В рамках новых ФГОС внеурочной деятельности отводится особое значение, которое становится неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Внеурочная деятельность понимается как одна из форм организации свободного времени обучающегося, целью которой является расширение образовательного пространства, способствующего определению его интереса, свободному выбору направления и удовлетворения обучающихся в содержательном досуге.
На стадии введения стандартов второго поколения перед педагогом возникли следующие задачи:
- Подобрать программу внеурочной деятельности, удовлетворяющую интересам детей;
- Методическая задача – максимально включить в работу деятельностный, практико-ориентированный подход.
И программу, которая помогла мне решить эти задачи я нашла.
Наше образовательное учреждение с 2012 года реализует экспериментальную программу первого уровня “Необычное в обычном” (далее Программа) комплексной образовательной программы развития младших школьников “Мир моих интересов” в рамках внеурочной деятельности 1 класса по направлению общеинтеллектуальное. Программа направлена на развитие познавательного интереса учащихся через создание информационно-образовательной среды, предполагающей практико-ориентированный подход.
Программа “Мир моих интересов”
- 1 класс – Общие понятия окружающего мира “Необычное в обычном”.
- 2 класс – Природные законы и явления “Другой взгляд – другой мир”
- 3 класс – Знакомство со странами и народами мира.
- 4 класс – Наука и технологии современного общества.
Данная программа построена по модульному принципу, первый уровень “Необычное в обычном” содержит 33 модуля. Темы первого года обучения взяты из различных областей жизни человека, например, “Число три”, “Мыльные пузыри”, “Космос”, “8 Марта” и так далее, что положительно сказывается на сохранении стабильного интереса ребёнка к занятиям, на формировании внутренней мотивации к познавательной деятельности.
Методические рекомендации для учителя содержат кроме основного конспекта занятия много дополнительных материалов, что позволяет педагогу легко интегрировать тему изученного модуля в другие предметные области, тем самым позволяет обеспечить достижения метапредметных образовательных результатов.
Основной тип занятий – комбинированный, посредством чередования форм организации учебно-познавательной деятельности младших школьников с различными средствами обучения. В отличие от обычных уроков, на внеурочном занятии, кроме тетради на бумажном носителе, учащийся использует в работе интерактивный учебник, портал kuvirkom.com, на котором у каждого ребёнка есть персональный кабинет. Интерактивные игры-задания направлены на развитие компьютерной грамотности, тонких двигательных навыков, пространственного и логического мышления, памяти, формирование информационной культуры. Все задания способствуют закреплению материала в игровой форме. Помогает ребятам выполнять задания герой курса – Хелпик (от англ. help – помощь). По итогам обучения у каждого ребёнка сформировано электронное портфолио, в котором представлены результаты работы по каждому модулю в виде значков-ачивок (от англ. achievement - достижение) и другие его личные достижения.
Структура и содержание Программы соответствует основным принципам концепции новых образовательных стандартов и является первой ступенью в комплексной непрерывной программе личностного развития учащегося общеобразовательной школы.
Сильными сторонами Программы являются:
- использование средств дистанционных технологий;
- формирование умения работать с виртуальной образовательной средой;
- возможность создания первого для учащегося электронного портфолио.
Программа позволяет:
- соответствовать требованиям ФГОС;
- учитывать потребности современных учащихся и их родителей;
- сформировать имидж передовой современной школы.
Программа “Мир моих интересов” востребована обучающимися, родителями и учителями нашей школы. В 2013-2014 учебном году мы продолжаем сотрудничество с НОУ “Открытый молодёжный университет” по реализации комплексной образовательной программы. 1 класс работает по программе “Необычное в обычном”, 2 класс реализует программу второго года обучения “Другой взгляд – другой мир”.