Развитие речи с элементами культуры речи. Сравниваем прошлое и настоящее. Работа с картиной Б.М. Кустодиева "Масленица". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели.

  1. Познакомить учащихся с творчеством Бориса Михайловича Кустодиева.
  2. На материале живописного произведения показать разные смысловые оттенки одной главной идеи: время бежит – жизнь меняется, мы меняемся… а что же остается неизменным?
  3. Донести до сознания школьников, что история – это не какой-то отвлеченный от жизни отдельный процесс; это как раз и есть те изменения, которые происходят с течением времени в жизни людей.

Задачи урока:

  • выяснить, что дети знают о Масленице;
  • организовать работу по выделению фрагментов картины, соответствующих разным темам, с помощью рамочки;
  • выяснить, за счет чего художнику удалось создать впечатление чудесного зимнего дня и атмосферу праздничных гуляний;
  • объяснить школьникам, что эту картину Борис Кустодиев написал почти 100 лет назад;
  • в ходе обсуждения подвести детей к выводу, что сохранилось очень многое: природа, архитектура, традиции.

Ход урока

I. Организационный момент: (Cлайд 1). Приложение

- Глядя на заставку к уроку, вы поняли, что на сегодняшнем уроке мы отправляемся в Музейный Дом. Мы с вами совершим виртуальную экскурсию в прошлое и настоящее. (Слайд 2)

- А помогут нам в этом залы Государственной Третьяковской галереи. В каждом зале своя история, свое время, свой мир.

II. Актуализация знаний. (Cлайд 3)

- Мир Николая Рериха. Мир Ваг Гога. (Cлайд 4)

- Мир Бориса Михайловича Кустодиева. (Cлайд 5)

- Мир Бориса Михайловича Кустодиева (фильм) - мир солнца и праздника…

- У разных художников разное представление о времени, о жизни. (Cлайд 6)

- Время бежит – жизнь меняется, мы меняемся… а что же остается неизменным?

- Попробуем ответить на этот вопрос, но только после того, как рассмотрим в “Музейном Доме” репродукцию картины Бориса Михайловича Кустодиева “Масленица”.

- Для работы нам понадобятся лупа, рамки (круглая и две прямоугольных), информационная карта и лист эксперта.

- Как вы понимаете название картины? Высказывания детей. (Cлайд 7)

- Обратимся к Толковому словарю и узнаем, что означает слово “масленица”.

- А что это за праздник такой – Масленица, вы знаете?

- А что можно наблюдать во время масленичных гуляний?

- Для этого обратимся к “Информационной карте”.

III. Работа с “Информационной картой”.

- Чтение по цепочке или шепотом.

- Найдите и подчеркните отрывок, в котором перечисляются развлечения на этом празднике.

IV. Работа с картиной.

1. Рассматривание картины. Работа в паре. (Cлайд 8)

- Этому празднику Б.М. Кустодиев посвятил свою картину “Масленица”. Найдите и рассмотрите в “Музейном Доме” учебника “Литературное чтение” (ч. 2) репродукцию этой картины. (Cлайд 9)

- Займёмся детальным исследованием картины. Рассмотрите пять кружков над и три кружка под репродукцией. В них даны слегка увеличенные фрагменты картины. Такие же фрагменты лежат у вас на столах. Работаем в парах.

- Какую сценку вы видите внутри первого кружка? Понимаете, в какой части репродукции нужно искать этот фрагмент? Найдите его.

- Рассмотрите третий кружок. Покажите этот фрагмент на репродукции.

- Рассмотрите второй кружок. Найдите и покажите этот фрагмент на репродукции.

- Рассмотрите четвёртый кружок. Что поможет вам найти на репродукции выделенный в нём фрагмент: тёмный ствол дерева? дом с колоннами? дым из трубы? Покажите этот фрагмент на репродукции.

- Рассмотрите пятый кружок. Покажите этот фрагмент на репродукции.

- Рассмотрите и покажите первый большой круг, который находится под репродукцией.

- Рассмотрите второй большой круг. Найдите на картине и покажите, какой именно её фрагмент увеличен с помощью лупы.

- Рассмотрите третий большой круг.

2. Рельеф. (Cлайд 10)

- С какой точки зрения художник смотрит на изображаемую местность: снизу вверх или сверху вниз? Какие преимущества даёт такая точка зрения: многое ли с неё видно? (В картине “Масленица” художник Кустодиев смотрит на происходящие события как бы находясь на вершине холма. Этот прием позволяет развернуть широкую панораму народного праздника и колоритного русского зимнего пейзажа).

- Исследуйте рельеф изображённой местности. Чем примечательна изображенная местность? Можно ли назвать эту местность холмистой? С помощью большой рамки выделите горизонтальный фрагмент, который подтвердит ваше мнение. (Изображенная местность интересна тем, что она холмистая. Если поставить рамку в правый нижний угол репродукции, в неё сразу войдут три холма.)

- Это город или деревня? (Судя по большому количеству храмов, это город. Художник писал свою картину под впечатлением от древних подмосковных городов Серпухова и Зарайска).

3. Архитектура. (Cлайд 11)

- Сколько храмов входит в поле зрения художника? Не торопитесь с ответом — возьмите лупу и исследуйте задний план. Учтите, что очертания некоторых храмов нечёткие. Хорошо видны четыре храма (две белые церкви и две – цвета красного кирпича); но на заднем плане в туманной дымке просматриваются еще две колокольни. Таким образом, можно сказать, что видно шесть храмов.

- Какие постройки, кроме церквей, ты видишь: деревянные и каменные дома? многоэтажные дома? Покажите и те и другие с помощью круглой рамки. Слева на заднем плане деревянные одноэтажные домики, справа – кирпичные многоэтажные дома.

- Удалось ли тебе обнаружить Торговые ряды? Торговые ряды – это не деревянная масленичная постройка и не круглый масленичный шатер (и то и другое украшены государственными флагами), а каменное одноэтажное здание слева, крашенное белой краской, с полукруглыми арочными проемами, на фоне которого видны четыре флага, установленные на масленичной постройке.

- Кажутся ли вам нарядными масленичные постройки: балаган (где идёт представление народного театра) и карусель? Сколько российских флагов их украшает?

4. Природа. (Cлайд 12)

- Усиливает ли впечатление праздника иней на деревьях? А цветовая гамма неба?

- Чем ещё интересно изображение неба? Покажите самые примечательные, на ваш взгляд, фрагменты неба круглой рамкой.

- Давно ли выпал снег? Сильный ли был снегопад? Снег шел долго и выпал уже давно, об этом можно судить по его обилию на деревьях и по глубоким следам чьих-то ног на сугробе (на переднем плане справа.

Много ли выпало снегу? Какие предметы, покрытые снегом, вас в этом убеждают?

Глубокий ли снег? Найдите на картине и покажите с помощью круглой рамки конкретные детали, которые могут подтвердить ваше мнение. (Глубокие следы.)

5. Развлечения. (Cлайд 13)

- Какое развлечение на Масленицу художник считает самым главным? Почему вы так думаете? Можно ли назвать упряжки лошадей праздничными?

- Сколько саней с лошадками ты насчитал(а)? Учти: некоторые из них можно рассмотреть только в лупу!” (Без лупы в разных местах картины видно восемь упряжек. А через лупу можно рассмотреть ещё несколько в левой части картины на дальнем плане — возле каменных Торговых рядов.)

- Много ли людей принимает участие в праздновании Масленицы?

- Как ещё (кроме катания на лошадях) развлекаются люди на Масленицу: рассмотрите, что делается внизу, на площади. (Смотрят представление народного театра, водят хоровод, катаются на карусели.)

- Где слышны музыка и пение? (Под высокими деревьями справа.)

- Покажите музыканта с помощью круглой рамки. На каком инструменте он играет?

- Можно ли сказать, что у детей — свои развлечения, отличные от развлечений взрослых? (Дети играют в снежки и катаются с горки на санях.)

- Можно ли по одежде отличить возниц от пассажиров? Рассмотрите одежду возниц. Видно, что это одинаковая одежда: темно-синие кучерские кафтаны с кушаками (поясами) и похожие шапки с красным верхом.

- Рассмотри, что делается на площади, недалеко от монастырской стены. Сколько российских флагов украшают масленичные постройки? Внизу на площади, рядом с монастырской стеной, установлен шатер, где продаются разные игрушки и снедь. Здесь много людей. Они явно что-то покупают, возможно, едят блины.

6. Звуки масленицы. (Cлайд 14)

- Какие звуки исходящие из картины мы можем услышать? Постарайтесь ничего не упустить! (Звук гармошки и пение, разговоры и смех людей; покрикивание ямщиков, звяканье колокольчиков, голоса играющих ребят, птичий грай (крик), конское ржанье, звон церковных колоколов.)

V. Работа с фрагментами. (Cлайд 15)

- Возьми рамочку. Выдели с ее помощью горизонтальные фрагменты, которые можно было бы назвать: “Храмы древнего города”, “Детские забавы”, “Лошади. Катание на санях””.

- А теперь выдели вертикальные фрагменты с такими названиями: “Березы после снегопада”, “Хорошо звучит гармонь”, “Птицы в небе”.

- В письме к своему учителю Б.Кустодиев писал: “Не знаю удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел: любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому. Это было всегда сюжетом моих картин”. Что вы можете ответить на этот вопрос Б.Кустодиеву?

VI. Составление схему “Время бежит – жизнь меняется, мы меняемся… а что же остается неизменным?”/ (Cлайд 16)

- Давайте составим схему.

- Удалось ли художнику создать впечатление чудесного зимнего дня? А атмосферу праздничных гуляний?

- Народные праздники были излюбленной темой в творчестве Бориса Кустодиева. И первое место среди них занимает веселая, шумная, хлебосольная масленица.

VII. Итог урока. (Cлайд 17)

- Эту картину Борис Кустодиев написал почти 100 лет назад. Глядя на эту картину, трудно представить, что она создавалась художником в ту пору, когда он был уже тяжело и неизлечимо болен. Парализованный, навсегда прикованный к инвалидному креслу, Кустодиев говорил о себе: “Мой мир теперь – это моя комната”. Но, вопреки всему, именно в этой комнате рождались такие яркие, жизнелюбивые и полные оптимизма творения, как “Масленица”. (Cлайд 18)

- Как вы думаете, что изменилось в жизни таких городов, как этот, в наше время? А что сохранилось, осталось неизменным?”. В наше время появились новые постройки: многоэтажные дома, торговые центры, предприятия, школы. Появилось телевидение, интернет; у людей появились новые возможности для того, чтобы общаться друг с другом, встречаться, путешествовать. Но природа, памятники культуры, традиции и обряды, любовь к праздникам, стремление общаться друг с другом – все это осталось неизменным

- Как вы думаете, какие фрагменты картины можно отнести к настоящему сегодняшнему времени?

- Предположи: уцелел ли рельеф и замечательная природа этой местности, можно ли сегодня увидеть эти прекрасные храмы? Сохранилась ли традиция празднования Масленицы? (Cлайд 19)

- В ходе исторических изменений меняется внешняя канва, внешние обстоятельства жизни: может измениться название армии и самого государства; могут появиться новые праздники; поменяться денежные знаки; одежда; мода на прически. Но почти неизменной остается природа вокруг нас, сохраняются архитектурные памятники, которые несут атмосферу прошлого и, наконец, чувства людей в разные исторические эпохи остаются прежними. Именно поэтому нас волнуют литературные, живописные, музыкальные произведения, написанные много лет и даже веков назад. Для разных поколений людей остаются неизменными, представляют собой главные жизненные ценности такие чувства, как любовь близких, помощь и поддержка друзей, способность радоваться красоте мира природы, ощущение причастности к истории и культуре своей страны.

- Сохранилось очень многое! Природа, архитектура, традиции…Это настоящее богатство! Это наши вечные ценности!

VIII. Домашнее задание. (Cлайд 20)

- Не только поэты, художники, но и композиторы старались передать свои воспоминания, впечатления об этом веселом русском празднике.

- Дома вы постараетесь ответить на вопрос: “Можно ли с помощью музыки создать впечатление народного гулянья, оживленных разговоров, катания на санях, зимних игр, веселья и смеха?”.

- Для этого вы должны найти в Интернете фрагмент из балета Игоря Стравинского “Петрушка”, который называется “Народные гуляния на Масленой”.

- Работая над сочинением, пишите только о том, что вы представляете, когда слушаете музыку и смотрите на картину, а не все то, что вам известно об этом празднике.

- Как начать сочинение? (Ребята предлагают варианты:

Я слушаю фрагмент из балета Игоря Стравинского “Петрушка”, который называется “Народные гуляния на Масленой”, и мне представляется...

Когда звучит фрагмент из балета Игоря Стравинского “Петрушка”, который называется “Народные гуляния на Масленой”, мне кажется...

Услышав первые звуки фрагмента из балета Игоря Стравинского “Петрушка”, который называется “Народные гуляния на Масленой”, я оказалась на празднике среди гуляющих, веселящихся людей...)