Цель модульного обучения – содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
УЭ0.
Образовательно-развивающие цели: повторить основные величины, характеризующие ток, законы постоянного тока, узнать исторические материалы Таттинского РЭС.
Воспитательные цели: получить объективность проявлений изучаемых явлений, процессов и закономерностей в быту и производстве, умение работать в паре.
Оборудование: компьютер, проектор, лампочка, ключ, провода, амперметр, вольтметр, источник питания(на пару по одному набору).
План урока:
УЭ0. Интегральная цель. 0 мин.
УЭ1.Входной контроль. 5 мин.
УЭ2. Изучение нового материала.14 мин.
УЭ3. Проверка степени усвоения, повторения материала.18 мин.
УЭ4. Выходной контроль. Экспресс -диагностика-тест. 5 мин.
УЭ5. Подведение итогов работы. Рефлексия. Выставление оценок за урок. 3 мин.
Ход урока
УЭ1. Разгадайте анаграммыв группе и найдите лишнее понятие в каждом столбце.
1. Мерапермт, атабор, пинжяренае, тольтеврм.
2. Илса отка, Яздар, Рямев, нееиросптилов
3. Львот, Лунко, Тюньон, памер
Молодцы, знаете основные понятия по электрическим явлениям. Когда у нас загорелась первая лампочка вы знаете?
УЭ2. Изучение материала об истории Таттинской РЭС. (12мин.) (Слайдовая презентация.)
Из истории Таттинской РЭС.
Первая электростанция в Якутии была официально запущена в эксплуатацию 9 августа 1914 года, а её мощность на тот момент составляла 180 кВт, что позволяло обеспечить освещение центральных улиц, магазинов, учебных заведений и нескольких жилых домов.
Первые электрические лампочки в нашем районе зажглись в начале 30-х годов. До января 1967 года на выработку электроэнергии села Ытык-Кель работали ведомственные электростанции, преимущественно Таттинского РТС и райпромбыткомбината.
В 1967 году была официально введена первая государственная электростанция на базе АПДС (автопередвижная дизельная электростанция в 22 кВт) и именовалась Ытык-Кюельская ДЭС. В этом же году эта мощность со вводом еще двух стационарных дизелей “Шкода 275 Л” по 300кВт каждая, была доведена до 600кВт.
В 1968 году, демонтировав устаревшие модели “Шкода 275 Л”, были установлены дизеля Г-66 в 600кВт и ДГА-300 в 300кВт, в итоге дававшие электроэнергию в 900кВт. В 1970 году уже работали 2 эти установки .Эксплуатация этих электростанций требовало больших сил и умений обслуживающего персонала: механиков и дизелистов. Нужно было не отходя проводить дежурство. Расход топлива (солярки) составлял 7–8 тонн в сутки. Периодические дозаправки дизелей в зимнее время, перебои с поступлением топлива(солярки привозили через Усть-Татту по реке Алдан), сильная копоть, высокая пожароопасность – вот неполный перечень проблем того времени. Случались частые перебои, часто, особенно зимой, деревня оставалась без света.
В 1972 году, после ввода высоковольтной линии в 35 кВт Ытык-Кюельская ДЭС подключили к Чурапчинской, однако ДЭС действовала в единой системе.
В 1973 году была в Ытык-Кюеле смонтирована дополнительно Г-66 и его общая мощность с головной Чурапчинской ДЭС проработала до конца 70-х, затем была переведена в “горячий” резерв. В эти годы велась трудоемкая работа по построению высоковольтных опор, столбов, для ЛЭП, постройка мачтовых опор через реку Лена, с тем чтобы подключиться к Якутской ГРЭС.
В 1977-78 гг. было произведено подключение к Якутской ГРЭС. Она была введена
в эксплуатацию в 1967 году. Работает на природном газе. Обслуживает все заречные
районы. Из Якутской ГРЭС к нам поступает
ток напряжением 110 кВ. его трансформаторные станции понижают и доводят до
потребителя. В нашем родном селе Чычымахе первые электрические лампочки зажглись
в 1955 году, работала дизельная станция в Тумуле.
Прочитайте учебный материал.
Сделайте записи хронологий в тетради.
УЭ3. Решите задачи.
Задача 1.
Чему равна сила тока первой АПДС Таттинского района при напряжении 1000 В?
Задача 2.
Из Якутской ГРЭС в наш Таттинский улус поступает ток напряжением 110 кВ и он понижается с помощью трансформаторов на 220 В. Найдите сопротивление в цепи дома при силе тока 0,1 А.
Задача 3.
Чтобы оплатить месячную оплату за свет Мама записала текущие показания со счетчика электроэнергии 7800 (кВтч). И еще сняла с предыдущей квитанции об оплате за свет первые показания счетчика – 7567 (кВтч). Вычислите стоимость израсходованной электроэнергии за месяц при тарифе 2,23 за 1 кВтч и заполните квитанцию оплаты.
Задание 2. (Проектная работа.)
Определите мощность лампочки. Для этого вам имеется лампочка, ключ, провода, амперметр, вольтметр, источник питания.
УЭ4.
А1. В каких годах зажглись первые лампочки в нашем улусе?
1. В 30-х г.
2. В 40-х г.
3. В 50-х.
4. В 60-х.
А2. Как в электрической схеме обозначается резистор?
А3. В коком году строили первые высоковольтные опоры, столбы для ЛЭП?
1.1990 2.1973 3.1930 4. 2000
А4. Как называется работа сторонних сил по перемещению заряда тока?
1. Сопротивление.
2. Напряжение.
3. Электродвижущая сила.
4. Сила тока.
А5. В каком соединении напряжение в цепи не изменяется?
1. Последовательном.
2. Параллельном.
3. Смешанном.
4. Ни в каком.
А6. Как называется другая единица работы тока, часто применяемая на практике?
1. Дж.
2. Вт.
3. кВт ч.
4. Ом.
А7. К какому источнику было произведено подключение ЛЭП в 1977–78 гг.
1. К Чурапчинской ДЭС.
2. К Якутской ГРЭС.
3. Дизельной станции.
4. Не было подключений.
А8. Чему равна сила тока при коротком замыкании в цепи?
1. ε/r
2. ε/R+r
3. U/J
4. JUt
А9. В каком году Чычымахе зажглись первые электрические лампочки?
1. 1950.
2. 1955.
3. 1990.
4. 2000.
А10. В каком соединении сила тока не изменяется?
1. Последовательном.
2. Параллельном.
3. Смешанном.
4. Ни в каком.
Ответы запишите в виде таблицы:
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 |
УЭ5. Рефлексия.
Мне понравился урок, потому что………
Мне не удалось……………………………
Было бы еще……………………………….
Итог.
ДЗ : прочитать §30–48.
Заполнение дневников.