Цель: формирование умения воспринимать художественные образы картины. Продолжить работу с живописным произведением: учить детей чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник, показать второклассникам, что название картины тоже может быть содержательно.
Задачи.
- Формировать умение анализировать изобразительно-выразительные средства картины.
- Показать детям редкий пример “оживления”, очеловечивания природного явления в живописном образе на материале картины Николая Рериха “Стражи ночи”.
- Формировать умение связно, логично выражать свои мысли и чувства, строить текст, представляющий собой описание изображённого на картине.
- Обогатить словарь учащихся лексикой, передающей настроение и основную мысль произведения изобразительного искусства.
- Развивать у детей цветовосприятие, упражнять в подборе красок. Закрепить представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.
- Познакомить учащихся с творчеством Н.Рериха.
Ход урока
I. Организационный момент:
Сегодня день торжественен и строг.
Открыта дверь, музей гостей встречает,
В стенах своих входящих привечает,
Лишь стоит преступить его порог.
(Cлайд 1). Презентация
- Сегодня на уроке мы совершим виртуальную экскурсию в “Музей”.
- Зачем люди ходят в музеи? Рассматривать произведения искусства.
(Cлайд 2)
- Выберите смайлик, с которым вы хотели бы отправиться на экскурсию. (Солнце с лицом, солнце без лица).
II. Актуализация знаний.
- Поднимите смайлик, который вы выбрали. (Солнце с лицом).
- Почему вы выбрали именно этот, а не другой смайлик? (Солнышко радуется, смеется, а на втором нет лица, не понятно).
(Cлайд 3)
- Прием, которым вы воспользовались при выборе – называется олицетворение. Этот прием встречается в литературном тексте. Иногда и художники “оживляют” явления и объекты природы, изображают их как живых существ. Сегодня нас ждет встреча с таким художником. Мы познакомимся с творчеством необыкновенного человека – Николая Рериха.
III. Работа с картиной.
(Cлайд 4)
- Но вот, за разговором, мы незаметно подошли к “Музею”. Поднимаемся по ступенькам и читаем строки из стихотворения С.Михалкова.
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.
(Cлайд 5)
- Сегодня нам предстоит быть экспертами по исследованию картины Н.К.Рериха “Стражи ночи”.
- Какая задача стоит перед нами? Внимательно рассмотреть картину, выделить главное, проанализировать картину и описать в соответствии с алгоритмом.
- Для этого нам понадобятся необходимые инструменты, учебники “Русский язык. 2 класс. 2 часть”, “Литературное чтение. 2 класс. 2 часть”, листы эксперта, на которых вы будете фиксировать свои заключения.
- По названию мы можем определить, что или кто будет изображен на картине?
- Как вы понимаете название картины? Высказывания детей.
(Cлайд 6)
- Посмотри в Толковом словаре, что означают слова “страж” и “охранять”. Учебник ч. 2 стр.126, 118.
СТРАЖ, -а. Тот, кто охраняет, защитник (страж стоял у ворот замка).
ОХРАНЯТЬ — 1. Оберегать, относиться бережно (охранять природу; охранять чей-то сон, покой, то есть не давать нарушать). 2. Стеречь, следить за сохранностью кого-нибудь или чего-нибудь (охранять вещи).
- Найди в “Музейном Доме” в учебнике “Литературное чтение” картину Николая Рериха “Стражи ночи”. (Учебник “Литературное чтение”: ч. 2).
(Cлайд 7)
- Догадываешься, кто же они — эти стражи ночи на картине Николая Рериха? Горы.
- Какие объекты природы одушевляет художник? Художник одушевляет именно горы.
(Cлайд 8)
- Рассмотрите выделенные фрагменты картины “Стражи ночи”, помещённые слева от репродукции.
- Найдите и покажите на репродукции с помощью прямоугольной рамки 1 фрагмент (рассмотреть по очереди каждый фрагмент). Рассмотрите его в лупу.
- На кого, с твоей точки зрения, похожи горы: на воинов в шлемах и плащах, на великанов? на мудрых старцев? на монахов в капюшонах? Снежная гора рисует старинные длинные бороды, а скалы похожи на монахов в капюшонах, расположившихся в ночи. Все кругом темно и как - будто голова великана лежит на скалах. Все они сказочно чудны и разнообразны. Но все они из снежных скал - эти стражи ночи.
- Значит ли это что для художника горы — живые? В картине "Стражи ночи" как - будто все живое.
(Cлайд 9)
- У слова “охранять” два основных значения. В каком значении мы используем слово “охранять”, когда говорим, что стражи охраняют ночь? Слово “охранять” мы используем в первом значении: оберегать, относиться бережно. Горы-стражи оберегают тишину и покой ночи, сон природы.
- Какой пример из словарной статьи ближе всего по смыслу к тому, о чем нам рассказывает художник? Охранять чей-то сон, покой, то есть не давать нарушать.
(Cлайд 10)
- Как тебе кажется: Горы-стражи молчат или разговаривают в ночной темноте? Они двигаются или застыли неподвижно? Они надежные стражи? Горы-стражи неподвижно застыли в молчании, или Горы-стражи медленно обходят свои владения, над мглой долин, над облаками перед алмазными зубцами не отдыхает стража гор!
(Cлайд 11)
- Какие чувства они у тебя вызывают: страх? удивление? восхищение? уважение? Стражи вызывают удивление, потому что это, с одной стороны, огромные природные сущности, а с другой стороны, они напоминают людей.
(Cлайд 12)
- “Мастер цвета”. Обратите внимание на краски, которые художник использовал в своем произведении.
- Нанесите на лист эксперта все цвета, которые есть на картине.
- Какая цветовая гамма у вас получилась? Теплая или холодная?
- Для чего художник использует именно эту цветовую гамму? Эти вопросы рассчитаны на то, что дети проникнутся атмосферой таинственной тишины ночного пейзажа.
(Cлайд 13)
- Как ты думаешь, откуда падает такой холодный голубоватый свет на горы? Скорее всего, это свет луны, которую мы не видим.
- Какая же ночь на картине Н. Рериха: лунная, тихая, темная, таинственная, холодная, звездная? Ночь тихая, лунная, с темным бархатным небом, на котором видны мерцающие огоньки звезд.
(Cлайд 14)
- Художник изображает горы ночью и называет свою картину “Стражи ночи”. Это название связано с темой или основной мыслью художника. Тема картины: горный пейзаж ночью. А вот основная мысль, ради которой художник ее написал: горы в ночном пейзаже похожи на людей в воинских шлемах или в монашеских одеяниях, как будто охраняющие покой ночи. Поэтому можно сказать, что название картины выражает ее основную мысль.
- Как ты определишь главное наблюдение художника? Каким впечатлением он хочет с нами поделиться? Главное наблюдение художника заключается в том, что явления природы для него живые, очеловеченные. Художник делится с нами своим впечатлением от суровых, величественных гор в ночном пейзаже, которые кажутся ему ожившими стражами ночи.
IV. Составление кластера.
- А теперь давайте подведем итог нашей экспертизы и составим некую “гроздь” (или кластер), в центре которого была бы тема занятия, а в окружающих ее “гроздьях” были записаны те факты, которые нам удалось выяснить.
(Cлайд 15)
- Сегодня на уроке я познакомился с картиной Николая Рериха “Стражи ночи”.
- Какие объекты были выделены на картине? Работа с каждым объектом.
- Для описания каждого объекта давайте вспомним, какие слова - действия, признаки помогли нам увидеть картину ярче, выразительнее. Учитель выслушивает ответы детей и постепенно открывает варианты подбора опорных слов для каждого объекта.
V. Работа с деформированным текстом.
(Cлайд 16)
- Найдите в “Карточке – помогайке” описание каждого объекта.
- Расположите абзацы в соответствии с описанием картины.
Творческая работа по картине Николая Рериха “Стражи ночи”.
Сегодня на уроке я познакомился с картиной Николая Рериха “Стражи ночи”.
В картине "Стражи ночи" как-будто все живое. Снежная гора рисует старинные длинные бороды, а скалы похожи на монахов в капюшонах, расположившихся в ночи. Все кругом темно и как - будто голова великана лежит на скалах. Все они сказочно чудны и разнообразны. Но все они из снежных скал - эти стражи ночи. Стража гор не отдыхает, она медленно обходит свои владения и оберегает тишину ночи, сон природы.
Горы - стражи вызывают удивление, потому что это, с одной стороны, огромные горы, а с другой стороны, они напоминают людей.
Чтобы показать нам атмосферу таинственной тишины ночного пейзажа, художник использует холодные цвета. На горы падает холодный голубоватый свет. Это свет луны, которую мы не видим. Ночь на картине Н. Рериха тихая, лунная, с темным бархатным небом, на котором видны мерцающие огоньки звезд.
Художник изображает горы ночью и называет свою картину “Стражи ночи”. Н.Рерих делится с нами своим впечатлением от суровых, величественных гор в ночном пейзаже, которые кажутся ему ожившими стражами ночи, похожими на людей в воинских шлемах или в монашеских одеяниях, как будто охраняющих покой ночи. Главное переживание художника заключается в том, что явления природы для него живые, очеловеченные.
VI. Домашнее задание.
(Cлайд 17)
- Используя материалы Учебник: ч. 2, с.89—90 №57 и “Карточку – помогайку”, выполнить творческую работу по картине Н.Рериха “Стражи ночи”.
VII. Слово о художнике Николае Рерихе.
(Cлайд 18) (рассказ на фоне фильма)
- Я приглашаю вас в прекрасный мир ослепительных вершин и изумительных красок гор, воспетых Великим художником. Николай Константинович Рерих - всемирно известный художник. Фамилия Рерих означает “богатый славой”. Рерих, действительно, прославился на весь мир. Он родился в г.Санкт-Петербурге, но большую часть жизни он прожил в Индии. О Рерихе сложены легенды: будто бы нашёл он счастливую страну - Шамбалу, дружит с самим Духом гор и ведомы ему тайны мира. Согласно всем легендам мира, БОГИ живут на высоких неприступных горах, величественностью своею издавна поражавших и восхищавших сознание людей. Здесь они были как бы вне земной радости и горечи, пространства и времени.
VIII. Подведение итогов урока.
- Где побывали? Чему учились?
- Понравился ли урок, отобрази свое настроение на смайлике без лица. Поднимите вверх и подарите нашим гостям.