и т.д.).
– А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы любите своих родителей, мама и папа любят вас).
– И как сказалкитайский мыслитель и философ Конфуций: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство. И держится оно на любви и детях».

Здесь дети играют,
Тепло и уют.
Здесь в жизнь провожают,
Но прежде – дают.
Семья это – дети,
И пусть на планете,
И в памяти сердца и в детских очах,
Всегда остается
Доброе солнце,
Светлая нежность – семейный очаг!

Итог занятия

– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

– Дети, понравилось вам наше занятие? Что вам больше всего запомнилось? Мне тоже понравилось с вами заниматься, вы так много знаете о своих семьях, как заботится о них, беречь их, умеете рассказывать стихи, дружно играть. Я хочу подарить вам по маленькому сердечку, на память о сегодняшнем занятии.

– Молодцы! Спасибо вам!

Литература:

  1. Программа «Воспитание маленького волжанина» научный руководитель – Е.С. Евдокимова.
  2. «Говорим правильно» О.С. Гамзяк.
  3. Толковые словари С.И.Ожегова, В.И. Даля и Ушакова.